Энергетика малая — не значит второстепенная

Локальные источники энергии, или малая распределенная генерация завоевывает развитые страны

Сегодня малые источники электрогенерации, рассчитанные на своего индивидуального потребителя, все чаще теснят привычные нам ГЭС, ТЭС и сотни километров линий ЛЭП. Но это в мире, а что у нас?

«Пошли за шерстью, а вернулись стрижеными»

 

А у нас, что называется, не айс. Невеселой обрисовали ситуацию в сфере малой энергетики региона участники круглого стола «Ограничения и перспективы развития распределенной генерации электроэнергии в Новосибирской области», прошедшего в Новосибирской городской торгово-промышленной палате. Руководители ведущих предприятий в сфере энергетики, эксперты и чиновники признали, что стихийный процесс создания объектов малой распределенной энергетики (МРЭ) предприятиями региона привел к серьезным просчетам.
Владельцы объектов МРЭ жалуются, что сегодня правят бал крупные сетевые компании. И это так. Для сетевиков локальная генерация — мелочь, всерьез воспринимаются только источники в так называемом островном исполнении, которые позволяют отсечь тупиковые линии энергопередач, обеспечивающих небольшое количество потребителей. Важно и то, что существующие нормативные документы, так или иначе, направлены на защиту интересов монополистов. Однако кивать лишь на несовершенство норм и законов — не дело.

Сергей Семка, врио заместителя председателя правительства Новосибирской области:

— В подавляющем большинстве случаев негативные примеры использования источников малой распределенной энергетики в регионе — это результат ошибочно принятых технических решений и стремления заработать на продаже электроэнергии. 


— Каждый новый участник этого процесса как будто начинал с чистого листа. При этом проблемы не новы, с ними столкнулись собственники уже действующих объектов генерации. Издержки оказались столь значительными, что часть объектов локальной энергетики пришлось законсервировать, — констатировал Юрий Бернадский, президент Союза «НГТПП», генеральный директор МОО «МАРП».

По мнению Леонида Сарина, директора ООО «Болид», главная ошибка тех, кто потерпел неудачу при установке локального источника генерации, — в неправильном определении цели. В подавляющем большинстве инициаторы стремились в первую очередь заработать на продаже энергии, а не обеспечить собственные потребности. Но сегодня возможность последующего выхода на рынок продаж электроэнергии следует рассматривать всего лишь как побочный положительный эффект.
Добавим, что, как считают эксперты, ситуация, когда побудительным мотивом строительства собственных объектов по производству энергии была стоимость технологического присоединения к сетям, в настоящий момент уходит в прошлое. Кроме того, большинство негативных решений не были проработаны с точки зрения соответствия устанавливаемых мощностей и технических возможностей по потреблению этих мощностей. В результате некоторые владельцы локальных источников даже оказались не способны снизить мощность турбин, которые просто-напросто для этого были не предназначены!

Юрий Бернадский, президент «Новосибирской городской Торгово-промышленной палаты», генеральный директор МАРП: 
— Необходимо организовать Центр компетенций по данной проблематике, куда мог бы обратиться любой предприниматель, столкнувшийся с проблемой создания объектов локальной энергетики и желающий понять для себя, эффективно это или нет. Как вариант решения вопроса — возрождение министерства энергетики в правительстве Новосибирской области. Конечная цель — обеспечить повышение энергоэффективности каждого потребителя, каждого предприятия, в первую очередь, как основы развития экономики и промышленности региона.

Многочисленные неудачи сформировали в регионе в целом негативное отношение к малой энергетике. По мнению участников круглого стола, это необходимо переломить, так как источники МРЭ при должном использовании, несомненно, несут выгоду и конкретным предприятиям, и экономике региона в целом.

— За последнее время в отрасли более половины предложений так или иначе связаны с вопросами распределенной энергетики. Это как технические решения по источникам, так и вопросы организации систем автоматического управления, — пояснил Алексей Шибанов. — Следовательно, тема актуальна и требует детального осмысления. Работа в этом направлении уже началась. В июне прошел профильный круглый стол в полпредстве Сибирского федерального округа. Также тема будет подробно представлена в программе форума «Технопром-2018». 

Есть на кого равняться

 

Сегодня Новосибирской области крайне необходимы позитивные решения в сфере малой генерации. И примером подобного решения, представленным на круглом столе, оказался Новосибирский завод химконцентратов. Его главный энергетик Сергей Евдокимов рассказал об эффективной работе заводской газовой котельной и блочной модульной электростанции мощностью в 5,2 МВт:
— Собственными мощностями мы закрываем четвертую часть энергопотребления всего завода. Особенно важно, что мы снимаем пиковую нагрузку в утренние часы. А вот дальше нам дешевле купить электроэнергию, и электростанция переводится в режим отключения. Более того, экспериментально мы уже осуществляли реверс электроэнергии с нашей электростанции на соседнюю ТЭЦ-4. То есть подтвердили, что техническая возможность для передачи городу электроэнергии есть. 

Алексей Шибанов, исполнительный директор Межотраслевого некоммерческого фонда энергосбережения и развития ТЭК Новосибирской области:

— Принятие решений по установке любого энергоисточника должно иметь экономическое обоснование, смысл которого в получении более дешевой электроэнергии, чем та, которую предлагает централизованная система. При этом риски полностью ложатся на того, кто это решение принимает.


Впрочем, передача энергии городу — вопрос не первостепенной важности. Эксперты убеждены, что сегодня главная задача источника МРЭ — оптимально решать задачи предприятия по устойчивому энергоснабжению. Именно это соображение привлекло компанию ЗАО «Экран-Энергия» к теме малой генерации.

— К сожалению, сегодня мы отмечаем стабильно невысокое качество получаемой электроэнергии, от чего страдает работа промышленной площадки завода, — признал директор ЗАО «Экран-Энергия» Павел Грачев. — Перебои с подачей электроэнергии вынуждают рассматривать вопрос строительства собственной генерации на территории предприятия. Сегодня мы анализируем плюсы и минусы, положительные и отрицательные примеры, чтобы не допустить ошибок тех, кто прошел раньше этот путь. 
Участники круглого стола сошлись во мнении, что одним из оптимальных вариантов использования объекта МРЭ может стать превращение котельной предприятий, а у многих это мощнейший источник тепла, в комбинированный источник тепла и электроэнергии, по крайней мере, для собственных нужд. Опыт подсказывает, что максимальный экономический эффект достигается за счёт наивысшего коэффициента использования топлива, то есть — при строительстве когенерационных установок. При этом, по мнению Алексея Шибанова, любое предприятие, стабильно работающее в круглосуточном режиме, — уже объект для установки устройства МРЭ, так как есть реальная возможность получить энергообеспечение по стоимости ниже, чем от централизованного источника.

Работоспособная модель — только начало

 

Одним из выводов работы круглого стола явилось общее убеждение, что для решения проблем локальной энергетики первостепенное значение имеет создание четко продуманной модели источника МРЭ. Такую модель может взять для себя любая заинтересованная сторона и довести до ума в соответствии со своими конкретными условиями. Однако кто будет эту модель разрабатывать?

Сергей Бухаров, независимый эксперт, куратор проекта «Умная распределенная генерация»:

— Рост цены на электрическую энергию провоцирует промышленных потребителей на строительство собственной генерации. Крупные промышленники стараются повысить свою конкурентоспособность и эффективность, в том числе за счет уменьшения платежей. И тут вариант внедрения объектов малой энергетики для многих очень привлекателен. 


— Модель получается довольно сложная, так как при ее внедрении должны быть соблюдены не только экономические интересы конкретного предприятия, но и самой системы энергоснабжения города и региона, — рассуждает Сергей Бухаров, — Мы пришли к выводу, что необходимо создание Центра компетенций по данной проблематике с подключением к работе специалистов Института экономики и организации производства СО РАН. 

Участник круглого стола Никита Суслов, заместитель директора по научной работе ИЭ и ОПП СО РАН, подтвердил заинтересованность ученых:
— Мы уже в теме. Актуальность малой распределенной энергетики связана со структурными переменами в экономике, которая становится кластерной, инновационной, индивидуальной для каждого предприятия. Причем деньги здесь не главное, а главное — проект. Безусловно, этим потребностям отвечает малая распределенная энергетика, которая делает систему более инициативной. 
В ходе обсуждения было указано, что сегодня крайне важно оценить оптимальную потребность экономики и жилищно-коммунального хозяйства региона в дополнительных ресурсах. После чего надо определить условия и решения по передаче излишней энергии локальных источников в общую энергосистему, в том числе и с учетом ограничений, формируемых монополией.
— Нам необходимо обеспечить разумное сочетание централизованного и локального электро- и теплоснабжения, — считает Сергей Семка. — Задача сегодняшнего дня — определение приоритетов и параметров ключевых показателей развития региональной энергосистемы, корректировка стратегии Новосибирской области таким образом, чтобы локальные распределенные источники энергии могли стать дополнительным фактором устойчивости экономики региона.
По итогам встречи участники выработали предложения по формированию политики региона в области промышленной энергетики.
Итоги работы круглого стола подвел Юрий Бернадский:  — Сейчас эксплуатация локальных распределенных источников энергии несёт риски и убытки конкретным предпринимателям, а как ресурс в полном объеме не используется. Но можно с полной уверенностью сказать, что малая распределенная генерация очень скоро будет востребована и займет достойное место в части обеспечения бесперебойного снабжения энергией, повышения качества ее подачи с точки зрения потребителя и обеспечения устойчивости как энергосистемы, так и экономики Новосибирской области.