Апелляция к государству

Россия ежегодно тратит более 300 миллиардов бюджетных рублей на покупку шприцев, протезов, катетеров, наборов реагентов и прочих медицинских изделий. Из них 93 процента всех закупаемых предметов — импорт

Тема импортозамещения в сфере производства медицинских изделий уже навязла в зубах. И по замыслу разработчиков стратегии развития страны одним из наиболее перспективных путей решения проблемы является организация медико-технологических кластеров, в том числе и в Новосибирской области. Более того, иногда даже звучат утверждения, что этот кластер у нас создан, работает и даже успешно импортозамещает, в частности, эндопротезы. Однако, если мы заглянем в документы правительства региона, то увидим, что такой кластер имеет определение «формирующийся».


Целью организации Медико-технологического кластера Новосибирской области является создание производственного потенциала и технологических возможностей для выпуска конкурентоспособной продукции с целью импортозамещения, а также выход на рынок инновационной продукции. Реализовать цель планируется через создание промышленно–медицинского парка. Финансовая потребность стадии инновационного производства составляет
2 миллиарда 415 миллионов рублей. Планируется, что в рамках промышленно–медицинского парка будет обеспечена производственная мощность не менее 53 000 единиц медицинских изделий (в том числе их компонентов и узлов, используемых для производства медицинских изделий) в год.


К. Бинько
К. Бинько

Сегодня в Новосибирской области официально всего два кластера: научно-производственный кластер «Сибирский наукополис» и кластер информационных и биофармацевтических технологий. Но мы с вами говорим о медико-технологическом, который хотя и является действующим, но до официальной регистрации ему еще далеко. Однако, как признаются руководители предприятий и организаций, входящих в этот «формирующийся» кластер, они меньше всего сейчас думают об официальных бумажках. В медико-технологической сфере слишком много проблем. И все, с кем мы разговаривали, так или иначе в своих раздумьях апеллировали к власти.
Что же может, должно, но не делает или делает мало наше государство для того, чтобы медицинские изделия утратили в своей основной массе статус «импорт»?
К примеру, бизнес традиционно сетует на то, что, несмотря на многочисленные заверения, сегодня отсутствует реальная поддержка медико-технологических инициатив со стороны государства. Казалось бы, каких только нет форм поддержки! Перечислим только то, что есть в регионе. Это две профильные госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства». Работают несколько различных по статусу финансовых институтов: Фонд микрофинансирования, Фонд развития малого и среднего предпринимательства. Буквально на днях начал свою работу вновь сформированный Региональный фонд развития промышленности. Но при этом на самой важной, самой опасной стадии разработки, когда продукта как такового еще нет, но есть весомые затраты на НИИОКРы и на создание серийного производства, получить реальную субсидию практически невозможно. Всем нужен готовый продукт без проблем.
Впрочем, далеко не все зависит от финансов. Не будем говорить за всех производителей медицинских изделий, остановимся лишь на примере предприятия «НЭВЗ-Керамикс», которое выпускает эндопротезы тазобедренных суставов с керамическими элементами. К сегодняшнему дню проведено уже более 4 тысяч операций. Кроме того, идет разработка и изготовление эндопротезов коленного сустава, а также стоматологических блоков. Все эти изделия на 25 процентов дешевле зарубежных аналогов. В то же время импортная продукция занимает порядка 90 процентов профильного рынка России. Но как протолкнуть отечественную продукцию на российский же рынок? У «НЭВЗ-Керамикс» свой рецепт.
— Благодаря достаточно низкой цене протезы могут широко использоваться при проведении операций в составе государственной программы выдачи квот. Реализация программы импортозамещения в РФ и развитие отечественных производителей суставов напрямую зависит от поддержки государства, — говорит исполнительный директор «НЭВЗ-Керамикс» Олег Медведко. — Для этого необходимо постановление о выделении квот отечественным производителям эндопротезов. Экономия бюджетных средств составит 2—3 миллиарда рублей.
Однако власть пока о выделении квот под отечественные эндопротезы молчит. Вот и получается, что в активе высококачественная продукция, именитые партнеры, в том числе научные (только НИИТОи НГТУ чего стоят!), плотное взаимодействие с профильными вузами по подготовке кадров… Но на свой же родной рынок отечественный эндопротез только бочком и может протиснуться. Хотя…
— Сейчас как одна из мер поддержек рассматривается и уже выходит на утверждение Постановление правительства № 102. В соответствии с ним суставы будут включены в перечень тех изделий, конкурсные условия для которых будут составлены таким образом, что если на конкурс приходят два отечественных производителя, то импортные поставщики не допускаются. Надеюсь, что до конца года проект постановления станет реальностью, — сообщил Олег Медведко.
Отметим, что понимание: инновации в сфере производства медицинских изделий пока идут шагом черепахи, — есть буквально у всех.
— Наука должна приближаться к медицине как с точки зрения поиска перспективных точек роста, так и с учетом запросов здравоохранения. Нам нужно ускорить инновационную цепочку в 3—5 раз, — считает заместитель директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Константин Бинько. — Поддержкой станут нововведения в законодательстве, которые облегчат участникам отрасли прохождение процедуры регистрации при выводе на рынок новых технологий. Изменения в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в частности, предусматривают отмену лицензирования производства медицинских изделий, замену на аудит системы менеджмента качества.
В какой-то степени можно сказать, что новосибирским производителям удалось достучаться до федеральных чиновников и в части ускорения регистрации самих медицинских изделий. По предложению Росздравнадзора в Новосибирске на базе СибНИИЦМТ будет создан центр по проведению технических испытаний, токсикологических испытаний, исследований по предварительной экспертизе технической документации. Свою работу он начнет в 2019 году.
По мнению экспертов, региональная власть должна делать упор на лоббирование на федеральном уровне тех проектов, которые способствовали бы раскрытию производственного потенциала территорий. Причем в виду имеются даже не субсидии, а стимулирование рынка — нужен фактически государственный заказ на те или иные типы медицинских изделий. Ну а сам регион мог бы, к примеру, более лояльно действовать в вопросах выделения земельных участков под строительство биомедицинских производств.
Однако вернемся к федеральной власти. Бюрократия бессмертна, потому с ней надо справляться сообща и даже оборачивать себе на пользу. К примеру, сегодня есть крайняя потребность у всех российских производителей эндопротезов, протезов, имплантов в создании государственного регистра имплантируемых медицинских изделий.
— Это очень важно, потому что без доказательной медицины на основе удаленных результатов, которая подтвердит, что наши изделия безопасны, без реестра используемых материалов мы никогда не выйдем на международные рынки с собственным продуктом, — уверен Виктор Спектор, генеральный директор ФГУП «ЦИТО», г. Москва. — Без ориентации на экспорт наши проекты по производству современных медицинских изделий в конечном счете будут нерентабельны и нецелесообразны. Замыкаться на себе нельзя. Импортозамещение — лишь первая ступенька, вторая — выход на мировые рынки. А там нас практически нет. Россия на мировом рынке продукции для травматологии и ортопедии занимает лишь 0,7 процента.
Впрочем, сначала надо уберечь собственный рынок. Одним из действенных способов могло бы стать введение НДС на ввоз готовых медицинских изделий иностранного производства. Сегодня оте-чественные производители тех же эндопротезов фактически беззащитны перед зарубежными. «Мы все полуфабрикаты и все сырье покупаем в России с НДС, соответственно, изделия реализуем без НДС и НДС выплачиваем государству. А все наши конкуренты ввозят изделия без НДС, соответственно, оборачивают его, получая такую льготу. Несправедливо!» — восклицает Виктор Спектор.
Однако, апеллируя к государству, нельзя забывать о собственных усилиях, в том числе и по созданию Медико-технологического кластера Новосибирской области, с которого мы начали разговор. И тут инициатива снизу просматривается весьма явно.
— Импортозамещение или экспортно-ориентированная деятельность связаны с тем, что должна быть некая поддерживающая инфраструктура как один из аспектов вообще успешной работы кластера, — говорит Анатолий Аронов, заместитель генерального директора по внедрению инноваций Инновационного медико-технологического центра, г. Новосибирск. — В рамках проекта «Академгородок 2.0» мы заявили создание «Центра инжиниринга и производства инновационной медицинской продукции», который должен заработать на полную мощь в 2021 году. Мы попытаемся отыграть на этом проекте модель функционирования системы разработки и внедрения новых медицинских изделий и тем самым на практике ускорить внедрение новых проектов в здравоохранение, в практическую медицину.
Отставание государственной машины от темпов развития на местах, в том числе в сфере производства медицинских изделий, ни для кого не секрет. Однако есть область, где торможение ощущается особенно сильно, — защита интеллектуальной собственности.
— До сих пор, что крайне печально, для НИОКРа нет мотивации у тех же хирургов, нет закона об интеллектуальной собственности, — констатирует почетный директор Новосибирского НИИТО Николай Фомичев. — Если я разработал протез, внедрил его, он пошел в производство, в клинику, то я должен что-то получать за это. А мы до сих пор преподносим такую работу как вклад в закрома Родины. Люди просто не заинтересованы, не мотивированы изобретать и каким-то образом продвигать наше импортозамещение.
Все это происходит на фоне значительного увеличения объема бюджетного финансирования высокотехнологичной медицинской помощи. В 2018 году он может достичь порядка 218 миллиардов рублей, а 2019 год этот рубеж перекроет. Короче, надо успевать. Что до создания Медико-технологического кластера в Новосибирской области, то он не может быть самоцелью. Гнаться за официальным признанием его существования не стоит. В первую очередь надо убирать реальные барьеры на пути выхода на рынок отечественных медицинских изделий, а там и кластеры подтянутся.
Татьяна ЭМИХ