Мир движется вперед, вспоминая прошлое

К 100-летию образования Сибирского статистического управления

«Мир движется вперед, вспоминая прошлое»
Надпись на одной из древних скрижалей Ирана

Историческая дата, знаменательная для нескольких поколений сибирских статистиков: 7 марта 1920 года вышло в свет постановление Сибревкома об организации Сибирского статистического управления. Благодаря многолетней работе сибирских ученых-историков мы владеем достоверными фактами, дающими представление о масштабах и главных действующих лицах этой эпопеи.
Создание советской государственной статистики связано с декретом В. И. Ленина от 25 июля 1918 года, когда в Центральной России уже была установлена советская власть. В Сибири это произошло на полтора года позднее, после освобождения ее от белогвардейцев и интервентов во второй половине 1919 года.
27 августа 1919 года специальным постановлением ВЦИК «Об организации гражданского управления в Сибири» был образован «Сибирский революционный комитет» (Сибревком).

И. В. Жатов. Начальник Новосибирского областного статистического управления
в 1941-1952 гг.

Это был чрезвычайный орган исполнительной власти, созданный специально для того, чтобы руководить советским строительством в Сибири. Приступил он к работе в Челябинске 18 сентября 1919 г., благодаря чему этот город на два месяца стал неофициальной столицей Сибири. 14 ноября 1919 г. Красной Армией был освобожден Омск, и уже 23 ноября туда переехал Сибревком. К весне 1920 г. вся территория Сибири была полностью освобождена от белогвардейцев и иностранных интервентов.
Работа по организации и созданию Сибирского статистического управления была поручена одному из главных деятелей Сибревкома, видному члену партии большевиков Василию Николаевичу Соколову. Он принимал активное участие в первой русской революции 1905—1907 гг., а в 1907 г. возглавил Московский подпольный комитет большевиков — вторую по значимости партийную организацию после Петербурга. В 1907 г. он был арестован и направлен в ссылку в Сибирь, где начал заниматься экономическими и статистическими исследованиями. Вскоре он возглавил статистический отдел Забайкальского переселенческого управления — одного из региональных статистических центров страны в дореволюционный период.1
10 января 1920 г. В. Н. Соколов был назначен уполномоченным ЦСУ по Сибири и, пользуясь этим статусом, приступил к работе. Требовалось найти на просторах Сибири, по которой прокатился безжалостный молох Гражданской войны, разрозненные кадры статистиков и сконцентрировать их на выполнении поставленной молодым советским государством задачи. Уже 25 февраля в Омске был проведен съезд сибирских статистиков, на котором были обсуждены принципиальные вопросы создания Сибирского статистического управления. Большая часть будущих сотрудников нового учреждения была выходцами из Томска, губернского и университетского центра Сибири. В том числе приват-доцент Томского университета Василий Яковлевич Нагнибеда, который стал соратником и заместителем В. Н. Соколова.
Заседание Сибревкома, на котором было принято решение о создании Сибирского статуправления, продолжалось два дня (5—6 марта), но подписано 7 марта 1920 г. за № 164. Первым руководителем был назначен В. Н. Соколов, который возглавлял Управление до 29 ноября 1920 г. После этого он был направлен Сибревкомом на встречу с Лениным по вопросу «О замене продразверстки продналогом». Как свидетельствуют историки, эта встреча состоялась, после чего В. Н. Соколов был оставлен работать в Москве.

К. Ф. Ершова. Начальник управления статистики по Новосибирской области
в 1952-1980 гг.

Следующим руководителем Сибирского статуправления стал известный сибирский статистик Митрофан Павлович Красильников, который до лета 1920 года возглавлял в Новониколаевске статистическую службу крупного в то время кооперативного союза — «Закупсбыт». Он проработал в новой должности до конца 1922 года, после чего был переведен в Москву, где многие годы был членом коллегии, заместителем руководителя ЦСУ.
Среди членов коллегии первого состава Сибирского статуправления можно назвать еще несколько ярких имен: Иван Яковлевич Рунге-Рунгес, Дмитрий Николаевич Меркалев, Николай Николаевич Баранский. Все они были известными статистиками и активными деятелями революционного движения. Н. Н. Баранский впоследствии стал выдающимся советским экономистом-географом, академиком, автором нескольких учебников.
Одновременно с подбором кадров складывалась структура и иерархия сибирских статистических органов. После перевода в 1921 г. Сибирского бюро РКП(б) и Сибревкома в Новониколаевск начался стремительный рост этого города не только как крупного транспортного и торгового центра, но и как административного и политического центра Сибири2. В частности, здесь размещается руководящий орган сибирской государственной статистики — Сибирское статистическое бюро. К 1925 году в его подчинении находилось 5 губернских статистических бюро, Ойратское областное статистическое бюро и 22 уездных статистических бюро.3
Одной из приоритетных задач новых статистических органов стала статистика населения. В кратчайшие сроки была осуществлена обработка и публикация материалов переписи населения 1917 года. В связи с революцией и Гражданской войной эти материалы не были обработаны. Но они не были утрачены, их удалось найти и подготовить итоги переписи.
Следующей крупномасштабной задачей стало проведение переписи населения 1920 года. Вопреки опасениям (острая нехватка переписных кадров, крестьянские восстания в ряде районов, общая разруха и различные проявления классовой ненависти), она была проведена почти на всей территории Сибири. В 1921—1922 гг. ее материалы были обработаны.

Е. Я. Шипицын. Начальник статистического управления по Новосибирской области
в 1980-2000 гг.

Практическое воплощение в жизнь идеи диктатуры пролетариата предполагало решительный слом прежней (царской) государственной машины. Центральный статистический комитет Российской империи (ЦСК) был ликвидирован. Но мало было создать на его месте новые (советские) статистические органы — ЦСУ и его подразделения. Необходимо было создать и принципиально новую сеть первичного сбора статистической информации обо всех сторонах жизни края, в том числе о населении.
Старая, царская система текущего учета населения складывалась в России примерно в течение двух столетий. Она возникла в первой четверти XVIII века, когда по указу Петра I православным священникам было вменено в обязанность заносить в метрические книги сведения о крещениях, отпеваниях и венчаниях. Постепенно эта практика была распространена и на представителей других конфессий. Полученные данные служители религиозного культа передавали в Центральный статистический комитет Российской империи (ЦСК).
После революции церковь была отделена от государства и лишена права регистрировать демографические события. Началось создание нового государственного института, теперь уже светского, по государственной регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС). В Сибири этот процесс шел очень тяжело по причине нехватки квалифицированных кадров и из-за нежелания населения воспринимать новые атеистические порядки. Но в основном он был завершен к середине 1926 года. Регулярное статистическое наблюдение за естественным движением населения в Сибири на новой (не церковной) основе стали вести с 1925 года.4
В рамках небольшой статьи нет возможности проследить все перипетии развития сибирской статистики на протяжении 100 лет. Но можно сказать, что наиболее значимые события и процессы подробно описаны в многочисленных трудах профессиональных историков, работах краеведов и в рамках самой системы государственной статистики России. Статистики пережили вместе со страной и все крутые виражи и этапы ее поступательного развития как в XX веке, так и в начале XXI: военный коммунизм, НЭП, индустриализацию и коллективизацию, эвакуационную кампанию 1941 года, период Великой Отечественной войны, послевоенные пятилетки, новую «смуту» и распад страны (Советского Союза). Переживают и сейчас новую «реновацию» статистической системы в рамках «демократической» рыночной России постсоветского облика.
В отличие от многих других сфер жизни российского общества, в статистическом профессиональном сообществе нет непримиримых (антагонистических) противоречий с классовых или иных позиций при взгляде на историю своего развития. Таких явлений, какие можно наблюдать, например, по отношению к фигуре последнего Верховного правителя России А. В. Колчака. Он был расстрелян в Иркутске 7 февраля 1920 г. по приговору трибунала за совершенные злодеяния. Но что можно наблюдать, например, в Омске по случаю 100-летия со дня этого события: на одних монументально выполненных плакатах Колчак весь в белом, как в кадрах лубочного фильма «Адмиралъ», с надписью: «помним, любим, не забудем»; на другом — во всю торцевую стену пятиэтажного дома красуется лозунг: «Поздравляем жителей города со столетней годовщиной со дня освобождения Омска от армии Колчака!»
Отдавая дань памяти и уважения своим предшественникам, Новосибирскстат совместно со своими коллегами из других регионов Сибири и Дальнего Востока организовал межрегиональную научно-практическую конференцию, посвященную созданию Сибирского статистического управления. Сборник докладов конференции будет опубликован.

Александр Кисельников,
почетный работник Государственной статистики РФ, руководитель Новосибирскстата в 2000—2016 гг.


1 В. И Шишкин. Становление советской государственной статистики в Сибири — В кн.: Становление статистики в Сибири. — Новосибирск: Новосибирскстат, НГУЭиУ, «Мангазея», 2010, с. 9—18.
2 В 1926 г. Новониколаевск был переименован в Новосибирск. До 1925 года он был административным центром так называемой «Сибревкомовской Сибири». 25 мая 1925 г. постановлением Президиума ВЦИК был образован «Сибирский край». В 1930 г. Сибирский край был разделен на Западно-Сибирский край с центром в Новосибирске и Восточно-Сибирский край с центром в Иркутске. В период 1937—1944 гг. происходит «дробление» Западно-Сибирского края на более мелкие административно-территориальные единицы. С 1944 г. Новосибирск становится административным центром Новосибирской области в современных границах.
3 В. А. Исупов. История становления демографической статистики в Сибири (1920-е—1930-е гг.).— В кн. «Становление статистики в Сибири» — Новосибирск: Новосибирскстат, НГУЭиУ, «Мангазея», 2010, с.18—35.
4 Там же, с. 20—21.