От лидирующих технологий к технологиям лидерства

С участниками Президентской программы подготовки управленческих кадров идут занятия по разработке их Личного бренда

Эксперты утверждают, что сегодня уже есть технологии, позволяющие едва ли не на пустом месте создать компанию — мирового лидера производства в своей отрасли. Однако любая технология без человека мертва

Рецепт прост, выполнение сложное

Технологии технологиями, но сами по себе гиганты индустрии не возникают. Прежде всего, в их появлении должна нуждаться экономика, а стремиться к их созданию — государства и наиболее активные бизнес-лидеры.
У российского государства, бизнеса и населения в целом есть немалое желание вывести страну на уровень мирового лидерства в самых разных областях деятельности. Сегодня работает множество программ, призванных помочь предприятиям стать инновационными, провести цифровизацию производства, а их руководителям превратиться в креативных, энергичных, «супер-пупер» грамотных управленцев и тому подобное. Названия проектов ласкают слух: программа глобального технологического лидерства России «Национальная технологическая инициатива» и ее дорожная карта «Технет», проект «Фабрика будущего», а уж про «Цифровую экономику» не говорил только ленивый.


Только три высокотехнологичных стартапа из тысячи выходят на рынок, закрепляются, продолжают устойчивое развитие. 45 лет — это самый эффективный возраст стартапера, а вероятность высокого успеха наибольшая в возрастной группе от 45 до 59 лет.


Все эти и сотни других программ базируются на более-менее известных, в чем-то уже банальных, но от этого не утерявших актуальности правилах, с помощью которых делают глобальных лидеров в 21-м веке. Позволим себе выделить несколько основных.
Первое. Лозунг современности: «Новая промышленная революция порождает новую технологию мышления». На смену крепкому хозяйственнику должен прийти бизнесмен с исследовательским типом мышления, который постоянно совершенствует как технологические линии, так и систему управления производством, и его не пугают слова оптимизация, автоматизация, цифровизация.
Второе. Хочешь быть лучшим — «не жмись»! Как это работает: обладатель уникальных технологий удерживает у себя порядка 20 процентов самых серьезных компетенций и функциональных возможностей, а остальные 80 процентов по низкой цене выбрасывает на рынок, фактически дарит конкурентам, чем вызывает бурный рост отрасли. Тем самым гигант создает себе среду обитания, где будет доминировать.


«Что же нужно для воспитания лидера? Тут много составляющих, но выделю высокий уровень требований на всех этапах подготовки. Это власть, которая заказывает обучение, к примеру, в Президентской программе. Это вузы, готовящие наших специалистов. Это сами выпускники. Все вместе они создают среду, которая воспитывает лидеров».

Сергей Чесноков, президент ассоциации выпускников
Президентской программы

«Лидер и ресурс».


Третье. Умей вовремя сломать устоявшийся порядок. Именно тогда, когда все хорошо и стабильно, производство идет по накатанной, в этот момент нужно затеять переход на другой уровень. Иначе — деградация, опасность которой не видна и почти не ощущается, пока она не достигнет критических величин.
Четвертое. Универсальность и совмещение функций. Как наш телефон — это уже фотоаппарат, аудиоплеер, радио, видеокамера, часы и прочее, так и станки, технологические линии, производственные коллективы и сами работники становятся универсальными, выполняющими те или иные функции в зависимости от нужд бизнеса. В качестве информации к размышлению. В цитадели рыночной экономики — США давно отринули разрекламированный миф, что рынок — главный регулятор экономики. По крайней мере, в деле создания и развития глобальных корпораций стихийности нет места. Американский вариант создания лидера технологий действительно прост! Объединяются силы нескольких профильных департаментов, берутся 10-12 ведущих вузов, у которых есть заделы в выбранном направлении деятельности, приглашается как серьезный бизнес типа «Boeing», так и малый и средний бизнес. Финансирование, как правило, внебюджетное. Все это организуется в проектный консорциум, перед которым ставится задача занять лидирующие позиции в мире в своем направлении. Консорциум, в свою очередь, формирует «под себя» сетевое бизнес-сообщество, используя которое, уходит в технологический отрыв. Простой рецепт? Попробуй повтори.

А что Россия?

Эксперты сетуют, что в России, в отличие от США, когда есть инициатива и деньги, то стараются задействовать сразу всех и размазывают силы ровным слоем. По справедливости. Но так лидеров, призванных обеспечить глобальную конкурентоспособность, не сформируешь. Потому вдохновители отечественного технологического прорыва требуют выделить направления и вкладываться в них, особенно на фоне ограниченных финансовых средств.
Но что это должны быть за направления? Вроде бы ответ на поверхности: оборонка, продовольственная безопасность, машиностроение и прочие жизненно важные для обеспечения функционирования государства направления. Однако, по мнению части экспертов, это лишь обязательные вложения госсредств, прорыв же ждет нас на другом уровне.
— Лучший выбор для России — ниша научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Мы должны взять роль всемирного цифрового, виртуального толкового конструкторского бюро, работающего с мировыми лидерами, — считает профессор СПбПУ, куратор программы «Технет» НТИ и разработчик президентского автомобиля «Кортеж» Алексей Боровков. — Решение актуальных и высокоинтеллектуальных проблем, поставщиком которых являются глобальные рынки, — вот наша ниша, и у нас еще есть на это силы. Стать мировым КБ — единственный путь, потому что мы не можем тягаться с Индией и с Китаем по количеству специалистов, а с Китаем еще и по финансовым вложениям в инфраструктуру. У нас нет количества, мы можем брать только качеством.
Для России предлагается переработать американскую методику создания гигантов технологий так, чтобы создавать их на… время. Это как игра «лего», где каждая деталь — предприятие. Под решение определенной задачи быстро собирается проектный консорциум из предприятий-деталей, возможно, разбросанных по городам и весям. Быстро выполняется определенный объем работ в определенные сроки и мирового качества. После выполнения задачи консорциум распадается или нет, в зависимости от того, как развивается проект.
Сегодня так пытаются работать некоторые госкорпорации. Кластерные образования весьма способствуют такого рода схемам реализации проектов. Но процесс разворачивается крайне медленно, а положительных примеров до обидного мало. Может быть, дело в людях?

Один лидер в поле не воин

Итак, эксперты утверждают, что прошло время, когда не знали, как выводить предприятия в лидеры. Существующие методики вполне результативны. Но вот беда, сами по себе они не работают. В гиганты промышленного производства и высоких технологий предприятие выводят конкретные люди, которых тоже называют лидерами.
«Лидер! Где же лидер? Дайте нам лидеров…» — звучит на всевозможных совещаниях и в СМИ. Как будто только найдется подходящий человек, и сразу дело пойдет. Но позвольте, а что, по сути, мы ждем от этих людей?

П. Куценогий

— Основной продукт, который требуется от лидера, — производить управленческие решения, — говорит заместитель директора института цитологии и генетики СО РАН Петр Куценогий. — Но если раньше управленческие решения были сравнительно простыми и задача лидера была добиться выполнения своей воли, то теперь этого мало. Более того, сегодня как никогда понятно, что один в поле бизнеса не воин. Главная задача современного лидера в современной России — суметь сформировать вокруг себя команду единомышленников, которая включала бы в себя ключевые компетенции, необходимые, чтобы проект встал на ноги и сделал рывок.
Сегодня в большом наборе лидерских качеств на первый план выходит умение создавать команду, мотивировать людей, находить общий язык с каждым. Договариваться.
— Мне кажется, в проекте «Академгородок 2.0» очень хороший перелом произошел тогда, когда академики между собой договорились и начали вместе готовить проекты, — говорит советник губернатора Новосибирской области Марина Ананич. — Отмечу, что у нас на территории региона произошел уникальный момент проявления визионерского лидерства, когда губернатор повел за собой, сказав: «Давайте соберем проекты и начнем представлять их на высший уровень».

М. Ананич

Высший уровень дал добро. И глобальный проект «Академгородок 2.0» в случае успешной реализации будет иметь возможность осуществить любой из конкретных проектов на основе консорциума предприятий. Только бы нашелся человек-лидер, который выстроит сеть компетентных производителей, выполняющих свою часть общей задачи.
Надо отметить актуальность призыва сегодняшнего дня: у кого есть компетенции, объединяйтесь! Современные проекты — это очень высокий уровень компетенций по ряду вопросов. Даже слаженной высокопрофессиональной команде, которая знает ядро проекта, знает, как должна идти реализация, невозможно охватить все. Потому — только объединение, только команда.

Где брать?

Хорошо, а где же взять таких — компетентных, энергичных, умеющих работать с людьми лидеров? Кто их готовит? Ответ: везде и особо нигде. Пока на поверхности — лишь один вариант: Президентская программа подготовки управленческих кадров. И хотя эксперты оценивают ее неоднозначно, но другой подобного масштаба в стране просто нет. Конечно, крупные корпорации ведут значительную кадровую работу, но она замыкается внутри компаний, мы же говорим о стране и о самых различных направлениях деятельности и сферах, где нужны люди-лидеры для создания организаций-лидеров.
В рамках Президентской программы плохо ли, хорошо ли, но уже тысячи специалистов прошли обучение и стажировку. Считается, что они, лидеры с новым мышлением, должны применять в работе передовые технологии и методы управления, и сегодня им по плечу решать задачи технологического, инновационного и научного лидерства страны и регионов.
Только в Новосибирской области — уже более двух тысяч выпускников Программы, и среди них немало тех, кто занимается реальными проектами в сфере малого и среднего бизнеса. Однако прорывные успехи глобального уровня пока в активе этой Программы не числятся. Возможно, количество еще перерастет в качество.
— Лидер — это человек, который самореализуется как в своих интересах, так и в интересах общества и который берет на себя ответственность за результат работы своей команды, — мнение Марии Галямовой, директора кластера биотехнологий и биомедицины Академпарка. — Мы считаем, что таких людей можно выращивать и нужно этим заниматься в рамках «Академгородка 2.0». У нас начинает работу пилотный проект «Наставничество в научно-исследовательских проектах», где мы будем работать с детьми — будущими лидерами научно-исследовательских проектов.
Но вернемся к Президентской программе, по поводу результативности которой было сломано немало копий. Пожалуй, наиболее профессиональным мнением о ней стали слова наших соседей из Омской области. Елена Еременко, директор Центра делового образования Омского госуниверситета им. Ф.М. Достоевского, оценила Президентскую программу подготовки управленческих кадров:
— У нас в регионе — более тысячи выпускников Президентской программы, и мы все думаем, когда же будет прорыв, когда-то же эти тысячи рванут, и мы будем на уровне Санкт-Петербурга и Москвы? Нет, не получается. Почему? Мы их учим, и когда они у меня в аудитории, то все супер, все молодцы. Но прорыва нет. Что им еще нужно, кроме компетенций коммуникационных, умения стратегически мыслить, умения руководить массой и уметь делегировать полномочия? Где та прорывная компетенция, которая позволила бы реализовать все проекты? Честно говорю: пока нет ответа.

Татьяна ЭМИХ