Алексей Алексеев: «Жить и радоваться»

А. Алексеев

Говоришь «дача», и возникает ощущение расслабления. А если сказать «председатель правления дачного садово-огороднического товарищества», к примеру, «Бердь»?

Достичь невозможного!

Как же иногда сбивают с толку аббревиатуры. Вот ДСОНТ — дачное садово-огородническое некоммерческое товарищество, просто сплошное бюрократическое уныние. Это если не знать, что за ДСОНТ «Бердь» Мичуринского сельсовета Искитимского района скрывается воплощенная в реальность мечта тех, кто стремится соединить комфорт цивилизации с загородным уютом. Но, простите за избитость фразы, так было не всегда.
Алексей Васильевич Алексеев в ДСОНТ «Бердь» с 2008 года. Искал место под строительство загородного дома, приехал сюда к товарищу, посмотрел, понравилось. Тогда было еще мало людей, простор во все стороны, вот и начал строиться. А потом… Ну, не думал он, что вот так найдет дело всей жизни.
— В 2009 году стало известно, что мы тут все обмануты. Нас, заплативших все требуемые взносы в товарищество, обвинили в захвате земли и потребовали «освободить участки». Хотя по генплану Мичуринского сельсовета участки обозначены как земли для дачного строительства и огородничества. За годы существования «Бердь» создала инфраструктуру как для жителей своего товарищества, так и района: провели газопровод, построили ЛЭП, протянули оптоволоконнный кабель высокоскоростного интернета, отремонтировали старые и построили новые дороги. А нам «освободите»! — возмущается мой собеседник.
Это сейчас можно выдохнуть, но одиннадцать лет назад казалось, что бюрократические барьеры не преодолеть. Многочисленные требования садоводов о размежевании участка и определении статуса земель тонули как в болоте. В такой ситуации Алексей Алексеев стал председателем правления товарищества. И началась затяжная борьба, в которой каждая неудача становилась поводом к единению и ступенькой к прорыву. Думается, чиновники, с которыми пришлось «бодаться», поначалу просто удивлялись, что люди не отступили сразу. Потом их настырностью стали возмущаться: мол, дачники, вы чего? Не видите, стена! А они эту стену ломали сообща и доломали-таки.
В 2015 году вопрос был решен частично, в 2019-м окончательно. Люди начали оформлять права на землю. И как итог противостояния: ДСОНТ «Бердь» сегодня одно из наиболее спаянных в регионе товариществ. Конечно, людей в первую очередь объединила борьба, защита своих интересов в течение долгих лет. А вместе с этим пришло чувство коллектива и дружба. Получился эдакий «кулак» из единомышленников, который знает свою силу и готов преодолевать преграды. Непосвященные всегда удивляются, но здесь есть ежегодный и любимейший всеми праздник — День консолидации членов товарищества «Бердень»! И это действительно праздник соратников, друзей, тех, кто не отступил.

На «Бердь» равняйсь!

— А как же, дороги — наше все, — восклицает Алексей Алексеев. — И ремонтируем, и зимой чистим. Перерывы в транспортном сообщении недопустимы, поселок на достаточном расстоянии от Новосибирска, где работают его обитатели, мало ли, то на работу, то «скорой» надо проехать.
Мы проезжаем поселок из конца в конец. Широкие чистые дворы, в основном деревянные дома. Даже сейчас, зимой, то там, то здесь видишь строителей. Только за 2019 год появилось порядка 20 новых домов, а всего их уже за 300. Причем общая территория в 116 га позволяет хоть еще триста построить. По словам Алексеева, люди ждали, когда же

День консолидации членов товарищества «Бердь» всегда празднуется с размахом

окончательно решится вопрос с землей. И теперь, когда это «запланированное чудо», как говорит председатель правления, произошло, члены товарищества сразу же начали строить или расширять дома, устраиваясь уже основательно.
Весь поселок опутан подземными трубами газификации. У интернета здесь скорость 150 мегабит в секунду, плюс телевидение в 180 программ. Прописка. А уж какие дороги! Чистенькие, с аккуратным бордюром из снега после работы ротора. У товарищества в собственности четыре единицы современной техники, в том числе пожарная машина и ДТ-75 с роторной установкой, у которой сегодня работы с утра и до вечера.
— А это резервная линия электроэнергии, построенная в прошлом году, — с нескрываемой гордостью говорит председатель. — Вы же понимаете, что со светом в сельской местности всегда проблемы. Оформление и строительство, считаю, обошлись в небольшие деньги, правда, пришлось судиться да времени порядка двух лет затратили. Зато теперь с резервом, если пропадает свет, то переключаемся, и снова здравствуй, цивилизация.
Цивилизация тут везде, даже на пляже, подъезд к которому выложен большими дорожными плитами, ну прямо как на аэродроме. Впрочем, в поселке такие плиты выложены по всей центральной улице. «Кажется, дорого, но если по-хозяйски подходить, то наоборот экономно, утверждает мой собеседник. — Берег Обского залива, грунты нестабильные, асфальт поломает, а каждая плита армирована и имеет площадь 12 квадратных метров. Если что произойдёт, любую плиту можно заменить или отремонтировать на месте, залив бетоном».
Странно, наверное, зимой на пляж приезжать. Но в «Берди» и в феврале на берегу реки вполне есть чем заняться. Лыжники ходят, весь снег в характерных полосках, тут же снегоходы. Красота и простор. Опять же рыбалка. Вдоль русла стоят палатки любителей зимнего лова. Летом сидящие с удочками на бережке и надувные лодки на водной глади — привычная деталь пейзажа. Владельцы вод-ной техники за 15 минут на катере по Обскому заливу доходят до моря.
Что же до самого пляжа, то песочек тут чистенький, учитывая волну, каждый год его подсыпают. На берегу тенты, урны, лавочки. Есть оборудованная эстрада с выложенным тротуарной плиткой и освещенным танцполом, хоть сейчас дискотеку зимнюю устраивай. Рядом детская игровая площадка и цепочка столиков, весьма востребованных желающими отдохнуть у воды в комфортных условиях. А над всем этим основательно так, по-хозяйски развеваются флаги с коротким названием «Бердь».
Мы подъезжаем к небольшому домику правления. Сосенки-красавицы, карта поселка, список членов товарищества, сегодня их порядка 480 человек. «У нас все по плану. Территорию правления огородим, тротуар будет, малые архитектурные формы, столики. Часовню задумали поставить. Задумали — сделаем», — не сомневается Алексей Алексеев.
Планы тут расписаны до 2023 года и утверждены собранием. В них и сооружение пожарного подземного резервуара, чтобы вода зимой не замерзала. И газификация гаража, и установка двух дополнительных трансформаторов, и строительство крайне необходимой второй дамбы. «Бердь» похожа на Крым, нет, не климатом, но тем, что фактически находится на полуострове, куда проезжаешь по узкой дамбе с пропускной способностью в один автомобиль. Случись затор из-за аварии или наводнение, и не проедешь. Так что без второй дамбы не обойтись.
«Бердь» сегодня — прекрасный пример полнокровной круглогодичной жизни нормального цивилизованного пригородного поселка. В котором все знают всех, доверяют, оставляют ключи, приглядывают за домами соседей. Что? Охрана? На въезде охрана, смотрит, чтобы выезжали санкционированно, не вывозили что-то крупное. Въезд и выезд фиксируют видеокамеры, время и ФИО собственника — сервер и компьютер, управляющий автошлагбаумом. Здесь постоянно живет порядка 40 семей, плюс на выходные приезжают еще 200—250 семей, а уж летом каждый дом обитаем. А сколько детей! И тут наш разговор переходит на автолихачей. Здесь их, мягко говоря, не любят. Народ на даче, как правило, расслабленный. Потому на каждом шагу по инициативе правления установлены авторские дорожные знаки «Не гони» и «Мне кажется, или ты гонишь?» Вроде бы с простым юмором, но действует на торопыг за рулем безотказно.
Посмотрели, восхитились, но свербит вопрос: на какие деньги тут обустроено все так красиво и комфортно?
— Экономическая основа существования товарищества — взносы членские и целевые, — не торопясь, объясняет Алексей Васильевич. — С одного участка 17 тысяч в год. В них входит вывоз мусора, чистка снега, поддержание дорог, как внутренних, так и подъездных, в проезжем состоянии. Плюс благоустройство, инфраструктура, техника. Четыре года мы не меняем размер взносов. Целевые всего два раза собирали, на строительство дороги по 15 тысяч рублей и по 35 тысяч на регистрацию права.
Мы спрашиваем о проблемах, и… и о них не хотят говорить. «Знаете, после победы в борьбе за землю все остальное преодолимо», — уверен Алексей Васильевич. И то верно. То, как боролись тут люди за свое право на нормальное существование и уважение интересов, должно стать примером для многих. Проблемы можно превратить в цели, цели в задачи, а задачи решаются.

Правила жизни

— Чему научила борьба за возможность оформить право на землю?
— Одному не достичь ничего, а вместе горы свернем.
— Было чувство победы?
— А как же! Это пока крупнейшая победа в моей жизни. Я очень хотел, чтобы все мы получили это право, я обещал людям. Это точно победа.
— Если коротко, что сегодня из себя представляет ДСОНТ «Бердь»?
— Объединение людей с домами круглогодичного проживания, и главное слово «объединение». Мы едины в самом прямом смысле.
— Было желание все бросить?
— Конечно. И даже раз попытался оставить работу председателя. Объявил правлению. Ушел… Через три дня переубедили. А потом произошел перелом, и теперь это уже образ жизни. Я здесь получаю все, что нужно человеку.
— Какие принципы определяют правила жизни в вашем товариществе?
— Позитивный подход к жизни. Обязательно умение дружить. Умение радоваться и самому нести радость. Способность чувствовать себя здесь членом некой семьи. Совершенно обязательное уважение друг к другу, желание помочь. Понимание, что слово «соседи» не пустой звук. У нас все знают всех. Мы имеем полное право называться Товариществом с большой буквы. Иногда даже приходит ощущение, что у нас настоящая республика. Вот думаю, а не написать ли нам Хартию.
— Откуда у вас умение управлять большим количеством людей, да еще не находящихся в непосредственном подчинении?
— Если это умение у меня действительно есть, то оно от отца, который много работал с людьми, умел учитывать интересы, обладал терпением и навыками дипломатии. Я лично по стилю руководитель точно не авторитарный, скорее демократичный. Хотя, если надо, могу быть настойчивым и жестким. А еще умение работать в команде. Наша команда — это правление «Берди», которое, кстати, работает безвозмездно, и наши юристы, проделавшие такую колоссальную работу, и все остальные члены Товарищества, доверяющие и готовые помочь!
— Каким правилам вы лично следовали все эти годы борьбы?
— Первое — не врать. Второе — видеть в людях друзей и доверять им, даже если столкнешься с предательством. Ведь случай всегда единичный, не верить нельзя.
— Через 20—30 лет чем станет «Бердь»?
— Думаю, это будет прекрасное образование, с собственным пабом-клубом, где можно пообщаться под живой звук. Время и социальная потребность задаст нам нужный вектор развития. Конструкция нашего товарищества в отличие от традиционных садово-огороднических объединений предполагает подобное развитие. Да, это уже не будет привычная нам садово-огородная жизнь, зато вырастет комфортный поселок, опять же не такой, как привычные поселки, некое территориальное объединение людей со своими традициями, идеей, командой, общими планами на будущее, которое обязательно должно быть счастливым. В конце концов, мы все живем для того, чтобы насладиться жизнью. И вот в таком товариществе, по моему мнению, как раз можно жить и радоваться, сию минуту, сию секунду, сей миг.

Татьяна ЭМИХ