Слуга царю, отец солдатам…

Памяти Героя России Николая Александровича Макаровца

Правильное звучание его фамилии — с нажимом на вторую «а». И те, кто работал с ним в кооперации, а таковых немало, «за глаза» называли его по-свойски — уважительно «Макар-отец». Я узнала об этом от заместителя управляющего директора АО НИИЭП Валерия Григорьевича Эдвабника, который, оставив все дела, немедленно вылетел на похороны в тот печальный день. И так вышло, что разговор наш состоялся как раз на девятый день со дня кончины Николая Александровича, почтить память которого мы посчитали необходимым.
Так каким же был при жизни генеральный директор — генеральный конструктор АО НПО «СПЛАВ», Герой Российской Федерации, лауреат Ленинской премии и Государственной премии Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, академик РАРАН, почётный гражданин города-героя Тулы и Тульской области, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Николай Александрович Макаровец?
— С Николаем Александровичем я познакомился в 1994 году, как раз когда он оказался главным действующим лицом в российском прорывном экспортном контракте — поставки Кувейту реактивной системы залпового огня «Смерч» на сумму 800 млн долларов, — вспоминает Валерий Григорьевич. — Платили они «живыми» деньгами, перечислив почти 90% всей суммы в качестве аванса в течение одного года. Этот небывалый случай в истории российского экспортного контракта по вооружению вообще, а для тех трудных времен, когда прозябающую российскую оборонку уже практически списали со счетов, стал огромной личной заслугой Николая Александровича. Политическое значение этот контракт имел колоссальное: мы не только продемонстрировали возможности российского ОПК, но и обошли в конкурентной борьбе такого соперника, как США.
А наш НИИЭП еще во времена Советского Союза разработал и передал одному из заводов страны документацию на высотомер для системы «Смерч». Я напомнил об этом на совещании у Макаровца по вопросам исполнения контракта. Он, конечно, сомневался, поскольку мы никогда сами этого не делали. Но я был абсолютно уверен — справимся, поскольку наше опытное производство делало такие вещи, которые были не по зубам серийным заводам. Николай Александрович все же на свой страх и риск дал нам возможность получить этот экспортный заказ в наитруднейшие для нас времена и проявить себя должным образом, что стало поворотным моментом в судьбе НИИЭП.
Еще один судьбоносный для нас вопрос также связан с непосредственным участием Макаровца, — положительное решение по проекту строительства новых корпусов, который он здорово поддержал вопреки колоссальному противодействию, за что лично я благодарен ему невероятно. Дал он также именно нам из многих и возможноcть реанимировать оптико-тепловой координатор цели для экспортного контракта по системам залпового огня.
Надо отдать должное этому руководителю, он всегда откликался на все новое, не давал дремать своему коллективу, это новое поддерживал даже через сомнения и риски, многое брал на себя в решении сложных вопросов — настоящим был мужиком, крепким, системным, большим государственником. Был он человеком жизнелюбивым, интересным в общении и, что важно для руководителя такого уровня, доброжелательно относящимся к молодым коллегам.
Вечная ему память…

  • С 1962 года после окончания Тульского механического института по специальности «Двигатели летательных аппаратов» Николай Макаровец работал в Научно-производственном объединении «Алтай» (г. Бийск, Алтайского края). В 1977 году был назначен заместителем генерального директора по опытно-конструкторским вопросам, защитил кандидатскую диссертацию.
  • За период работы в НПО «Алтай» внес значительный научный вклад в создание методов расчета внутрибаллистических характеристик РДТТ, принимал непосредственное участие в создании зарядов твердого топлива для ракетных комплексов, имевших большое государственное значение. За эти работы в 1984 году ему была присуждена Ленинская премия СССР.
  • В 1985 году Николай Макаровец назначен генеральным директором ФГУП «ГНПП «Сплав» (АО «НПО «СПЛАВ»). Под его руководством коллектив предприятия успешно разрабатывал и производил реактивные системы залпового огня, превосходящие по своим характеристикам зарубежные аналоги. Кроме того, при его непосредственном участии разработана концепция и методология конверсии производства артиллерийских гильз и снарядов РСЗО для конверсионных предприятий и отработаны конструкции 42 видов новых товаров народного потребления. За комплекс работ в области конверсии в 1993 году ему была присуждена Государственная премия Российской Федерации.
  • Николай Александрович известен как авторитетный специалист в области ракетной техники. В 1991 году защитил докторскую диссертацию, стал профессором. Под его научным руководством подготовлены кандидаты и доктора наук. В 1996 году организовал и возглавил в ТГУ кафедру «Стартовые и технические комплексы РСЗО». Удостоен звания «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
  • За выдающиеся заслуги в развитии реактивных систем залпового огня удостоен звания Героя Российской Федерации, награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» I степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III степени, медалями Федерации космонавтики имени Королева, имени Келдыша, имени Макеева, имени Циолковского и другими.
  • С 2015 года занимал должность заместителя управляющего директора — научного руководителя — генерального конструктора АО «НПО «СПЛАВ».
  • 21 марта 2019 года Николай Александрович отметил свой 80-летний юбилей. 29 марта Указом Президента РФ Владимира Путина за выдающийся вклад в разработку и создание новой специальной техники, укрепление обороноспособности страны он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.
    А 31 марта его не стало…