Александр Люлько: наука, политика, власть

Жизнь этого всегда серьёзного и сдержанного человека состоит из принципов, будто написанных на его сократовском лбу: порядочность, патриотизм, вера в свою страну и народ. 29 декабря ему исполняется 60 лет. Всего. И очень важное, без сомнения, еще впереди

— Александр Николаевич, предлагая Вам сосредоточиться в процессе интервью на Вашей личности, я прекрасно понимаю, что разграничить ее с работой и общественной деятельностью просто невозможно. Насколько логично всё сложилось в жизни сообразно Вашим юношеским представлениям о будущем?
— Откровенно, представлялось всё несколько иначе. Ни о какой политике и общественной деятельности даже не мыслил, хотел посвятить себя только науке. Поступил в Новосибирский государственный университет. Общественной деятельностью не занимался принципиально, сосредоточившись на главном. У меня достаточно неплохо всё получалось. В моем дипломе об окончании НГУ записано, что я стал лауреатом Всероссийского конкурса 1982/83 года на лучшую студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам.
Но… началась так называемая «перестройка», а за ней развал страны. Стало ясно: тенденциям развала и безудержного разворовывания нужно как-то противостоять, иначе наша наука никому не будет нужна. Меня как самого молодого мои более старшие коллеги-профессора выдвинули возглавлять региональное отделение Союза духовного возрождения Отечества (была такая организация, ее учредителями были известные писатели В. Распутин, В. Астафьев, М. Антонов). Позже я возглавил региональное отделение Конгресса русских общин. Участвовал в избирательной кампании в депутаты областного Совета. Избирался по Западному и Троллейному жилмассивам, где и проживал. Это самый промышленный район Левобережной части Новосибирска. Избирательная технология у меня была очень простая. Мы с моим другом Евгением Смольяниновым обошли всех 10 тысяч избирателей и познакомились практически с каждым из них. Это был колоссальный опыт общения с самыми разными людьми. Мы искренне старались вникнуть в проблемы каждого. Некоторые люди встречали нас враждебно, некоторые — чуть ли не исповедовались. В итоге познакомились со всеми, и я стал депутатом, а Евгений — священником.
Моя жизнь, конечно, изменилась, но связь с наукой я не утратил. Совмещал свои депутатские обязанности с работой в Институте математики, затем стал советником председателя СО РАН, одновременно преподавал, вначале, в Новосибирском госуниверситете, затем в других вузах города. На протяжении всей депутатской деятельности считал своей основной задачей отстаивать интересы науки и промышленности.


Люлько Александр Николаевич — начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска. Курирует вопросы промышленности, науки, торговли, привлечения инвестиций, предпринимательства.
Сфера особого интереса — внедрение инновационных разработок в инфраструктуру города, разработка и реализация программы «Умный город» (Smart-city).
А. Н. Люлько является кандидатом физико-математических наук. До прихода в мэрию города Новосибирска работал в Сибирском отделении Российской академии наук советником председателя Сибирского отделения РАН, научным сотрудником Института математики СО РАН, преподавателем Новосибирского государственного университета.

— Как долго Вы были депутатом сначала областного Совета, а затем городского?
— С 1990 по 2014 год, то есть 24 года с небольшим перерывом, когда в результате известных событий 1993 года Б. Н. Ельцин разогнал весь тогдашний депутатский корпус (мы ведь не поддерживали его политику).
— В какой депутатской комиссии Вы работали?
— Я возглавлял комиссию по промышленности и развитию предпринимательства; комиссию по муниципальной собственности и экономическому развитию. Если коротко, то в городском Совете курировал те же вопросы, что и сейчас, возглавляя департамент промышленности, инноваций и предпринимательства.
— Однако власть — бремя нелегкое. Как преуспеть в двух самых трудных ее ипостасях: власть и общество, власть и власть?
— В первый раз я стал депутатом областного Совета, олицетворяющего государственную власть. Сегодня работаю на уровне муниципалитета, и мне это импонирует в большей степени — ближе к реальной жизни. Есть возможность заниматься конкретными делами, быть ближе к интересам людей, к обществу. Во взаимоотношениях власть — общество самое важное ощущать, что ты делаешь то, что нужно людям. Интересы общества должны быть важнее интересов властных структур. Что касается непосредственной своей работы, то если раньше я занимался фундаментальной наукой, то сейчас — внедрением научных разработок в городскую инфраструктуру с целью повысить качество жизни людей. То есть стараюсь науку продвинуть ближе к обществу.
— Но над властью есть и другая власть, и с этой вышестоящей властью тоже необходимо находить взаимопонимание.
— Безусловно, особенно в нашей стране, где власть достаточно централизована. Однако, как показывает мой опыт, если вышестоящая власть видит, что люди тебя поддерживают, то она с тобой считается, если не видит — не считается. Конечно, от того, как выстроена связь с вышестоящими структурами, зависит, удастся ли реализовать задуманное. Что касается нашего департамента, то у нас сейчас в отношениях с профильными региональными министерствами полное взаимопонимание по всем ключевым вопросам.
— Думаю, это в немалой степени стоит отнести на счет Вашего характера. Лично для меня Вы не просто уравновешенный человек, но как бы без возраста: во все года одинаково спокоен, просто цвет волос светлеет. В чем секрет?
— Отчасти это от характера. Но только отчасти. Я прошел хорошую подготовку. Считаю своим большим везением то, что попал учиться именно в НГУ. Во-первых, университет дал хорошее образование. Во-вторых, научил общаться с людьми любого уровня, причем самого высокого. Специфика НГУ такова, что после второго курса мы уже специализировались в институтах СО РАН. А здесь никогда не было чинопочитания. Свободное общение с вышестоящим начальством — норма. То есть подготовка была такая, что впоследствии тебя ничего не страшит в общении с руководством любого уровня. С другой стороны, я прошел хорошую школу жестких, конкурентных избирательных кампаний 90-х. Они дают хороший урок общения с самыми простыми людьми, общения в самых разных неожиданных ситуациях. Помнится, в 1996 году, на одной из встреч с коллективом завода, на котором была задержка с заработной платой более полугода, и рабочие, понятно, были на взводе, меня предложили взять в заложники. Разговор «на повышенных тонах» в подобных случаях не очень подходит. Другими словами, спокойствие — это выверенное, рациональное поведение.
— Мне приходилось слышать отзывы о Вас лично от людей, мнение которых я уважаю, — честен, порядочен, очень патриотичен. Чем поддерживаются эти качества изнутри, какой верой?
— Вера у меня русская, православная. Выше всех интересов для меня были и есть интересы страны, русской нации — это моя жизненная позиция, я так воспитан. В ходе учебы на меня большое влияние оказал мой научный руководитель — Юрий Иванович Мерзляков, выдающийся математик-алгебраист, автор учебника, который был переведен практически на все языки мира. Он всегда говорил, что ученым быть мало, нужно быть патриотом и гражданином. При этом в нем никогда не было ни капли формализма, он никогда не был не только членом партии, но даже октябренком, пионером и комсомольцем (что во времена СССР было огромной редкостью). На занятиях он нам давал домашнее задание: решить такие-то примеры по математике и, одновременно, прочитать новую повесть Валентина Распутина, или роман Василия Белова, или рассказ Виктора Астафьева из журнала «Наш современник». Иногда он в нашем студенческом общежитии читал лекции по творчеству А. Пушкина, А. Блока, С. Есенина…
Мне привили мысль, что я не отдельная личность, а часть большого великого народа. Тем и живу.
Что касается честности, то я убежден: быть честным — выгодно. Если ты честен, то пользуешься кредитом доверия. А быть кредитоспособным в наше время очень много значит.
— А что должно случиться, чтобы Вы могли усомниться и разочароваться в своих убеждениях?
— Не могу такого представить. Правда, замечаю за собой, что с годами стал более сдержан в высказываниях, в выражении своих взглядов. Стараюсь не идти на конфликт.
— Но критики-то всё равно не избежать: мэрия априори — мишень для битья.
— Ну, это вполне нормально. Тот, кто что-то делает, неминуемо подвергнется критике. Не критикуют только того, кто не интересен. Здоровая критика стимулирует и даже поправляет. Для исполнительной власти конструктивная критика особенно ценна.
— И все же критикующие практически никогда не берут в расчёт, что для решения проблем, серьёзных задач одного желания и исполнительности мало. Необходимы действия вышестоящей власти, финансы, общественная поддержка.
— На первое место я бы все-таки поставил общественную поддержку. Деньги, естественно, тоже нужны. Но если имеется серьезная поддержка, то и деньги найдутся.
К примеру, практически все инновации внедряются в нашем городе без бюджетного финансирования или почти без него. Если какая-то разработка интересна, то, как правило, находится инвестор, желающий ее внедрить.
Главная наша задача — создать привлекательную среду для новых интересных технологий. Допустим, те же «умные остановки». Кстати, в Москве недавно прошёл форум «Smart City&Region: Цифровые технологии на пути к «умной стране», на котором новосибирская «умная остановка» заняла первое место в России в номинации «Транспорт и логистика». Над ней работало 8 компаний нашего Технопарка, причем совершенно без копейки бюджетных денег. Им просто было интересно. Сейчас установлено в городе восемь таких остановок, опять без бюджетных средств. Далее мы планируем установить еще 250 таких остановок за счет инвесторов по концессионному соглашению, опять же без прямого бюджетного финансирования. Такие механизмы внедрения достаточно сложны, но они должны быть. Потому что объекты, установленные только за бюджетные деньги, становятся впоследствии «ничейными»: за ними, как правило, никто не следит, а значит, и жизнь их коротка. В советское время был механизм внедрения технологий в промышленность и городскую среду. Целые институты этим занимались. Сегодня это во многом утрачено.
Мы подписали соглашение с Сибирским отделением Российской академии наук о сотрудничестве в поиске и внедрении «умных технологий». И занимаемся их внедрением, поскольку это не только «умная остановка», но и «умная школа», и «умный и безопасный перекресток», и интеллектуальные системы регулирования транспортных потоков, и отопление школы при помощи теплонасосов, и «умное освещение» с использованием светящихся изнутри композитных опор, и много еще чего.
Еще одна наша задача — это взаимодействие с промышленными предприятиями. Цель — их модернизация, поиск новых производств, новых заказов. Если раньше СО РАН активно работало с предприятиями, то в 90-е годы эта связь была утрачена. Сегодня мы проводим регулярные деловые встречи специалистов предприятий с учёными СО РАН для наведения мостов, знакомства с новыми технологиями, обсуждения их внедрения и возможности создания новых производств. Есть у нас в работе и такое направление, как поддержка малого и среднего предпринимательства. В нашем муниципальном бизнес-инкубаторе свой старт получили такие известные компании, как производитель инвалидных колясок «Катервиль» (признанных одними из лучших продуктов в мире в своем сегменте), компания «Соло», и недавно резидентом нашего бизнес-инкубатора стала компания-производитель уникальных гоночных автомобилей «Маруся», причем компания намерена преобразовать «Маруси» в электромобили.
— Давайте немного коснемся мира Ваших интересов вне работы. Как Вы релаксируете, чем вдохновляетесь, где черпаете энергию?
— Люблю читать и писать статьи, сотрудничаю с Московским университетом, участвую в качестве автора в различных сборниках. Для меня это и есть отдых. Если заниматься только чиновничьей работой — деградируешь.
— Александр Николаевич, день Вашего рождения, да еще и юбилейного, как мне представляется, весьма символичен: 29 декабря как бы на перепутье двух жизненных этапов — конец одного года и преддверие нового. Эта небольшая мистификация, наложенная на Ваш огромный опыт и знания, дает мне основание попросить Вас сделать пожелания, может быть, сказать о перспективах на будущее.
— Наш город благодаря Академгородку называют научной столицей России. Я бы очень хотел, чтобы наука не ограничивалась институтами СО РАН и Академгородком. Я хочу пожелать, чтобы инновации, научные разработки пронизывали всю нашу жизнь. Чтобы гости нашего города, приезжая в Новосибирск, уже в аэропорту, на железнодорожном или автовокзале сразу ощущали, что это город инноваций. С наступающим вас Новым годом!

Наталья СЕКРЕТ