В центре России — в центре логистики

С. Максимов

Федеральному транспортно-логистическому центру в Новосибирске быть!

Одиннадцать опор транспортного каркаса страны

Среди 12 национальных проектов, к реализации которых приступили российские регионы, выделяется проект «Транспортно-логистические центры». Блестящие перспективы, которые он сулит, и сложности его исполнения стали предметом бурного обсуждения участников сразу нескольких мероприятий Сибирского транспортного форума-2019. И немудрено, ведь взрывное развитие инфраструктуры с помощью формирования сети опорных транспортно-логистических центров (ТЛЦ) и комплексная модернизация транспортных коридоров России касается буквально каждого предприятия отрасли. В целом же проект нацелен на резкое ускорение прохождения грузов, снижение стоимости их перевозок и, как одно из следствий, увеличение экспорта продукции отечественных производителей.
— К 2024 году в стране должна быть сформирована сеть из 11 транспортно-логистических центров с суммарной мощностью хранения не менее 51,6 млн тонн грузов, — сообщил президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов. — Также к этому времени необходимо обеспечить среднюю коммерческую скорость товародвижения на железнодорожном транспорте до 440 км в сутки. Сегодня во главу угла ставится организация регулярного по принципу пассажирского движения, скоростного грузового сообщения на территории России. Одна из задач — сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации до 7—8 суток!
В результате реализации проекта федеральной сети ТЛЦ ожидается повышение связанности территории России, развитие кооперационных связей и снижение общего уровня логистических издержек, которые в нашей стране занимают весьма значительную долю в общей стоимости перевозок.
Что же будет представлять из себя типовой ТЛЦ? Его первая и важнейшая часть — контейнерный терминал для размещения 20—40—45-футовых контейнеров. Плюс к этому ряд различных терминалов: контрейлерный; для крупногабаритных и тяжеловесных грузов; для тарно-штучных/генеральных грузов; таможенный терминал. ТЛЦ должен иметь универсальный складской комплекс, предусматривающий размещение складов различного профиля, в том числе низкотемпературных, сквозного складирования (кросс-докинга), оптово-распределительных центров. Еще один обязательный объект ТЛЦ — Деловой центр.

Новосибирску не место на обочине

Сегодня, если посмотреть на схему пилотных узлов интермодального грузового сообщения РФ, где от Владивостока до Калининграда насчитывается 11 ТЛЦ, то хорошо видно, что Новосибирск в проекте играет важную, если не ключевую, роль. И это, конечно, оправданно. Приведем лишь несколько показателей 2018 года, отражающих место столицы Сибири и региона в российских грузоперевозках.
Объем перевезенных грузов транспортом общего пользования в НСО вырос до 39,3 млн тонн. Прирост составил 18%, что выше докризисного уровня. Этот же показатель по России вырос только на 1,8%, то есть Новосибирская область в 10 раз опередила страну! Рост показали все виды транспорта. Наибольший прирост у железной дороги — 24,8%. Грузооборот региона достиг 122 млрд/т-км. В зоне влияния Новосибирского транспортного узла проживают 11—13 млн человек. В стране только три агломерации подобных масштабов: Московская, Нижегородская и Новосибирская.

Пилотные узлы интермодального грузового сообщения

— Давайте посмотрим, что уже есть в нашем активе, — предлагает Сергей Максимов. — Это грузовой интермодальный терминал аэропорта Толмачево площадью
11 тыс. кв. м., единственный за Уралом подобного объема. Это станция Инская — крупнейшая сортировочная станция России, где формируется порядка 100 пар поездов в сутки. Кроме того, с 2012 года у нас произошло удвоение объемов переработки контейнеров суммарно по всем терминалам, в том числе на станции Клещиха и в логистическом комплексе «Евросиб». Кстати, по каждому из них есть масштабные планы развития.
В пользу Новосибирска говорит бесспорный факт: в Западной Сибири в общем объеме современных складов класса А и В на долю столицы региона приходится 79%, или 746 тыс. кв. м площадей, а в Красноярске, к примеру, только 9%, или 89 тыс. кв. м.
Правда, отметим, что 80% складских мощностей находится на левом берегу, в то время, как 60% потребления приходится как раз на правобережье.
Этот перекос сгладит продолжающееся формирование трех транспортно-логистических зон Новосибирска. В агломерации уже есть мощно сформированная «Западная зона». Дан старт масштабному инвестиционному проекту промышленно-логистического парка «Восточный» в «Восточной зоне». По словам Сергея Максимова, проект является инициативой Союза транспорт-ников, экспедиторов и логистов Сибири и «Агентства инвестиционного развития» региона. Для его реализации объединились пять компаний, которые уже получили поддержку властей. Кроме того, есть множество интересных и масштабных идей по поводу формирования «Южной зоны».
В качестве ремарки пессимиста добавлю, что при составлении Минтрансом РФ пилотного проекта сети ТЛЦ у Новосибирска в конкурентах оказался Красноярск. Последний на предварительном этапе отбора проиграл по всем статьям. Однако эксперты высказывают мнение, что именно транспортно-логистическое преимущество Новосибирска может сыграть с ним злую шутку. Власти, понимая, что столицу Сибири «и на кривой кобыле не объедешь», свою значимость как транспортного узла она никогда не потеряет, могут вложить федеральные средства в решение транспортно-логистических проблем уже Центральной Сибири — в тот же Красноярск. К сегодняшнему дню окончательного списка городов — мест базирования будущих опорных ТЛЦ — еще нет.

Зона влияния Новосибирского транспортного узла

Однако пока пессимисты сомневаются в звездном логистическом будущем Новосибирска, оптимисты подыскивают место для федерального ТЛЦ. Позиция власти оказалась предсказуемой: где же еще, как не на площадке Промышленно-логистического парка в районе аэропорта Толмачево должен быть размещен этот глобальный склад?
— Как учредитель ПЛП, мы заинтересованы, чтобы центр был расположен именно там. Конечно, есть и другие варианты, но, считаю, что предлагаемая нами площадка имеет значимые преимущества как со стороны географии, так и экономики, — уверен Александр Зырянов, генеральный директор АО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области». — Сегодня это крупнейший ПЛП за Уралом с серьезным грузопотоком. В наличии полный комплекс инфраструктуры и возможность использования всех основных видов транспорта.
Плюс к указанному выше у новосибирского Промышленно-логистического парка имеется достаточное количество земельных участков с подведенными инженерными коммуникациями, пригодных для размещения потенциальных резидентов. Расположение в непосредственной близости от Транссиба и федеральной трассы также говорит в пользу ПЛП. К тому же проект будет удачно сочетаться с другим уже реализуемым проектом — Аэросити. Конечно, это не значит, что федеральный ТЛЦ заработает у нас в самое ближайшее время. Необходимо провести реконструкцию федеральной трассы и построить развязки, чтобы осуществить примыкание к трассе. Кроме того, появление столь масштабного объекта потребует построить энергетическую подстанцию соответствующей мощности. Однако эти работы не идут ни в какое сравнение с теми сложностями, которые неизбежно возникнут при строительстве ТЛЦ на неподготовленной площадке.

Скорость = деньги

Но вернемся к темам Транспортного форума. Эксперты считают, что одним, даже крупным ТЛЦ «региональные транспортники сыты не будут». В качестве рецепта успеха предлагается делать упор на развитие контейнерных перевозок. Динамика в этом виде перевозок и сейчас неплохая: за 2018 год рост в НСО составил 14,9%. Однако, по мнению советника генерального директора ПАО «ТрансКонтейнер» Виктора Жукова, главным источником увеличения объемов должен стать международный транзит:
— Сейчас основным фактором, снижающим скорость перевозки грузов, являются пункты пропуска на границах, где происходит порядка 30% временных потерь. Это и долгое оформление документов, и слабая инфраструктура пунктов. Вы только подумайте, в среднем там мы тратим 4—8 дней, а непосредственно перегрузка в терминале, к примеру, контейнерного поезда занимает лишь 45—60 мин.! Свою лепту должна внести цифровизация, позволяющая быстро передавать данные по технологической цепочке.

Транспортно-логистические зоны Новосибирского узла

Проблемы преодоления границ сегодня вышли на первое место и при организации сборного поезда Новосибирск — Урумчи. Идея не нова. Сегодня существуют два предложения, о которых рассказал Сергей Максимов:
— Первый проект — пассажирский поезд с включением почтово-багажного вагона. Второй — целиком почтово-багажный поезд, который двигался бы со скоростью пассажирского. Уже сложилось четкое понимание экономики поезда. Однако есть сложности с таможней и пограничным контролем. Часть вопросов надо решать непосредственно на федеральном уровне. Уверен, перспектива у поезда есть.
Отметим, что на Транспортном форуме-2019 железнодорожным перевозкам было посвящено очень много времени. Надо сказать, и сами железнодорожники делают немало для ускорения грузоперевозок. Среди новых сервисов популярностью у клиентов пользуется недавно заработавшее мобильное приложение «Цифровая железная дорога», заметно упростившее процесс электронного документооборота. А сообщение заместителя Западно-Сибирского территориального центра транспортного обслуживания РЖД Вячеслава Березовского о возможности с этого года осуществлять контрейлерные перевозки (контрейлер — контейнер, снабженный автомобильными колесами, предназначенный для комбинированных перевозок грузов) произвело на форуме фурор:
— Мы разработали технологию таких перевозок на специальной платформе. В этом году успешно прошли первые пилотные перевозки Москва — Новосибирск рефрижератора, температурный режим в котором отслеживался онлайн с мобильного телефона. Интерес у перевозчиков очень большой. Весьма перспективным видится северное направление, где не самые хорошие автодороги, и вот такой вид перевозок дает эффект скорости и сохранности груза.
Надо сказать, что в этом году на форуме красивая фраза «Скорость — это вложенный в груз капитал!» звучала неоднократно. Сегодня чем быстрее идет груз, тем больше денег он приносит как его владельцу, так и транспортным компаниям. Это особенно важно, так как сибиряки выходят на оперативный простор мировых грузоперевозок. Рецептом успеха эксперты считают развитие мультимодальных перевозок, когда на базе электронной платформы выстраивается цепочка использования различных видов транспорта для перевозки одного и того же груза «от двери до двери». Сегодня большой объем работ ведется в морских портах, и недаром с девизом «Хаб «Сибирь — Европа» нужен всем!» на форум высадился целый десант чиновников и перевозчиков из Калининграда, европейского анклава России, являющегося особой экономической зоной. Сегодня в Европу через нашу страну идет мощный грузопоток из Китая, и от нас зависит, как много регион получит от этого растущего транзита.

Татьяна ЭМИХ