Высокий уровень решения проблем

Одна из традиций, заложенных МАРП, — ежегодное совещание руководителей деловых союзов с губернатором Новосибирской области при участии представителей структур законодательной и исполнительной власти регионального уровня

На сей раз участниками такого совещания, прошедшего на площадке ПАО «Сиблитмаш», стали губернатор Новосибирской области Андрей Травников; первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов; министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров. Плюс весьма внушительный список представителей крупных деловых союзов.
Деловой ландшафт Новосибирска характеризуется в протоколе заседания рядом проблем, мешающих развитию бизнеса, как то: «снижение предпринимательской инициативы и степени готовности идти на предпринимательский риск, уменьшение количества новых бизнес-проектов, невостребованность имеющихся финансовых ресурсов банков и средств государственной поддержки бизнеса, отсутствие роста инвестиционной активности.
Причины сложившейся ситуации бизнес-сообщество Новосибирска видит в том, что большинство предприятий балансирует на минимальном уровне рентабельности. Это обусловливается сложившимся балансом платежеспособного спроса и стоимостью основных ресурсов производства (топливо и энергетика, сырье и материалы и пр.). Жесткое налоговое администрирование и тотальный цифровой контроль привели, с одной стороны, к увеличению доходов бюджетов, а с другой — к изъятию средств предприятий и снижению рентабельности.
Кроме того, возникла проблема недобросовестной конкуренции в налоговой сфере — предприятия, попавшие под целевой контроль и уточнившие свои налоговые обязательства, проигрывают своим конкурентам, которые используют схемы ухода от налогов и не попадают под налоговые изъятия.
Высокими остаются уголовно-правовые риски ведения предпринимательской деятельности, активное применение уголовно-правовой репрессии в налоговых правоотношениях, а также в отношениях, связанных с госзакупками».
Поскольку в характере губернатора Андрея Травникова — обсуждать в таком составе именно те проблемы, поиск решения которых требует высокого уровня концентрации усилий, а твердая позиция президента МАРП Сергея Карпекина – эффективно взаимодействовать с властью в этом поиске, соответствующей была и повестка дня.
«У нас есть стратегия социально-экономического развития нашего региона до 2030 года. Утвержден и план работы по ее реализации. Обычно происходит следующее: энергия множества людей концентрируется в момент создания подобных документов. Но как только он принимается, энтузиазм начинает сходить на нет. Поэтому мы активно выступаем за то, чтобы постоянно иметь перед собой эти цели, этот план и соизмерять с ним свои действия, — поясняет суть и практическую направленность столь представительного совещания Сергей Карпекин. — Стратегия сама по себе хороша тем, что дает понять власти, что без каких-то радикальных мер улучшения делового климата добиться запланированного увеличения объемов производства в 2,2 раза будет невозможно. И нас понимают, слышат и готовы к сотрудничеству с нами. Хотя понимание того, как должна работать господдержка, из чего должна складываться оценка деятельности предпринимательского и промышленного секторов и целый ряд других вопросов, по сути, дискуссионны».
А именно, вопрос первый: итоги развития промышленного и предпринимательского сектора Новосибирской области за прошедший год, его основные проблемы и задачи на перспективу.
Если подойти к этой оценке строго, то можно сделать смелый вывод: цифры роста промышленности — средняя температура, ни о чем особо не свидетельствующая. Потому что предприятия — живой организм: в прошлом году, к примеру, спад, в нынешнем — многократный рост. Ассоциация проанализировала эту тенденцию в показателях работы своих членов. Выявился, можно сказать, парадокс: ряд предприятий, несмотря ни на какие сложности, — отсутствие дешевых кредитных ресурсов, жесткое налоговое администрирование и так далее — умудряются показывать результаты многократного роста. Они, безусловно, вдохновляют, поскольку доказывают, что при грамотном подходе к деятельности предприятия можно достичь успеха в любых условиях.
Однако из года в год объективно существуют и практически непреодолимые проблемы, как, например, низкая рентабельность. Есть задача довести объем инвестиций во внутреннем валовом региональном продукте до 25%. Понятно, что расчет делается с учетом инвесторов извне. Однако основной объем инвестиций — это прибыль предприятий, работающих на данной территории. Их средняя рентабельность на сегодня – 4—5%. Чтобы добиться 25% инвестиций, эту прибыль нужно будет копить лет 7. То есть крупную инвестицию можно будет позволить себе один раз в 10 лет. А мы хотим каждый год. Логика подсказывает: нужно создавать условия для того, чтобы предприятия работали с большим уровнем рентабельности и большими возможностями для инвестирования.
Для начала хотелось бы понять причины падения уровня рентабельности. Баланс между платежеспособным спросом на продукцию и стоимостью основных ресурсов сложился таким образом, что прослойка маржи стала очень тонкой. И, затевая новый проект, чтобы не оказаться в итоге в минусе, следует этой прослойкой и ограничиться. Если, конечно, предприятие не производит некий сверхуникальный продукт, за который можно назначать любую цену. Но, к сожалению, время, когда предприятия могли оперировать затратами, не экономя, прошло. Браться за что-то новое ресурсов нет. Да и риски велики. Одно неверное управленческое решение, неверно рассчитанные экономические показатели — и… крах, банкротство.
Отсюда вопрос следующий — о неотложных мерах по предупреждению банкротства предприятий в сферах промышленности и базовых отраслей экономики Новосибирской области.
В качестве конкретной меры против этого МАРП предложила создать постоянно действующий межведомственный координационный совет по делам проблемных предприятий. Как показала практика прошлого года, бывают ситуации, когда их можно не только спасти, но даже помочь не дойти до самой процедуры банкротства. Ведь попасть в «черный список» легко. Но что будет с предприятием после? Приблизительно вот что: предприятие задолжало относительно небольшую сумму по налогам. Налоговая служба, выждав три месяца, подает заявление на его банкротство. А картотека арбитражных дел открыта. И все информационные каналы незамедлительно оповестили о банкротстве этого предприятия. В итоге долг был погашен, заявление отозвано. А у закрывшего долг предприятия масса проблем из-за огласки: банки меняют условия кредитования, поставщики опасаются отгружать продукцию без предоплаты и так далее. То есть, если предприятие зашаталось, а кому-то не терпится его утопить, проще всего во всеуслышание объявить о его банкротстве. Тогда утонет точно.
Выбираются из такой ситуации, на самом деле, очень немногие предприятия. А ведь существуют такие механизмы, как отсрочка и рассрочка уплаты налогов, инвестиционного налогового кредита. Почему они не применяются? К счастью, ситуация, кажется, начала меняться. Впервые за все время в регионе не стали банкротить одно из предприятий, не заплатившее налоги по причине объективной — кассового разрыва. Выход нашелся — оформили инвестиционный налоговый кредит.
Что же сможет сделать вновь создаваемый межведомственный комитет? Суть заключена именно в его межведомственном статусе — составе представителей минпромторга, минэкономразвития, управления ФНС по НСО, управления ФАС по НСО, уполномоченного по защите прав предпринимателей в НСО, прокуратуры НСО, мэрии г. Новосибирска, предпринимательских общественных объединений МАРП, НГТПП, «Опоры России», «Деловой России», других министерств и ведомств, а также непосредственно руководителей предприятий, положение дел которых требует принятия экстренных мер. В таком составе комитет будет способен рассмотреть весь спектр проблем, использовать комплекс необходимых мер для каждого уникального случая и самое главное — включить нужный уровень власти. Ведь некоторые предприниматели не имеют даже полного представления о том, в какие структуры можно обратиться за помощью. Андрей Травников поддержал инициативу и дал поручение такую структуру создать. Ее концепция у МАРП уже есть. Однако следует учесть, что работать в этом ключе комитет будет исключительно с крупными предприятиями производственной сферы во имя социальных эффектов их сохранения.
И с этой формулировкой, на мой авторский взгляд, тесно соотносится еще одна тема обсуждения — о дополнительных мерах по расширению прямого участия местных товаропроизводителей в поставках продукции для государственных (муниципальных) нужд.
Этот вопрос стоит ребром всегда. Сложность в том, что любой местечковый протекционизм всегда жестко карается антимонопольной службой. Конечно, есть понимание того, что деятельность предприятий осуществляется в едином экономическом пространстве, что никаких препон для участия в отборе для госзакупок производителю из других регионов быть не должно. Однако это настолько непростая сфера, скрывающая так много нюансов, что требует все же более глубокого подхода. Иногда препятствием для участия в торгах местного производителя является то, что он не может закрыть всю поставку комплексно.
Для решения этой проблемы появился прецедент — опыт Нижегородской области, создавшей научно-технический совет, через который, как через фильтр, пропускаются все условия закупок. Совет анализирует, какие позиции могут быть поставлены со своей территории, а какие в ее пределах не производятся. На этом основании условия конкурса формируются так, чтобы возможность участвовать в нем имели все. Если, например, потребуется закупить 5 единиц оборудования, 3 из которых производят местные производители, а 2 нет, то целесообразно провести торги, разделив закупку на 3 и 2 единицы. Цена вопроса — остающиеся в регионе выручка предприятия и налоги. Никто, разумеется, не стремится закрыть таким образом рынки, но, согласитесь, и своя рубашка должна быть «к телу». Ведь для жизни промышленного предприятия важнее субсидий и льгот — заказ. И если власть поможет повысить эффективность участия местных товаропроизводителей в торгах, это и будет самой действенной помощью.
«Как только мы законными рыночными инструментами обеспечим выигрыш местному производителю, — и деньги останутся у нас, и сохранятся многие наши предприятия», — резюмирует президент МАРП.
Таким решениям и активности в заботе о предприятиях можно не только порадоваться, но и погордиться.

Наталья СЕКРЕТ