Компания «ГофроМастер»: Новосибирск будет со своей бумагой

И. Диденко
В поселке Красный Яр полным ходом идет реализация крупного регионального инвестиционного проекта по строительству второй очереди Новосибирского картонно-бумажного комбината. Его инициатор — компания «ГофроМастер». Осенью прошлого года было запущено производство гофрокартона, а через четыре месяца, в ноябре должна вступить в строй бумажная фабрика.
От идеи до реализации — дорога долгая
Новенькое, с иголочки, производство гофрокартона поражает воображение размахом. Множество станков с компьютерным управлением и совсем не много людей. На конвейерных лентах непрерывным потоком текут листы гофрокартона. Трудно поверить, что это только первый этап реализации большого инвестпроекта по строительству Новосибирского

картонно-бумажного комбината (НКБК). В начале 2018 года проект получил поддержку Совета по инвестициям Новосибирской области, а уже в ноябре гофрозавод в поселке Красный Яр выпустил первую продукцию. В запуске принял участие губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
Надо сказать, что сама идея организации комбината и строительства в его составе бумажной фабрики возникла у директора ООО Компания «ГофроМастер» Игоря Диденко еще в 2007 году: «Мне претила громоздкая структура обеспечения страны бумагой посредством огромных целлюлозно-бумажных комбинатов, доставшаяся России по наследству от СССР. Новое время требовало новых технологий. Однако грянул кризис 2008—2009 годов, и мы решили поставить проект на паузу».
Пауза — не значит забвение. Помните, был такой проект — «Сибирский упаковочный кластер»? Сегодня он фактически реализован силами «ГофроМастера». Успешно работают гофрозавод, фабрика экструзии пленок, производство гибкой полимерной упаковки и пакетов, а скоро будет бумажная фабрика. Единственно, реализован кластер не в одном месте, а на двух производственных площадках в Новосибирске, а также в поселке Красный Яр.
Как признается Игорь Диденко, было непросто найти подходящую площадку. Территория банкрота ПК «Красный Яр» подошла по всем параметрам. Она хороша тем, что находится всего в десяти километрах от города. Сотрудникам, живущим как в поселке, так и в близком Пашино и непосредственно в Новосибирске, удобно добираться до места работы. На площадке есть вся необходимая инфраструктура, в том числе мощные очистные сооружения. Что касается самого монопоселка, то для него появление предприятия, где уже сейчас работает более 300 человек, а с пуском в эксплуатацию бумажной фабрики будет еще больше, стало благом и важнейшим источником пополнения местного бюджета.
На шаг впереди
— На сегодняшний день наше производство самое новое и высокотехнологичное за Уралом, — мы продолжаем разговор с Игорем Диденко. — К тому же, Новосибирский картонно-бумажный комбинат будет обладать большим плюсом: в единую технологическую цепочку будут связаны два производства, где гофрозавод явится логичным продолжением бумажной фабрики. Такое предприятие за Уралом вообще единственное.

Андрею Травникову работу многоточечной фальцесклейки
В заводских цехах, куда ни посмотри, любое оборудование является новинкой. К настоящему моменту предприятие вышло на уровень выпуска 7 млн кв. м гофроупаковки в месяц, проектная мощность — 12 млн кв. м.
— Сейчас у нас работает шесть линий по производству ящиков, начиная от маленького на четырех клапанах, который заклеивается обычным скотчем, до огромных, формирующихся особым способом, ящиков для автоматических линий различных предприятий, — рассказывает Игорь Диденко.
Компания «ГофроМастер» сразу сделала ставку на самое современное оборудование. Станки со скоростью пулемета выдают маленькие и большие, квадратные и прямоугольные коробки. Сегодня здесь делают порядка 2500 видов номенклатуры. Особая гордость предприятия — технологическая линия швейцарского концерна BOBST, ведущего мирового поставщика оборудования для изготовления упаковки. Эта машина способна произвести ящик любой формы, нанести на него печать, сделать высечку или перфорацию — все, как пожелает заказчик.
Так, а это что такое? Ящики с мгновенно узнаваемым логотипом «Почта России»! Еще один проект не только экономической, но также имиджевой направленности — партнерство с оте-
чественным почтовым монополистом, с которым «ГофроМастер» работает уже более 10 лет. В 2017 году федералы придумали «Почту будущего» — коробку, которая собирается автоматически, склеивается шеститочечной склейкой и сразу же снабжается скотчем для заклейки коробки непосредственно на почте, а также перфорированной лентой, для того чтобы адресат смог ее открыть без дополнительных приспособлений.
— Мы выиграли тендер на поставки от Урала до Дальнего Востока, — поясняет Игорь Диденко. — Хотя это было непросто, мы быстро установили оборудование, освоили технологию нанесения скотч-ленты и стали практически первыми в стране производителями, которые начали делать эту современную коробку. Могу сказать, что это ответственно, но, вместе с тем, и почетно.
Еще немного, и «своя» бумага станет реальностью
Сегодня площадка НКБК в Красном Яре похожа на муравейник. По плану в предстоящем ноябре бумажная фабрика должна выдать первую продукцию. Пока же тут практически 24 часа в сутки идет монтаж, наладка и установка оборудования. Уже работает новая мощная котельная, построенная, что называется, «на вырост» — как для гофропроизводства, так и для бумажной фабрики.

В будущем цехе массоподготовки идет установка оборудования и отладка специальных бассейнов, в которых будет смешиваться бумажная пульпа, а потом по трубам подаваться в бумагоделательную машину (БДМ) — еще одну гордость компании. Производительность составляет примерно 30 тысяч тонн в год готовой бумаги и картона, или 2,5—2,8 тысячи тонн в месяц. При этом ассортимент очень широк: от бумаги массой
80 г/м2 до 200 г/м2, используемой как для гофрирования, так и для плоских слоев. Добавим, что технологии обеспечивают стопроцентную экологичность на всех этапах производства: измельчение макулатуры, налив на сетку, сушка, отжим, прокат, нарезка по размерам. Очистные системы позволяют собрать даже мелкую бумажную взвесь, которая идет на изготовление, к примеру, упаковок для яиц.
Сейчас комбинат использует привозное сырье. Собственная фабрика с мощностью переработки в 3,2 тысячи тонн макулатуры в месяц обеспечит стабильность гофропроизводства. Но это лишь одна сторона вопроса. Возможно, даже в большей степени в фабрике нуждается Новосибирская область. Сейчас регион отправляет свои бумажные отходы на переработку за тысячи километров в Пермь, Набережные Челны, а оттуда за большие деньги везет рулоны бумаги. В лучшем случае, на этом зарабатывают транспорт-ники, но рабочие места на переработке нашей макулатуры и, соответственно, налоги остаются за пределами области. Учитывая, что с 2019 года запрещено утилизировать макулатуру, то складывается

обременительная ситуация, когда за переработку сибирской макулатуры надо еще и приплачивать.
Будущая бумажная фабрика НКБК возьмет на себя львиную долю переработки. К тому же недавним решением правительства сдающих макулатуру освободили от НДС, что наверняка подстегнет процесс сбора.
— Нашу бумажную фабрику можно рассматривать как отдельное самодостаточное производство бумаги и картона, крайне необходимых региону, — говорит Игорь Диденко. — Фабрика еще не вошла в эксплуатацию, а мы уже думаем над ее расширением. Перед нами стоит задача по управлению рынком макулатуры Новосибирска и региона Западной Сибири в целом.
Без палок в колесах не обходится
Путь какого из бизнесменов усыпан розами? Вот и НКБК не может похвастаться, что все идет гладко. Почти два года компания пытается получить прилегающий земельный участок, где находится несанкционированная свалка поселка и брошенные гаражи. Подобное положение небезопасно для бумажного производства, у которого под боком нередко устраивают пикники и разжигают костры. Самой же компании уже сейчас тесно на существующем участке. Дополнительная территория необходима для склада и размещения грузового транспорта. В день здесь отгружают порядка 20 фур и по 15 принимают. А будет еще больше. Но вопрос оформления земли до сих пор не решен окончательно.
Проблема остра, и мы еще к ней вернемся. Сегодня же давайте закончим на позитиве. Несмотря на бюрократические проволочки, покоряет новые бизнес-высоты, в том числе в публичной сфере. Компания не так давно стала обладателем премии газеты. Другая недавняя победа — в конкурсе «За успешное развитие бизнеса в Сибири». Однако Игорь Диденко наградами не бравирует:
— Конечно, такое признание приятно. Но награда — это лишь промежуточный финиш. Главное — осязаемый результат. Вот запустим фабрику, и будет результат. А еще очень важно четко осознавать, что делаешь нужную вещь для общества, для региона, для страны. И даже если тебе не дали награду, ну и что? Достаточно того, что ты понимаешь — это круто. Круто достигать проектной мощности, круто делать что-то лучше всех, круто, что благодаря нам в поселке Красный Яр растет бюджет, и это сделает жизнь людей лучше, ярче, интереснее. Вот что главное!
Татьяна ЭМИХ