Будьте бдительны, люди

А. Черушникова

Послаблений по 115-ФЗ не предвидится. Банки продолжат блокировать счета

Прокомментировать этот вывод мы попросили директора Центра бухгалтерского и налогового консультирования, профессионального бухгалтера и налогового консультанта Анну Черушникову.
Перед всем современным цивилизованным миром стоит задача — противодействие и профилактика легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Для выполнения этой мировой задачи в 1989 году была создана и начала работу Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (The Financial Action Task Force — FATF). ФАТФ является независимой межправительственной организацией, которая разрабатывает и способствует распространению мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию оружия массового уничтожения.
Российская Федерация присоединилась к группе ФАТФ в 2001 году, 7 августа 2001 года был принят и введен в действие Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». В 2003 году Россия вступила в члены ФАТФ.
До настоящего времени дата 11 сентября 2001 года, когда рухнули башни-близнецы как символ непримиримости борьбы с международным терроризмом, является напоминанием всему миру о важности и необходимости борьбы с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения.
Деятельность в области противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма заметно усилилась в Российской Федерации с середины 2013 года, когда на должность председателя Центрального банка РФ была назначена Эльвира Набиуллина.
В течение 2018 и 2019 годов Группа ФАТФ проводила работу по оценке антиотмывочной системы России и ее соответствия принятым международным стандартам. По итогам этой работы наша страна получила высокую оценку, но и рекомендации по усилению борьбы с международными «прачечными».
Мы, профессиональное сообщество, почувствовали ужесточение в исполнении положений 115-ФЗ уже с конца 2013 года. Однако российского бизнесмена не так просто напугать: когда еще до нас дойдет! Но «дойти» и оказаться на острие обстоятельств может и можно в любой момент. Поверьте, сегодня временной интервал между неким серьезным решением на государственном уровне и претворением его в жизнь в области антиотмывочного законодательства укладывается в какие-то месяцы.
Рекомендую заострить внимание на тех изменениях 2019 года в 115-ФЗ, которые непосредственно коснутся операций, осуществляемых физическими лицами, а также профессиональной деятельности адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, внесенных двумя федеральными законами: Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 565-ФЗ и Федеральным законом от 18 марта 2019 года № 33-ФЗ.
Остановимся на этих существенных моментах для бизнес-сообщества подробнее.
28 февраля 2019 года завершилось добровольное декларирование физическими лицами активов (имущества) и счетов (финансовых средств) за рубежом. В период
с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года физические лица могли сообщить о своих зарубежных активах и счетах в налоговый орган по месту жительства или в ФНС России (добровольно подать декларацию) и получить право на освобождение от ответственности за ранее совершенные нарушения налогового, таможенного и валютного законодательства, а также передать активы от номинального владельца бенефициарному (реальному) владельцу без уплаты налога. Проще говоря, было сказано: придите, задекларируйте, и мы никогда у вас не спросим об источнике этого дохода. Освобождение было обещано полное. Кто-то своевременно сделал это, а кто-то наверняка махнул рукой. Какими неприятными последствиями может обернуться принятое решение — «не декларировать активы и счета за рубежом»?
Одна из вышеуказанных поправок нынешнего года, внесенная законом № 565-ФЗ (вступила в силу с 27 июня 2019 г.), дополняет статью 6 115-ФЗ «Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю» пунктом 1.5, по положениям которого операция по снятию денежных средств в наличной форме физическим лицом с использованием карты иностранного банка, входящего в установленный перечень», подлежат обязательному контролю. Перечень таких иностранных банков является «информацией ограниченного доступа» и доводится до кредитных организаций через их личные кабинеты.
Это означает, что как только физическое лицо снимет в наличной форме денежные средства с карты иностранного банка, входящего в «закрытый перечень», сведения об этой операции российская кредитная организация передаст в Центральный банк, далее — Росфинмониторинг. Объем передаваемых сведений определен пунктом 5.13 к статье 7 115-ФЗ «Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом». Кредитные организации документально фиксируют и представляют в течение трех рабочих дней после совершения операции полную информацию о ней: дату, место, сумму, номер платежной карты и так далее.
Следующий весьма важный момент: закон № 33-ФЗ, вносящий изменения в 115-ФЗ и вступивший в силу с 18 марта 2019 года расширяет перечень лиц, на которые распространяются требования в отношении идентификации клиента. Адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случае если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, создание организаций (включая куплю-продажу организаций), обеспечение их деятельности или управления ими.
Указанные лица также обязаны: идентифицировать своих клиентов, представителей клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев; принимать меры по организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации и приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц; устанавливать иную информацию о клиенте. Закон обязывает применять меры по замораживанию (блокированию) денег или иного имущества клиентов, попавших в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и «освобождает» указанных лиц от гражданско-правовой ответственности за последствия принятия мер по блокировке и замораживанию денежных средств.
Бизнесу необходимо принять тот факт, что никаких послаблений и возвратов назад в исполнении положений антиотмывочного законодательства уже не будет.

С  Анной Черушниковой беседовала Наталья СЕКРЕТ