Заглянув в долгосрочное будущее

Вопрос дня — инновации в медицине. В особенности — их внедрение.

Мир входит в век биомедицины, делающей возможным более глубокое понимание механизмов, лежащих в основе болезней. Новые технологии предопределяют продолжительность жизни, повышение её качества и дают возможность преодолевать ряд распространенных заболеваний. Это медицина так называемых четырех П: предсказательность, превентивность, персонализация и партисипативность. Она предполагает внедрение таких технологий, как геномные, постгеномные, протоомные, когнитивные. Заглянувшие в долгосрочное будущее эксперты видят самыми перспективными и приоритетными биомедицинские технологии: технологии клеточной терапии, геномный анализ, создание биоматериалов и покрытий, создание диагностической техники, нейропротезирование. И, конечно же, для всех этапов современных биомедицинских исследований необходимы биоинформационные технологии.
Однако, несмотря на определенную законодательную поддержку, остается открытым вопрос, насколько готова к этому инновационному прорыву система здравоохранения. И нас как жителей Новосибирской области, естественно, волнует ответ на него в преломлении перспектив данной территории. Об этом говорил в ходе масштабной и очень важной дискуссии на прошедшем Технопроме-2019 министр здравоохранения Новосибирской области Константин Васильевич Хальзов. Он высказал убеждение, что ключ к эффективному здравоохранению будущего — государственно-частное партнерство. Ведь наиглавнейшая цель — достичь целевых индикаторов только в вопросах снижения к 2024 году смертности на более чем 30% не так проста. Доверимся мнению профессионала столь солидного уровня. На первый взгляд реализация национального проекта здравоохранения сводится к очевидным вещам — строительство, ремонт, закупка оборудования. Однако опыт подсказывает, что необходимо учитывать риски и влияния внешних факторов — таких, как снижение государственного финансирования, введение ограничения на ввоз и последующую поставку медицинского оборудования иностранного производства и прочее.
«Здравоохранение в будущем должно быть интегрированным, прозрачным, эффективным. Под этим мы подразумеваем скоординированную работу медицинских организаций различных форм собственности и их служб, обеспечение единства цикла профилактики, диагностики, лечения и реабилитации», — настаивает на необходимости государственно-частного партнёрства региональный министр.
И такие подвижки у нас уже наблюдаются. Так, на площадке Технопрома было подписано соглашение о взаимодействии региона с медицинской инвестиционной группой в рамках проекта по борьбе с онкологическими заболеваниями — строительства областного онкологического диспансера. В феврале 2019 года на российском инвестиционном форуме в Сочи заключено соглашение между министерством здравоохранения Новосибирской области и «Седьмой концессионной компанией» о государственно-частном партнерстве в сферах строительства, финансирования и технического обслуживания объектов для оказания первичной медико-санитарной помощи. К 2022 году запланировано строительство и введение в эксплуатацию семи поликлиник в Новосибирске. Объем инвестиций по проекту составляет более 8,9 миллиарда рублей, из которых 7,3 миллиарда — это собственные и заемные средства частного партнера, а 1,6 миллиарда — капитальный грант субъекта Новосибирской области. При введении в эксплуатацию государственным медицинским организациям будет передано 315 единиц высокотехнологичного медицинского оборудования.
Но это, как говорится, организационная сторона решения проблем.
А как обстоят дела с реальными инновационными разработками? Один из очень интересных проектов представляет собой направление превентивная медицина HealthNet НТИ с акцентом на профилактику и участие человека в управлении собственным здоровьем. Человек переходит в этой концепции в активную позицию. Однако тема превенции и в немалой степени персонализированной превенции была заложена у нас в стране достаточно давно. Это концепция здоровья здоровых. Для сибиряков особенно важно, что международная тема превенции заболевания в самом широком понимании этого слова опирается на собственные силы: академика Казначеева и все сибирское отделение Академии медицинских наук, академика Агаджаняна, профессора Брехмана, знаменитый Институт питания с академиком Покровским. В практическом смысле это направление развивается в военно-космических программах, авиационной, военной и гражданской, спортивной медицине, медицине силовых структур в разделе обеспечения спецподразделений, обеспечения деятельности высоко- стрессовых специальностей, РЖД, атомных станций и так далее.
Что же делается в этом плане на системном инфраструктурном уровне? Во-первых, отмечают специалисты, у нас есть очень интересная межведомственная история, включающая в себя центры профилактики и центры здоровья, а также санатории, фитнес-клубы, физкультурно-оздоровительные комплексы. Но живущие в собственной логике в отсутствии межведомственной объединяющей их программы. И отсюда вытекают проблемы: каждый специалист, взаимодействующий непосредственно с человеком, живет в логике собственного ведомства. Тогда как этим должны заниматься специалисты первичной медико-санитарной помощи, если их этому обучить.
Центры здоровья — идея хорошая. Эти структуры были оснащены хорошей техникой. Однако, опять же по мнению профессионалов, показали существенный крен в сторону кардиореспираторных программ, малую пропускную способность и стали школами, обучающими не превенции первичной, а превенции вторичной. То есть тому, как жить уже с хроническими заболеваниями. И, как следствие, — неперсонализированная коррекция. Подавляющее большинство центров здоровья превратились в регуляторы двух потоков пациентов: больных в одну сторону, здоровых — в другую, на динамическое наблюдение, из которого, как правило, люди в центр не возвращаются.
Между тем ключевыми задачами центров персонализированной превенции сторонники этого направления считают выявление заболеваний на крайне ранних стадиях, что особенно актуально для сферы онкологии. И эти вызовы формируют новые задачи: необходимо готовить врачей превентивной медицины, инструкторов по превентивной медицине, парамедиков. Тогда удастся к 2035 году подняться до планки, определенной дорожной картой HealthNet: с помощью не менее чем 50 тысяч обученных врачей, не менее чем 250 тысяч обученных инструкторов добиться того, что 50% граждан к 2035 году станут осознанно управлять собственным здоровьем.
Но чтобы это произошло, они должны знать, как это делать. Пока люди слабо ориентированы в этом вопросе: лекции, вебинары, очные сессии. А где же собственные мощные разработки, которые есть в стране и которые необходимо внедрять в систему практического здравоохранения? Ведь система дистанционного мониторинга состояния здоровья людей, работающих на космической орбите, уже включена в программу «Марс-500». «Просятся» в первичное звено и такие технологии, как интервалометрия (частота пульса), импедансометрия (объективный метод диагностики слуха) с интеллектуальным интерфейсом, позволяющая также выявлять ранние стадии нарушений, а также интереснейшие системы подбора индивидуальной фармакотерапии для сердечно-сосудистых заболеваний, оперативного скрининга.
Много интересного зафиксировано в стране и в лабораторных подходах. Мощная российская школа, связанная с определением аутоантител, которая позволяет быстро, еще до клинических стадий, проводить скрининги и выявлять по 24-м органам и системам начинающиеся патологические процессы, сформировалась у нас, между прочим, не вчера. Полное международное лидерство по данному направлению принадлежит Александру Борисовичу Полетаеву, который, к сожалению, больше востребован за рубежом. Как и микроэлементная диагностика (анализ волос и ногтей) мирового лидера в этой области — профессора Анатолия Викторовича Скального. Вернуть их внимание к отечественной медицине повод есть: с участием ФМБА (Федеральное медико-биологическое агентство) проведен полный скрининг микроэлементной обеспеченности регионов, создан атлас микроэлементозов (различные патологические процессы в организме, вызванные дефицитом, избытком или дисбалансом некоторых микроэлементов) России — интереснейшая, уникальная российская технология как основа для превенции.
Ключевыми на ближайшем этапе развития медицины должны стать методики, оценивающие не только состояние органов и систем, а позволяющие оценить общий адаптационный потенциал организма на доклинической стадии и выявить сверхранние изменения на молекулярном уровне — так называемая молекулярная диспансеризация.
— Оценка маркеров аутоиммунитета
— Оценка элементного статуса
— Оценка нутрицевтического статуса (витамины, ПНЖК, фосфолипиды, аминокислоты, минорные фитонутриенты)
— Тестирование пищевой непереносимости
— Оценка микробиоты
— Оценка морфологии неклеточных сред
Здорово, не правда ли?! Нам всем — врачам и пациентам — нужен мониторинг и система управления здоровьем с использованием дистанционных технологий, которые должны работать 24/7. Многие из нас начинают делать что-то в этом направлении самостоятельно. Однако без грамотного управления этим процессом профессионалами все эти попытки так и зависнут на уровне самодеятельности под лозунгом «Здоровый образ жизни».
И, возможно, сейчас это покажется академичным и несбыточным, но современная «продвинутая» медицина уже предлагает в качестве плана действий перечень системных элементов формирующегося внутреннего и мирового рынков охраны здоровья, что с большим энтузиазмом и обсуждалось на Технопроме.
Это:
— Ежегодная обязательная для всех членов Сообщества успешных практиков ранняя (донозологическая) лабораторная диагностика функционального состояния организма: оценка элементного статуса, молекулярная диагностика по аутоантителам, нутриметаболомный тест, оценка морфологии неклеточных тканей. Такая диагностика позволяет не просто выявлять и предотвращать заболевания на сверхранней доклинической стадии, но и обнаруживать предрасположенность к ним.
— Ежедневная обязательная для всех членов Сообщества индивидуальная скрининг-диагностика в фоновом режиме и мониторинг состояния пользователя мобильными персональными устройствами с передачей и обработкой данных в облачные хранилища Big Data, сопряженные с системами поддержки принятия решений по управлению индивидуальными рисками развития заболеваний и оперативного дистанционного взаимодействия членов Сообщества с врачами и инструкторами по оздоровлению.
— Облачный сервис по индивидуальному подбору персонализированного функционального питания и натуральных биорегуляторов на основании оценки метаболического статуса человека с автоматизированной выработкой рекомендаций по коррекции его пищевого поведения. Дистанционное массовое образование в этой сфере.
— Производство во всех климатических поясах стратегических объемов высококачественного экологически чистого натурального лекарственного сырья (растительного, биоорганического, минерального и животного происхождения) с гарантированной эффективностью, а также субстанций для приготовления персонифицированных натуральных лекарственных средств и сырья для функционального питания.
— Создание отрасли лекарственного растениеводства и производства традиционных для разных народов мира растительных лекарственных средств, производства и адресной доставки персонализированных лечебных и функциональных продуктов питания и естественных биорегуляторов.
— Персональная доставка и продажа готового продукта через распределенную сеть роботизированных аптек и магазинов здоровья.
Можно предположить, что большинство это пугает. «Зачем бежать впереди паровоза? Чем плоха нынешняя система: они приходят, мы лечим»? Но в том-то и соль: «не будете управлять здоровьем на территории своего участка, задохнетесь от вала больных, потому что вы не стратеги, а тактики».
Вывод однозначен: если не начать бежать «впереди паровоза», то может начаться движение в обратном направлении.

Наталья СЕКРЕТ