От общества потребления — к обществу экономии?

Тренд на осознанное потребление, а проще говоря — на экономию нам задают самые разные персонажи: то чиновники с «макарошками», то блогеры с личными ток-шоу формата «проживу на минимум»

О. Занина
О. Занина

Какова реальная потребительская ситуация в различных сферах экономики, разбирались эксперты бизнес-клуба Высшей школы бизнеса НГУЭУ, собравшись на ноябрьскую встречу «Продать нельзя купить: что происходит с потреблением?»
Немного погружающей в тему статистики: рост цен на товары и услуги является проблемой № 1 для россиян в 2018 году. Об этом заявили 72% участников общероссийского опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир» в октябре. Вопрос бедности и низких доходов переместился на второе место среди основных проблем общества. По данным исследования, россияне стали меньше экономить на еде и больше — на отдыхе и одежде (по сравнению с данными шестилетней давности). Число опрошенных, которые экономят деньги на покупке одежды и отдыхе, увеличилось с 17% до 25%. Половина опрошенных считает, что сейчас плохое время для совершения крупных покупок, еще больше (65%) не намерены брать кредиты, а лучшим вариантом распоряжения свободными деньгами считают создание банковских вкладов.
Такова общероссийская картина. А что же в Новосибирске?

В сторону ограничений

Е. Разомасова
Е. Разомасова

Социологи НГУЭУ провели ежегодное исследование стратегии поведения новосибирцев в условиях кризиса. Заведующая кафедрой социологии Светлана Ильиных представила данные в динамике, сравнив результаты текущего года с исследованием 2015 года.
Три года назад респондентов просили рассказать, как они распоряжаются свободными деньгами. Выяснилось, что женщины в большей степени склонны оставлять финансовые запасы в неприкосновенности (почти 30% против «мужских» 18%). Мужчины любят рисковать: более 30% были готовы вкладывать свободные средства в приобретение недвижимости, тогда как число женщин не доходит в этой категории ответов и до 20%. Мужчины также были готовы инвестировать в технические новинки, банковские депозиты, ценные бумаги, валюту и свой бизнес, женщины же склонялись к приобретению мебели, оплате лечения и образования.
Как отдыхали новосибирцы в 2015 году? По данным исследователя, 30% опрошенных — на даче, почти 25% в качестве мест отдыха называли курортные страны, варианты «на Алтае» и «у родственников» набрали одинаково — чуть более 20%. Более чем у трети респондентов три года назад не было возможности улучшить свое материальное положение, немногим более 30% использовали любую возможность дополнительно заработать.
Изменилось ли качество жизни новосибирцев за минувшие три года? Треть респондентов в 2018 году говорит, что ничего не изменилось (35,2%), но 28,7% стали жить несколько лучше, 18% несколько хуже, стали жить намного хуже — 6,4%. Социологи предложили сравнить себя с соседями вопросом: как вы считаете, в Новосибирской области населению живется лучше или хуже, чем жителям других сибирских регионов? «Респонденты отвечают достаточно осторожно, — отметила Светлана Ильиных. — Половина считает, что по сравнению с одними регионами — лучше, с другими — хуже. Всего 7,6% говорят, что мы живем хуже, чем в других регионах. Четверть уверена, что в нашем регионе люди живут лучше».
Почти 25% респондентов, как показал опрос, хватает денег на повседневные затраты, но покупка одежды и предметов быта затруднительна. Трети опрошенных «в основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов нужно брать в долг, оформлять кредит». На повседневные затраты уходит вся зарплата почти у 10%. Почти на все хватает, но затруднено приобретение квартиры, дачи, машины, под вопросом поездки в отпуск — 21,9%. «Всего 3,2% из 1200 опрошенных говорят, что практически ни в чем себе не отказывают, — подчеркнула социолог. — Конечно, это совершеннейший минимум. Кроме того, сегодня у нас уже нет рискованных способов вложения денег, в ход идут охранительные способы поведения, поскольку сокращаются повседневные затраты — почти у 20% респондентов. Столько же сокращают расходы на развлечения. Потребление пошло в сторону ограничений».

Потребители на окраинах

Доцент, зам. декана факультета корпоративной экономики и предпринимательства НГУЭУ Елена Разомасова озвучила авторский взгляд на вопросы совершенствования развития потребительского рынка на территории Новосибирска. По мнению эксперта, валовые показатели в виде количества торговых площадей в квадратных метрах на тысячу человек, которых мы уже давно достигли, — это средняя температура по больнице. Сколько предприятий потребительских услуг должно быть? Каких? На какой территории города? В качестве ответа Елена Разомасова предложила показатель комплектарности, представляющий собой относительный показатель оценки фактического количества объектов по отношению к идеальной модели (некого эталона, комплекта), отражающего сложившийся в городе фактический спрос. Проведенное «в поле» исследование — в конкретных районах города — выявило интересную тенденцию: «Предприятия торговли, общественного питания четко уходят в центр, но Красный проспект — не резиновый. Есть много объясняющих этот фактор моментов: доходы, платежеспособность населения, трафики. Что с этим делать? В нашем валовом региональном продукте потребительский рынок занимает весомую долю — так сложилась экономика. Именно здесь предприниматели зарабатывают свой первоначальный капитал. Я вижу предпосылки для развития потребительского рынка «от центра к периферии», а значит, помогать нужно тем, кто стремится в удаленные районы».

Еда – здоровье — дом

С. Масольд
С. Масольд

О потребительской ситуации в сфере продовольственных товаров и товаров повседневного спроса рассказала коммерческий директор компании ООО «ТХ Сибирский Гигант» Ольга Занина: «Ситуация на рынке такова, что клиент стал экономить, не готов переплачивать, ему необходимы товары по честным ценам. В его покупках нет ощущения радости, лишь абсолютно шаблонный и четко выверенный список».
Что касается конкретных групп товаров, эксперт отметила у новосибирцев большой спрос на мясо, фрукты и овощи, а также на алкогольные напитки (кодирование алкоголизма на дому цена). «При этом мы видим четкое падение по молочной группе, — прокомментировала Ольга Занина. — Такого дисбаланса не было давно. Кроме того, меняются модели потребления хлебобулочных изделий: стало продаваться меньше хлеба, больше — выпечки. В этом году отмечается рост спроса на замороженные продукты, а это один из признаков кризиса: увеличение потребления замороженной рыбы, полуфабрикатов, овощей говорит о том, что человек экономит. При большой промоподдержке падают объемы продаж бытовой химии: люди стали более экономно относиться к расходованию этих средств. В постоянном спросе остается детское питание, растут продажи кормов для животных».
Таким образом, покупатель стал более расчетлив, импульс, прежде отслеживаемый в большинстве покупок, сегодня не работает.
Что касается нашего здоровья, вернее — его поддержания, «дешевле не будет», отметила медицинский маркетолог Ирина Овдина.
Основными потребителями услуг частных медицинских центров сегодня являются городские жители от 22 до 55 лет с уровнем дохода около 150 тысяч рублей на семью. Ниже среднего — разово, изредка, по острой необходимости, то, что нельзя получить по ОМС. В 60—70% случаев инициатором обращения за медицинской помощью является женщина, мужчину и детей приводит именно она. Что потребляют? Амбулаторно-поликлиническая помощь, диагностика и стационарные услуги. «Люди смотрят на свои доходы, — подчеркнула Ирина Овдина. — Далеко не всегда потребитель выбирает медицинские услуги в одном медицинском учреждении. «Покупка» в одном медицинском центре происходит крайне редко — не более 15% от общего числа обращений, 60—70% пользуются услугами разных медицинских центров».
В потребительскую орбиту каждого из нас входит еще один жизненно важный вопрос — жилья.
Сергей Николаев, независимый аналитик в сфере новостроек: «Если коротко, ситуация сегодня такова: рынок недвижимости растет, наш регион входит в четверку регионов с самой высокой привлекательностью, люди увеличивают вложения в недвижимость, покупая более комфортные квартиры, основным драйвером является ипотека».
А теперь детали. Отвечая на вопрос социологов: хорошо ли жить в Новосибирске, эксперт Николаев привел аргумент: «Из всего, что мы строим в Новосибирске, 30% нужно для обеспечения прироста населения — тех людей, которые приехали не отдохнуть или учиться, а купили здесь жилье. За 2012—2017 гг. эта цифра составила 120 тысяч человек».
По данным эксперта, рост ипотечных договоров в Новосибирской области за три квартала текущего года по отношению к прошлому составил 30%. Три года назад в Новосибирске было введено 30 тысяч квартир эконом-класса. В 2019 году, по прогнозу Сергея Николаева, в общем объеме выставленных на продажу квартир 58% составит «Комфорт+» и выше. «Люди стали не просто больше покупать, они стали покупать для себя», — резюмировал эксперт.

Уход за домом занимает всегда больше времени, чем хотелось бы. Для него необходимо выделять время в выходные или уделять ежедневно по 20-40 минут, чтобы жить в чистоте и уюте. Каким бы способом вы ни совершали уборку, ваши усилия усилия должны приносить быстрый и максимальный эффект. Именно для этих целей применяется инновационное микроволокно в предметах по уходу за домом серии Super absorbency компании Perfect Cleanliness. Мечта любой хозяйки, чтобы стёкла сверкали в солнечных лучах, посуда блестела и мылась словно сама собой, а пыль облетала ваш дом стороной. Как поддерживать порядок, тратя на это минимум усилий и времени? Что делать, если у вас аллергия на чистящие бытовые средства? Средства по уходу за домом из расщепленного микроволокна способны убрать ваш дом быстро и эффективно, причем без применения моющих средств. Можете быть уверены- грязь в доме будет собрана в считанные минуты и с непревзойденным результатом.

Первые по кофе

С. Николаев
С. Николаев

Консультант по сервису и эффективному управлению ресторанами Инна Варбанец остановилась на потребительских стратегиях так называемого поколения Y, рожденного с 1980 по 1996 гг. Именно эта возрастная категория активно набирает потребительские обороты, составляя в работающем сегменте уже 32%, а к 2024 году им будет принадлежать 60%.
«Это люди, воспитанные дизайном, стилем, интернетом, красивыми картинками, зависимы от технологий — на одного человека этого поколения приходится 2,7 гаджета, — охарактеризовала Y эксперт. — Они избирательны: если услуга не понравилась с первого раза, второй шанс будет стоить вам намного дороже».
«Игреки» предпочитают внимательный, но ненавязчивый сервис. Как показывает статистика, это поколение уже сегодня определяет рынок общественного питания. У нас, по словам эксперта, увеличилось количество бургерных, кофеен и прочих недорогих форматов заведений по продаже готовой еды. По числу кофеен на душу населения Новосибирск — в числе абсолютных лидеров.
При этом бороться за своего гостя кафе и ресторанам приходится с учетом довольно интересной статистики — этот вид досуга у россиян на пятом месте после прогулок, домашних развлечений в виде телевизора и замороженной еды, посещения магазинов и кинотеатров.
Потребитель и банк: что дальше?
Начальник управления корпоративных продаж Сибирского филиала ПАО Банка «ФК Открытие» Сергей Масольд, обозначив два локомотива потребления сегодня — потребительское и ипотечное кредитование, акцентировал внимание на возможных сценариях дальнейшего развития ситуации: «Нас не становится больше, глобально мы не стали жить лучше, но ежеквартально прирастаем в объемах потребительского кредитования на 20—30%. Кроме того, почти половина (48%) сделок по кредитованию сегодня — сделки рефинансирования потребительских кредитов».
Динамика кредитования отнимает реальные потребительские силы, отметил эксперт: мы растем в потреблении кредитования, мы растем в рефинансировании. Эти процессы приближают точку невозврата, при которой наступит дефолт физического лица.

Елена ТАНАЖКО