От стартап-мышления к управляемым инновациям

На деловом языке это называется акселератором

Важнейший из вопросов сегодняшнего дня связан с акселерацией, требующей изменения парадигмы образовательной среды. Однако запланировать соответствующий стремительному техническому прогрессу кадровый потенциал на ближайшие годы и более отдаленную перспективу способны далеко не все.
По информации президента Ассоциации акселераторов и бизнес-инкубаторов, директора бизнес-инкубатора «МПолитех» Арсения Уралова, в последние два года наблюдается небывалая активность зарубежных бренд-амбассадоров (прежде всего, китайских), «заходящих» в российские вузы с попыткой на бесплатных условиях организовать в них менторскую поддержку различного рода программ. Поэтому нам необходим собственный инструментарий для того, чтобы стартапы, формируемые, прежде всего, в университетской среде, на университетской базе, инжиниринговыми технологиями и кадрами, обладающими компетенциями, связанными с новыми технологиями, будут оставаться в стране и распределяться по предприятиям.

Однако та акселерация и то бизнес-инкубирование, которые сейчас требуются, могут сработать только в том случае, если региональная администрация знает о том потенциале, который есть на предприятиях и в опорных вузах, и работает над созданием инновационных сообществ у себя в регионах. Не исключено, что эта работа станет основой формирования законодательной базы для создания и вывода на рынок инновационных проектов под заказ рынка. А начинать ее нужно от самых истоков — от подготовки тех кадров, которые будут востребованы завтра. То есть нужна последовательная, эшелонированная работа со школьной скамьи, чтобы потом в университетских командах формировать пул под запрос предприятия, с которым можно работать. Как? — доходчиво разъясняет на примере готовой к тиражированию модели постоянный представитель главы Удмуртской Республики при Президенте Российской Федерации, заместитель председателя правительства Удмуртской Республики Михаил Викторович Хомич:

— Мы видим стратегию развития региона в пяти уровнях акселерации — от школы до некоторой вершины экспорта. Первый шаг: мы ищем предпринимателя уже в школе. То есть начинаем преподносить азы предпринимательства как осознанного выбора, для чего необходима внятная обучающая программа и подготовка самих преподавателей.
Шаг второй — помощь непосредственно предпринимателям на нескольких уровнях. Первый должен содержать ответы на вопрос, что конкретно делать, чтобы стать предпринимателем. Тут эксперты не без основания советуют обратить внимание на ресурс МСП: на сайте корпорации размещена пошаговая инструкция для начинающих, которая позволит не наступить на грабли, организуя собственное дело. Второй уровень — портал «Деловая среда» от Сбербанка России, содержащий очень многое для образования предпринимателей.

Ну, и третий этап — это когда предприниматель уже работает, но ему необходимо помочь ускориться. Речь идет о его производительности труда. Это цифровизация, внедрение IT-технологий и так далее. В этой связи уместно вспомнить о кредите под один процент — фактически гранте Фонда развития промышленности на внедрение отечественного софта. В Удмуртии этот инструмент стал крутой историей, на которую в республике большой спрос.

И, наконец, бизнес-акселераторы республиканского уровня. Как некогда директор бизнес-инкубатора МГУ, предложу свой взгляд на то, как построить идеальную акселерацию. Система довольно проста: хорошая образовательная программа, коучинг или трекинг, системный мониторинг и некая отчетная дата.

Наша модель опирается на обязательное применение знаний на практике. Это очень важно. Поскольку, как известно, «голая» теория бесполезна. Знания «укладываются», когда создаются реальные бизнес-модели, внедряются маркетинговые планы. Да и под наставничеством в России подразумевается все, что угодно, типа: «Мой наставник Герман Греф, слышал однажды его лекцию»… А ведь, как это банально ни звучит, наставничество — это регулярное общение с человеком, который добился большего, чем вы, и может давать какие-то стратегические советы. И таковые обязательно участвуют в нашей образовательной программе: каждый из обучаемых предпринимателей получает наставника, с которым должен регулярно общаться. Вообще секрет успеха в этом и заключается: дисциплина и регулярность. Если в жизни вы не занимаетесь чем-то регулярно (это касается всего), то вы не занимаетесь этим вообще.

Относительно отчетной даты. Это может быть презентация инвестору, губернатору или главе региона, это может быть бизнес-миссия, если речь идет об обучении экспорту. В общем, если хотите построить в регионе модель обучения предпринимателей, нужно делать именно так: образовательная программа, контроль внедрения знаний (не внедрил — отчислен), наставник каждому предпринимателю и отчетные даты, как ты поработал. Вот, на наш взгляд, идеальная модель, которую мы сейчас строим.
Однако вершина предпринимательства — экспорт. Если твой продукт конкурентен, скажем, не только в Новосибирской области, а, например, в Калифорнии, значит, ты действительно крутой предприниматель. И по росту экспорта у нас очень хорошие показатели. Потому что установка сегодняшнего дня: Удмуртия — это часть глобального мира. Мы запустили в принципе первый в России экспортный акселератор вместе с компанией «Сплат», преуспевшей в экспортной деятельности с пятьюдесятью странами. Предприниматель Евгений Демин сделал со своими невероятными зубными пастами компанию на миллиард евро. Он и выстроил с нами этот акселератор, ту самую модель, о которой я рассказывал. Три прошедших все этапы обучения компании из Удмуртии поехали учиться дальше, в Москву. И все три получили новые экспертные контракты — В Китае, в Италии и в Иране. Получается, результат обучения — это деньги в республику, это налоги, это выполненные социальные обязательства. Опыт получился невероятный, подтвердивший правильность модели обучения. И теперь, «прогнав» через экспортный акселератор определенное количество компаний Удмуртии, мы можем рассчитывать на серьезный успех. Но именно в количестве заключен некий секрет: не стоит ожидать, что у вас все выпускники выйдут на экспорт. Все в мире определяет статистика. По статистике бизнес-инкубаторов и акселераторов процент добившихся успеха не так высок. Это означает, что, если делать ставку на сто компаний, нужно, чтобы в обучении приняло участие максимальное количество предпринимателей.

Ведь существует еще, на наш взгляд, вершина вершин — отраслевая экспортная акселерация. И мы сейчас станем так же первым регионом России, который запустит этот проект совместно с Российским экспортным центром для предприятий ОПК. Представляете, да? Будем учить экспортной деятельности компании, людей, которые сами способны научить этому других. Но не в вопросах конверсии. Мы делаем такой проект.

Вот такой региональный срез. Но это лишь вершина айсберга, под которым еще и глобальная конкуренция, и интеллектуальная собственность, и фонды паркинга технологий, а также множество фондов, готовых закатиться шаром в любой регион. Но хочется остановиться все же на подготовке кадров, инженеров будущего, огромным опытом в чем обладает президент Ассоциации внедрения инноваций в сфере 3-D образования Роман Валерьевич Бондаренко:

— Проект «Инженеры будущего: 3-D технологии в образовании» начался у нас три с половиной года назад. Сегодня в нем присутствуют уже сорок регионов. Тридцать два из них попали в финал нашей программы: талантливые дети, занимающиеся аддитивными технологиями и цифровым производством, показали свои достижения и навыки совместно с представителями стран ближнего зарубежья. Но самым большим достижением мы считаем то, что у нас получилось сформировать в пяти-шести регионах и объединить в один вектор школу, СПО, вуз и предприятие и наглядно продемонстрировать ребенку, куда он будет расти. Той же философии подчинена и открытая всероссийская олимпиада по 3-D технологиям в формате наставничества, когда в команде — один студент (как правило, третьего-четвертого курса) и два школьника. И они решают реальную задачу предприятия. В этом году задача была поставлена компанией РЖД — сделать платформу локомотива.

За три с половиной года мы создали пул талантливых детей, которые умеют не просто создавать 3-D модели, но просчитать нагрузки, которые испытывает та или иная деталь, допустим, в каком-то механизме, какие материалы необходимо применять, как эти материалы будут вести себя, каков будет их износ. Наша задача — чтобы в ближайший год-два это делали не только студенты, но и школьники десятых-одиннадцатых классов. Есть у нас и хорошая практика с Институтом передовых производственных технологий Санкт-Петербургского политехнического университета, совместно с которым мы готовим педагогов в регионах. Это поможет усилить в регионах образовательные методики, позволяющие растить талантливых, высокотехнологичных специалистов, которые действительно будут востребованы.

Однако мы столкнулись и с такой проблемой, когда команды старшеклассников формировали проекты, способные выйти на стартапы, но разваливались по простой причине: кто-то ушел в один университет, кто-то в другой и всё — проект погибал. Поэтому мы подписали меморандум о создании детского национального акселератора с участием представителей школьного образования, опорных вузов, ассоциаций акселераторов и бизнес-инкубаторов, и, конечно же, правительств нескольких регионов — как раз Удмуртии и Новосибирской области. Присоединиться к нему могут все желающие. И в скором времени предстоит сформировать «дорожную карту», по которой можно будет определить четкий план работы со школьниками, способными сформировать качественные проекты, востребованные для рынка.

Однако акселерация не может реализовываться ни на региональном, ни на федеральном уровнях без качественного вовлечения в данный процесс инновационной производственной инфраструктуры.

И по этому вопросу есть что сказать статс-секретарю Ассоциации акселератов и бизнес-инкубаторов, директору Университета инноваций Анне Александровне Гущиной:
— Ассоциация на протяжении года плотно занимается данным процессом. Мы провели большое количество аналитических изучений на уровне сбора первичных данных и постарались классифицировать непосредственно инновационную производственную инфраструктуру, получили порядка тридцати пяти категорий. Параллельно это позволило выделить очень существенную проблематику: инфраструктурные организации зачастую даже на уровне региона друг с другом не знакомы, друг о друге даже не знают. Поэтому возникает резонный вопрос, что делать нашему предпринимателю в регионе, куда обращаться и каких мер поддержки просить. Соответственно, следует вывод, что информационная неграмотность имеет место быть в части предпринимателей в регионе. Карта акселераторов и бизнес-инкубаторов уже создана нами давно. Но сейчас мы пошли дальше — запустили портал innovation-ecosystems.org. Это инновационная экосистема России. Она реализуется по России и на международном уровне, где существуют только различные порталы с частичными данными. Проект запущен уже в формате бета-версии, туда загружены данные. Организации, которые формируют инновационную экосистему России, получают свои цифровые кабинеты, где вводят подробную информацию, в том числе с учетом повестки цифровой экономики. Организации вводят данные о степени своей цифровизации, о том, например, какое программное обеспечение они вообще используют.

Таким образом, можно посмотреть состояние развития инновационно-производственной инфраструктуры или инновационной экосистемы по каждому региону, сделать запрос инновационной карточки каждого региона, добавить свою организацию. Главные задачи платформы — быть навигатором в субъектах навигационной экосистемы России с доступным, понятным, прозрачным донесением информации о том, какие категории организаций вообще входят в инфраструктуры поддержки инноваций, какие сервисы они предоставляют. Главная же задача непосредственно для самих организаций — конструкторы моделей взаимодействия инфраструктуры поддержки инноваций, координирование своих повесток, активное включение в региональную промышленную повестку.

Итак, основная модель развития регионального предпринимательства со своей очевидностью заключена в термине «акселерация». Пора осваивать его в полной мере.

Стартапным мышлением наделен и основатель финансовой пирамиды Artery Network. Он умеет создавать компании, идеям которых верят, а потом ловко сворачивать их деятельность.

Наталья СЕКРЕТ