Юсуп Кабулжанов: «Мой Президент умеет слушать»

Ю. Кабулжанов

Узбекистан — моя вторая Родина, — говорят многие из тех, кто, не родившись на этой земле, волею судьбы прожил там долгие годы

Так говорю и я, ташкентка с сорокалетним стажем. А потому с особым удовольствием представляю гостя рубрики «Персона» — генерального консула Республики Узбекистан в г. Новосибирске Юсупа Кабулжанова.
— Юсуп Артыкбаевич, фигура дипломата интересна многим, в том числе и с личностной стороны. Тем более что на Востоке принято начинать разговор как раз с личных вопросов — о здоровье, детях, родных. Давайте не станем нарушать эту замечательную традицию.
— Сразу признаюсь: никогда не думал, что стану дипломатом. Но так сложилась судьба. Я рано потерял отца. И поскольку был единственным сыном в семье среди сестер, мне надлежало по восточному обычаю продолжить его дело, что и было решено на семейном совете. А семья на Востоке — это не родители и дети, это Род, решения в котором принимаются с участием старейшин. И поскольку папа был известным в Узбекистане журналистом, мне следовало не только пойти по его стопам, но и, возможно, завершить нечто начатое им. Так я стал журналистом, работал в ряде республиканских газет, аккредитованным журналистом в ООН, после чего был приглашен на работу в пресс-службу Министерства иностранных дел Узбекистана. И вот… стал дипломатом. Кстати, дипломатом, послом в государстве Шри-Ланка в 70-е годы был и мой дядя, брат отца.
— Не удивительно, ведь журналист — и швец, и жнец…
— По сути, так и есть. Журналист-профи обладает обширными знаниями, владеет разнообразными навыками, главное из которых — искусство дипломатии на коммуникативном уровне. Без владения им на заметный профессиональный успех рассчитывать не стоит. По большому счету, профессии журналиста и дипломата взаимосвязаны. Вот почему, наверное, мне и был определен этот путь — из журналистов в дипломаты. Но, конечно же, путь этот был не простым. Зато учителя — отличные. Хорошо запомнилось, сколько раз пришлось съездить по одному маршруту, чтобы собрать все ответы на упущенные многие вопросы по теме редакционного задания. Или как учили структурировать текст, акцентируя в нём всё самое важное и самое интересное для читателя. Словом, журналистика стала для меня и профессией, и образом мышления, и важной ступенькой в профессиональном росте и овладении другой сложной профессией — дипломатией. Я до сих пор общаюсь и при необходимости советуюсь по определённым вопросам со своими учителями.
— Но всё же фундамент личности — это семья.
— Безусловно. Как единственному мужчине в семье, мне пришлось работать и учиться на вечернем факультете. Развлекаться, увы, было до обидного некогда.
Но мама — психолог по профессии, говорила с твёрдой уверенностью: все это еще обязательно будет в жизни. И я, конечно же, не мог ей не верить. А в те времена, в 90-е годы, легко можно было сойти с правильного пути — очень многое изменилось в жизни и сознании моих сверстников. Но мамина поддержка, её надежды на меня и сам дух семейных отношений, традиций оказались решающими, за что я очень благодарен родителям.
— Как это продолжилось в Вашей собственной семье?
— У меня пятеро детей — два мальчика и три девочки. Одна из дочерей замужем, подарила нам внука и внучку. Они уже приезжали погостить в Новосибирск. В один из вечеров мы прогуливались с ними в центре города. Внука очень впечатлили фигуры перед оперным театром. И вечером, уже дома, малыш попросил: позовите этих людей с улицы, а то они замерзнут… Думаю, это и есть ответ на Ваш вопрос.
— И весьма красноречивый. А теперь о деле — чем интересна профессия дипломата, думаю, понятно всем, а вот чем, с Вашей точки зрения, нелегка?
— В своей работе здесь я встречаюсь, как правило, с людьми двух категорий: с теми, кто знает об Узбекистане немало, и с теми, кто ассоциирует упоминание об этой стране с фруктами, дынями и арбузами. Последние — в основном молодёжь. Им незнакомы имена Алишер Навои, Улугбек. Поэтому я поставил себе задачу изменить этот стереотип, сложившийся у молодого поколения. Они должны иметь реальное представление, что это за страна, какова её история, каков населяющий ее народ. Я всегда с гордостью рассказываю о том, что мы сумели сохранить в Узбекистане наши восточные традиции, в отличие даже от некоторых стран Востока. По долгу службы я побывал во многих из них и воочию убедился в этом. Когда я рассказываю, что обязанность детей заботиться о своих родителях прописана в нашей Конституции, это вызывает большое одобрение.
— Что удалось сделать в этом русле за почти год Вашей работы в этой должности?
— За столь небольшой срок, на мой взгляд, немало. Большой положительный резонанс получила международная хоккейная мини-спартакиада юниоров. Детская сборная Узбекистана провела в Новосибирске шесть товарищеских встреч с ровесниками — представителями местных хоккейных клубов. А кульминацией стало неформальное общение ребят после игр в обстановке узбекского национального колорита. Мы собрали их за узбекским дастарханом с национальными блюдами, преподнесли каждому национальный мужской головной убор — тюбетейку и другие сувениры с символикой Узбекистана. Ребята с интересом участвовали в небольшой викторине об Узбекистане и с удовольствием учились узбекским танцам вместе с творческой группой из Наманганской области, в чем приняли участие также их родители. Но главное, между ними установился дружеский контакт — они активно общаются теперь в социальных сетях. Наверняка обоюдно «гуглят» дополнительную информацию. Это и было нашей главной задачей. Пусть не все сто двадцать участников этого мероприятия, но добрая половина, я уверен, сохранит эти контакты на долгие годы, а представление об Узбекистане — на всю жизнь. Как и узбекистанские мальчишки о России и Сибири, в частности. Этот проект мы с моей командой претворили в жизнь буквально за один месяц.
Еще одно ключевое событие — организовали передачу двух тысяч книг узбекских литераторов Государственной публичной библиотеке СО РАН. Планировали уголок узбекской литературы, а получился целый отдел. Эта инициатива получила серьёзную поддержку Правительства Республики Узбекистан.
Было организовано и посещение Узбекистана большой делегацией представителей местной власти и бизнеса. И я уверен на все сто процентов, что это существенно обогатило их представления о нашей стране, как и любого иного, лично посетившего Узбекистан. Я считаю, что люди слабо информированы о нашей стране, о её возможностях. Мы стараемся заполнить эти пробелы и в культурном, и в экономическом аспектах. Буквально неделю назад здесь побывала делегация Ташкентской области во главе с заместителем хакима (губернатора) области. Было много встреч в сфере медицины, в рамках которых подписан меморандум о сотрудничестве с РАНХиГС, с НИИТО, министерством здравоохранения Новосибирской области — с очень сильным регионом в этой сфере. Такие диалоги «вживую» дают больший эффект.
— Вы строите дипломатию творчески, сообразно собственному пониманию стратегических задач?
— Эти задачи определены на высшем уровне — главами двух наших государств: развитие двусторонних отношений в экономической сфере, особенно региональных. В Республику Узбекистан входит много российских инвесторов, чему в немалой степени способствуют практически ежемесячные бизнес-форумы. Они помогают получать исчерпывающую информацию о возможностях бизнеса в региональном аспекте. Мы являемся тем информационно-организационным каналом, через который идет этот продуктивный обмен.
— Очевидным результатом этого является, мне кажется, появление в Новосибирске в немалом количестве заведений общепита — с узбекской национальной кухней — от киосков бистро до ресторанов.
— Думаю, что в этой сфере наши бизнесмены преуспели благодаря гастрономическому разнообразию национальной кухни и её вкусовым качествам. И предела её совершенству нет — она может быть еще вкуснее и разнообразнее. Тем более что у этой гастрономии есть привкус «районирования» — даже по традиционным узбекским лепёшкам можно определить, где они выпекались — в Самарканде, Андижане, Коканде или в каком-то ином месте.
— Но мы замечаем и с удовольствием приобретаем в нашей системе торговли и текстильную хлопковую продукцию made in Uzbekistan.
— Президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиёев кардинально изменил подход к развитию экономики страны. Некогда сырьевая держава, Узбекистан сегодня на пути преобразования в страну с неплохим экспортным потенциалом. В частности, в Россию в рамках режима свободной торговли поставляется текстильная продукция (29,9%), природный газ (26,6%), свежая и переработанная плодоовощная продукция (7,5%), химическая продукция (3,4%), пластмассы (2,6%), фармацевтическая продукция (2,4%), резиновые изделия (1,1%), услуги (20,9%).
Приблизительно в тех же объемах из России импортируется древесина, черный и цветной металл,
Кстати, появившийся уже не вчера интерес к одежде с элементами нашего национального колорита, тканям с национальным орнаментом подхватили дизайнеры и модельеры и других стран. Платья из узбекского атласа, адраса, шёлка пользуются большим спросом у европейских модниц не только в Сибири, но и во всем мире. И не удивительно: национальный узбекский колорит в одежде доступен всем возрастным категориям. Было очень приятно видеть в таких нарядах некоторых гостей недавнего официального приема по случаю празднования Дня независимости Республики Узбекистан.
— Какие текущие вопросы помогают Вам решать активисты узбекской диаспоры в Новосибирске?
— Важный момент: прежде государство не выделяло денег трудовым мигрантам, попавшим в трудную жизненную ситуацию за рубежом. Реальным помощником в таких обстоятельствах выступала как раз диаспора. Теперь у нас есть соглашение, благодаря которому в особо сложных случаях узбекская сторона закрывает все расходы. Этими вопросами занимается представитель Министерства труда и занятости Республики Узбекистан, базирующийся в Посольстве Узбекистана в Москве. Мы работаем с диаспорами, а их здесь несколько, объединяющимися на разных принципиальных платформах, по многим направлениям. И стараемся работать согласованно. Ведь, на самом деле, среди живущих здесь наших соотечественников немало крепких бизнесменов, способных помочь нам в продвижении нашей миссии, решении сложных вопросов.
— А как Вам сибирский климат, природа? Теоретически Вы могли бы жить здесь постоянно или Вы все-таки человек Востока с совершенно иной ментальностью?
— Если бы Вы задали мне этот вопрос лет 20—25 назад, возможно, я бы «по молодости» дал положительный ответ. Я с уважением отношусь к России. Но люблю все же свою страну, ее землю, воздух, людей, наши традиции и обычаи, которые у нас в крови. Мне не раз говорили о «странностях» узбеков: не зная человека, его встретят как гостя, если, например, он придет к соседу и не застанет его дома.
— Однако многим все это незнакомо. Что планируется для привлечения туристов в Узбекистан?
— Благо сегодняшнего дня авиаперелёты Новосибирск — Ташкент — Новосибирск стали ежедневными семь дней в неделю. Есть рейсы в Наманган и Бухару. По статистике больше всего билетов реализуется на эти рейсы. Конечно, это не только туристические посещения, но чем шире круг нашего общения здесь, чем больше совместных дел и мероприятий, тем больше интерес россиян к Узбекистану. Тем более что бытовавшие ранее визовые проблемы или проблемы обмена валют, конвертации практически сняты с повестки дня. Как и многие иные, касающиеся сегодняшнего и будущего развития страны. Решены они, конечно же, благодаря энергии нашего президента Шавката Миромоновича Мирзиёева, стиль работы которого — вне кабинета. Он в постоянном движении. Многие важные решения он держит под личным контролем, ничего не упуская из виду. Эти его личностные качества точно охарактеризовали европейские партнёры: человек восточного характера с европейским подходом. Под его началом всё, действительно, кардинально переменилось. Я отметил бы еще одно из его качеств: он умеет слушать — внимательно и до конца, в отличие от многих высокопоставленных чиновников. Лично убедился в этом. Сегодня это, чего греха таить, большая редкость для мира власти.
— На что опирается сегодня экономика республики?
— Во-первых, как я уже сказал, сняты многие барьеры для экспортно-импортной деятельности. Особенно много проблем было с экспортом. Теперь его можно осуществлять напрямую, образно выражаясь, «от поля до прилавка», без лишних посредников. Это выгодно фермерам, выгодно потребителям, выгодно государствам. И уже нередко фермер диктует рынку, а не наоборот. В скором времени планируется реализация в России автомобилей узбекского предприятия «Узавтосаноат», ставшего, кстати, лучшим предприятием-работодателем 2019 года среди государственных компаний Республики Узбекистан. Оте-чественные автомобили перестали также быть дефицитом и на внутреннем рынке, что также свидетельствует в пользу грамотного руководства президента Мирзиёева.
— А как обстоят дела в других отраслях, коснулся ли прежде сильных, прославленных промышленных предприятий Узбекистана ветер реиндустриализации, веющий по всему миру?
— Буквально вчера наш президент побывал на прославленном ташкентском фарфоровом заводе, который заработал вновь. Кстати, у меня там много лет работала бабушка. Мы звали ее «Пирожок-ойи» (бабушка-пирожок), потому что она всегда приносила очень вкусные пирожки, которые продавались только там. Сегодня на заводе установлено новое оборудование, на котором планируется производство большого ассортимента фарфоровой национальной посуды с восточным орнаментом — ляганы, пиалы, чайники, тарелки.
— Хотелось бы, чтобы эта продукция отменного качества и дизайна пришла и на наш рынок.
— Мы планируем заняться этим направлением в будущем году. Есть идея организовать в Новосибирске большую ярмарку изделий и крупных производств, и ремесленников.
— Ну, что ж, хорманг, чарчамастанг — не сдавайтесь и не уставайте на этом пути. И Бог Вам в помощь!

Наталья СЕКРЕТ