Не упустите выгоду

С. Карпекин

Инвестиционный налоговый вычет — успех делового союза МАРП

Статья 6.2.2. Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, введенная Законом Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» в редакции от 09.10.2019 № 403-ОЗ, имеет не самую простую историю. Поскольку многие нынешние законопроекты или отдельные их статьи федерального уровня могут начинать действовать только после принятия аналогичного законопроекта на региональном уровне, cтатья 286.1 НК РФ об инвестиционным налоговом вычете на налоги на прибыль не стала исключением. Законодательная власть Новосибирской области на данную инициативу отреагировать не поторопилась, что обернулось для наших предприятий упущенными возможностями целого года и о чём «СДС» уже сокрушался ранее в своих материалах «по горячим следам».
В начале 2019 года вопрос о налоговом вычете был поднят на местном уровне Межрегиональной ассоциацией руководителей предприятий (МАРП). И был услышан, появился региональный проект соответствующего закона. Однако… в представленном виде он был бесполезен.
«Мы опросили руководителей некоторых предприятий и создали экономические модели, на которых просчитали фактические данные по экономике этого вычета в формате Налогового кодекса и в формате местного закона. Из этих аналитических материалов стало очевидным: в той редакции, в которой его хотят принять, он не сработает», — напоминает президент МАРП, глава Сибирской юридической компании Сергей Карпекин, которого мы попросили прокомментировать и дальнейшие события.
Мнение МАРП поддержала организация «Опора России», а также три региональных общественных совета — при налоговой службе, региональном министерстве финансов и при министерстве экономического развития. Мы синхронно в течение недели рассмотрели этот вопрос и получили весомую поддержку. Минфин же отреагировал с оговоркой: предоставить эту льготу только включенным в реестр инвестиционных проектов предприятиям Новосибирской области, а их всего порядка двухсот. Такой подход вызвал недоумение таким количественным ограничением, а также тем, что эти льготы потребуются именно этим предприятиям едва ли, поскольку они уже используют другие льготы. Налоговый вычет необходим гораздо большему числу предприятий, имеющих возможность инвестировать только из чистой прибыли.
Ранее работала такая льгота: 50% прибыли, направленных на инвестиции, налогом не облагались. В 2002 году все льготы по налогам были снесены, но вопрос об этом поднимался впоследствии постоянно. Ведь мы стремимся увеличить долю инвестиций в валовом региональном продукте, но никаких стимулирующих это увеличение инструментов не предлагаем. И вот — удача!
Однако налоговый вычет — это не льгота в чистом виде, это некий экономически сложный инструмент, применение которого требует расчетов. Как он работает? Приобретая сегодня основное средство, относящееся к третьей — седьмой амортизационной группе, вы вправе применить вычет именно к этому основному средству. Это значит, что 90% суммы, потраченной на него, можно зачесть в счет уплаты налога на прибыль. При этом нам удалось добиться согласия минфина, чтобы эту льготу предоставили не только предприятиям из реестра инвестпроектов Новосибирской области, но и обрабатывающим производствам. Речь идет, в основном, об оборудовании, а не зданиях. И минфин сделал большой шаг навстречу, за что отдельное большое спасибо Общественному совету при нем и лично его председателю Владимиру Гавриловичу Женову. На самом деле речь идет об интересах очень большого сектора — металлургия, пищевое, швейное производства и так далее. А это несколько тысяч предприятий, кроме занимающихся энергетикой, добычей полезных ископаемых.
Однако следует учесть, что инструмент этот тонкий. Применение его в отношении основного средства исключает применение механизмов амортизации. Поэтому, прежде чем согласиться на этот вычет, надо посчитать, что все-таки выгоднее — использовать вычет или амортизацию. Рассматривая этот вопрос в конфигурации, в которой закон принят, мы считаем, что если предприятие располагает достаточным объемом прибыли и может позволить себе крупные вложения в основные средства, то вычет будет выгоднее, потому что стоимость этого основного средства за минусом 10% практически засчитывается как налог.
Теперь о самом налоге. Если налоговый вычет применяется, мы обнуляем ставку в части федерального бюджета (сегодня это 3%), а ставку в части регионального бюджета мы уменьшаем до 5%. Получается, мы экономим 3% в федеральный бюджет и 12% — в региональный. На самом деле это хорошая экономия. Вначале минфин решил, что эта льгота может работать в одном периоде инвестиций, даже если на инвестиции потрачено больше, чем прибыль текущего года. Но тогда может остаться неиспользованной часть суммы, с которой всё неясно: амортизация не применяется, а в следующий период зачитывать нельзя. Мы сумели доказать, опять же на экономических моделях, что это неправильное решение, и просили распространить применение этого вычета на срок, оговоренный в Налоговом кодексе. Компромисс был найден: теперь эту сумму можно зачесть в течение пяти лет. То есть, если в нынешнем году предприятие заработало, допустим, 20 млн прибыли и потратило 100 млн на инвестиции, 90 млн можно поэтапно зачесть в счет уплаты налогов. Схема применения налогового вычета будет выглядеть так: допустим, в этом году мы зачли 19 млн, у нас осталось еще 71 млн. В следующем периоде заработали, например, 50 млн, 5% оставляем, 47,5 млн зачитываем, остается 24 млн, которые мы можем зачесть в следующем году. В принципе выходит хорошая экономия. Практически всю стоимость оборудования мы зачли как налог на ту часть прибыли, которую инвестировали в него.
Чтобы применять этот механизм, нужно подать заявление с сопровождением соответствующих документов о приобретении, а также задекларировать прибыль. Я думаю, через какое-то время минфином будет проведен анализ эффективности применения использования этой льготы. Если ею будут пользоваться недостаточно активно, ее отменят. Тем более что данный инструмент — временная мера стимулирования инвестиций в основные средства, ограниченная в региональном законе датой 31 декабря 2027 года, в Налоговом кодексе — 1 января 2028 года. И если есть желание этим инструментом воспользоваться, то не стоит терять времени.

С Сергеем Карпекиным беседовала
Наталья СЕКРЕТ