Город-лидер или «деревня-миллионник»?

Нам хочется для Новосибирска первого

Об этом мы не только мечтаем, но трезво обсуждаем истинное положение дел и перспективу, например, в рамках Конгресса городов-миллионников, учрежденного по инициативе мэрии Новосибирска. Разговор в пользу развития городской среды и повышения ее потенциала состоялся недавно под эгидой конгресса в ходе научно-практического круглого стола в НГУЭУ под названием «Инвестиционный потенциал городов-миллионников: правовые и экономические аспекты», в котором приняли участие представители власти, бизнеса, науки, общественности.
В своем представлении о смысле и назначении городов главный аналитик МКУ «Агентство методического обеспечения учреждений культуры, спорта, молодежной политики» Лада Юрченко оперлась на данные двух определяющих стратегию их развития аналитических агентств — Центра стратегических разработок и КБ «Стрелка».
В зависимости от степени привлекательности города поделили на четыре группы: города-лидеры, города-клондайки, города-пансионаты и города-аутсайдеры.
К какой из них отнесен Новосибирск? Вы огорчитесь. Но сначала — почему это произошло.
Новый для России вектор программ качественного городского благоустройства заставляет думать о том, что города — это не только производство и экономика, но, прежде всего, люди, составляющие основу этой экономики. Они живут в городах, а значит, с этими городами нужно что-то делать.
Согласно статистическим данным, порядка 30% населения России проживает сегодня в городах-миллионниках. И этот процент будет увеличиваться. Речь идет о российских метрополиях — центрах так называемой мировой конкурентоспособности, которые сформированы вокруг крупных городов. Среди них Новосибирск, который в сотрудничестве с Томском предположительно может выполнять функцию образовательного центра и центра биотехнологий. На базе этих городов могут развиваться агломерации или конурбации. Но что бы ни планировалось, процесс стягивания населения, укрепления и распределения функций в этих городских центрах происходит естественным образом, что следует соответствующим образом «осмыслять».
Здесь весьма уместен пример Санкт-Петербурга, первым взявшего на себя роль центра креативных индустрий. Это экономика, основанная на использовании талантов человека, экономика знаний и впечатлений, экономика прирастающего человеческого капитала — то, куда будет уходить все население, не способное быть востребованным на индустриальном рынке, который в силу цифровизации, роботизации и прочих процессов развития технологий требует все меньше и меньше рабочих рук. Эту функцию и взял на себя Петербург, вследствие чего Новосибирск стал лишаться достаточно большой доли высококачественных специалистов. Уже сегодня нам остро не хватает программистов, хотя мы являемся одними из самых мощных центров развития программирования, цифры и IT-индустрии.
Каковы же должны быть базовые предпосылки развития крупных городов? Должна быть высокотехнологичная кластерная специализация: надо каким-то образом осмыслить производственную деятельность, найти экономический профиль, описать, найти инвестиционное законодательство для того, чтобы все это прекрасно функционировало. Важный момент: очень часто в программах социально-экономического развития забывают о социальных аспектах. И практически очень мало или слишком тонкими нитями прорисованы вопросы подготовки кадров для развивающихся отраслей экономики. Перепрофилирование вузов, развитие сетевого обучения, непрерывного образования, переподготовки кадров идут параллельно всем процессам и жестко не привязаны к развитию экономики, что не дает возможности им подняться на уровень стратегических задач региона.
Базовым принципом формирования городов, с точки зрения исторических факторов, является развитие предпринимательской среды и ее качество. Потому что город — это большая территория, населенная людьми с высоким предпринимательским потенциалом. Это пассионарии, оторвавшиеся от насиженных мест и прибывшие туда, где есть возможность реализоваться. Города по-прежнему выполняют эту функцию, но она, как и всегда, испытывает ряд ограничений и проблем, решение которых позволяет направлять активность людей в конструктивное русло. «Поэтому развитие предпринимательства и формирование среды — это не красивый бантик, это столп, поддерживающий стержневую энергию города», — заключает эксперт.
Однако с этим в нашем городе пока не все благополучно. Зато нам вполне может польстить сектор высшего образования мирового уровня, а также непрерывного сетевого многоуровневого образования, где у нас есть возможность ранней профориентации, получения многих профессий, поскольку сектор СПО (специальное профессиональное образование) сегодня даже больше приспособлен к нуждам современной экономики, чем образование высшее. Здесь легче формируются программы, они более гибки к изменениям и здесь нет возрастных ограничений на получение образования. Так что СПО претерпевает у нас значительные изменения и становится достаточно серьезной конкуренцией для вузов в части получения специальностей с прикладными компетенциями — в развитых технологиях.
Еще два важных фактора — численность населения и обеспечение миграции между населенными пунктами. Мы привыкли говорить о том, что Новосибирск постоянно прирастает, у него хорошие миграционные показатели. Однако вопрос заключается в качестве этого прироста. Поскольку наши стратегические и экономические приоритеты выстроены таким образом, что мы — транспортно-логистический центр, соответствует этому и востребованность специалистов определенного уровня — для торговли, логистики, транспорта, строительства. При этом в стратегических ориентирах мы почему-то являемся инновационным центром. Но что мы делаем для людей, способных создавать новые знания и новые технологичные продукции? Вопрос пока риторический. Поэтому качественный контроль миграции — одна из базовых функций городов, которые необходимо развивать. При этом качество миграции напрямую связано с высоким уровнем городской среды: чем выше образование людей, тем выше их культурные притязания, требования к качеству жизни. И для того, чтобы привлекать сюда способных обеспечивать развитие высокотехнологичной экономики специалистов, качество городской среды, обустройства жизни, условия развития человеческого капитала являются определяющими для выращивания механизма, который обеспечит экономическую устойчивость территории.
Каковы же точки приложения сил для тех городов, которые хотели бы обеспечить свое развитие? Города должны стать центрами удержания населения — это городская среда, кадровая политика, качество социальных услуг. Важная сторона — градостроительная политика. Город должен быть удобным, неагрессивным, проницаемым, комплексным, благоустроенным и озелененным. Чтобы обеспечить внутреннее потребление, следует развивать близлежащие территории сельской экономики — поставщики продукции для города, рекреационных услуг, услуг отдыха. Это дает не только качество потребления для города, но и определенный барьер для миграции из близлежащих сел: их обезлюдение чревато потерей контроля над природными ресурсами.
Но все же определяющим фактором для развития города-миллионника является система взаимосвязей и договоренностей очень разных групп населения — самоуправление. Развивать самоуправление — значит развивать общественные силы влияния, некоммерческий сектор, городские сообщества, соседские центры, инициативное бюджетирование — все, что связано с возможностью горожан стать гражданами и влиять на принятие решений.
«Если же город нивелирует эту функцию, он постепенно начинает отторгать активных граждан туда, где они могут реализовать свою потребность участия в развитии города, а город начинает стремиться к деревне, принимает деревенский стиль управления: «что сказано сверху, то я и молодец», — не без грусти констатирует Лада Юрченко.
Есть и еще важный момент, тревожный для Новосибирска и «плюсовый» для Казани, Нижнего Новгорода и др. — функциональное разнообразие городской среды. Большой город предполагает десятки центров общественно-деловой активности, достаточных для обеспечения интересов населения. Современность среды должна соответствовать не умозрительным заключениям градопланировщиков или отвечающих за образование, спорт, культуру и так далее, а потребностям населения с учетом изменения потребностей поколений. Пока по этому показателю мы имеем из 10 баллов — 1, такую же твердую единичку, как и по безопасности.
И вот он, вывод, который нам выдает профессиональный анализ федерального уровня: Новосибирск — это лучший в России город-пансионат, успокоенный город в сфере «движения в жизнь»… Каким образом увязать это с инновационностью, пассионарностью, притяжением молодых талантов и так далее? Ясно одно: есть острая необходимость маркетинговой политики территории — внесения изменений в программы социально-экономического развития, в позиционирование, уточнение экономического профиля и понимания кадровой политики. И совершенно очевидно, что городская среда должна стать объектом централизованного стратегического управления по опыту развивающихся городов мира.

Больше говорят, чем делают

То, что у Новосибирска нет и достойного индустриального облика, стало понятно из анализа структуры экономики крупного города заведующей кафедрой экологической безопасности и управления природопользованием НГУЭУ Татьяны Дудиной. По ее мнению, на все происходящее повлиял слишком быстрый рост: как известно, в город-миллионник Новосибирск превратился менее чем за 70 лет. Сегодняшняя основа его экономики — промышленность, торговля, транспорт, строительство, наука и научное обслуживание. И никаких крупных ресурсодобывающих предприятий.
Не секрет, что данные о социально-экономическом развитии города, с точки зрения любого прогрессивного изменения с учетом объективных и субъективных факторов, можно почерпнуть из паспорта муниципального образования и органов статистики. Эти данные и стали основой для некоторых выводов. На начало 2018 года численность горожан составляла почти 1 млн 613 тысяч человек. Традиционно женщин больше: на 1 тысячу мужчин 1 174 женщины. Увеличение населения обеспечивается в основном за счет механического прироста — миграции (на 2012 г. этот показатель составил 12%), как и естественный прирост, поскольку коренные жители из желания иметь соответствующий уровень жизни ограничиваются одним ребенком. Индустриальную основу города составляют более 220 крупных и средних предприятий, обеспечивающих две трети выпуска региональной продукции, традиционным развитием которых мы не можем сегодня сильно погордиться. Как и показателями инновационности. Наблюдается и очевидное сокращение занятого населения, а также доходов населения вообще.
Правовым аспектам стратегического планирования как средства социально-экономического развития городов-миллионников посвятил свое выступление декан факультета государственного сектора НГУЭУ Андрей Макарцев, подчеркнув, что говорить о правовом регулировании стратегического развития отдельно взятого города вне стратегии РФ нельзя. Однако, судя по всему, Новосибирск сам не видит своего развития. Возможно, на уровне сознания 1990-х годов ему этого и не было нужно. Теперь же город должен осознать себя субъектом развития и идентифицировать свою структуру. При этом следует учесть, что разрабатываемые на всех уровнях стратегии должны соотноситься одна с другой. Пока же даже стратегии развития Новосибирска и Новосибирской области разрабатываются одновременно, но разными ведомствами.
Тему правового обеспечения инвестиционного климата городов-миллионников осветил заведующий кафедрой административного, финансового и корпоративного права Олег Шерстобоев. Федеральный закон предоставляет муниципалитетам возможности, гораздо меньшие, чем у властей субъектов Российской Федерации:
= установление субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
= выпуск муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
= организационные формы и методы: защита права, участие в инвестиционных проектах, муниципальные гарантии и проч.
Возможно, поэтому нормы законов уровня субъектов носят общий характер, повторяют аналогичные положения федерального закона, фактически снижая свои возможности до тех, которые предоставлены муниципалитетам: главное внимание уделяется мерам финансовой поддержки инвесторов; практически не регулируются формы и методы поддержки инвесторов организационного характера. Как привило, упоминаются конференции, форумы, выставки. То есть субъекты оставляют себе информирование, не уделяя внимания координации, непосредственному управлению и так далее.
Короткое резюме: если Новосибирск хочет быть развивающимся, ему необходимо вносить упомянутые параметры и критерии в мастер-планы вплоть до формирования федеральной повестки.
Пока же на вопрос, надо ли мне жить в Новосибирске и как я тут пригожусь, аргументированного ответа нет.

Наталья СЕКРЕТ