Эта память опять от зари до зари…

Здесь похоронен Лукьян Калтушкин

В год 75-летия Великой Победы над фашизмом один невидимый микроб как-то внезапно и легко выключил большую экономику, праздник, ощущение радости жизни, а для тех, кому не повезло более других, даже ее саму. Но ни ему, никому и ничему другому не уничтожить главного — объединяющую нас память как часть нашей ментальности, принадлежности к, увы, ушедшей в прошлое, огромной и сильной стране

К сожалению, мы не смогли вовремя и полноценно отпраздновать это грандиозное событие. Не оживили погибших за Родину и доживших свой послевоенный век строем Бессмертного полка. Но мы можем об этом говорить, писать книги и снимать новые фильмы.
Мне захотелось написать об этом сегодня не обобщенно «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». Потому что Великая Победа — история, которая принадлежит мне, моим родным, близким, множеству моих друзей не безлико. Но как жаль, как безумно жаль, что пока еще было возможно, я так мало, так непростительно мало узнала о войне, о солдатском трудном деле, о Победе от них самих, уцелевших. Сегодня все то, что удалось собрать из первых рук и сохранить мне самой и людям моего окружения, станет основой моего малого Бессмертного полка на страницах журнала. И вот в каком ракурсе: давайте попробуем проследить нашу генетическую связь с теми солдатами. В ком продлилась зарожденная и отвоеванная ими жизнь?

Александр Секрет

Среди моей родни героев гораздо больше, чем удалось сохранить и собрать информации о них. Мой дед Андрей Петрович Никитин 1903 г.р. был призван в ряды РККА в 1941 г. Старшина батареи 48 гвардейского полка, прошел всю войну. Был ранен. Мы бережно храним его боевые награды — орден Красной Звезды, медаль «За взятие Берлина», прочие многочисленные медали, гвардейский значок.
Его дочь Галина, учитель по профессии и призванию, и стала моей мамой. А ее брат и мой дядя Владислав освоил профессию плавильщика цветных металлов. Кстати, по рассказам мамы, в семье всерьез поверили в то, что Андрей Петрович вернулся с фронта невредимым благодаря упорным ежевечерним молитвам на ломаном детском языке за папу крохи Владика. Дочь Владислава и моя сестренка Оля выучилась на газоэлектросварщика. И даже имеет опыт и, хотя и небольшой, стаж этой работы, ставшей для нее романтикой юности. Говорит, ей до сих пор снятся эти искры и фейерверки…
У Оли есть… был и другой дед — «по маме». Гвардии полковник мотострелкового полка Павел Иванович Ларочкин 1906 г.р.  Кадровый военный, он начал службу в пограничных войсках Среднеазиатского военного округа. Награжден двумя Орденами Боевого Красного Знамени, Орденом Ленина.

Андрей Никитин

Погиб в 1942 году, похоронен под Воронежем в городе Калач на площади Революции. Символично. Ведь сообразно своей преданности этому делу он назвал Цемирой и свою дочь, что означает «цель мировой революции».
В девичестве я — Сивачук. Это большое семейство (11 детей) в 30-е годы перекочевало из Ивано-Франковской области в центральную Россию. Отсюда и ушли на фронт трое сыновей. А вернулся только один. Это был мой отец Пётр Тихонович Сивачук 1925 г.р. Он ушел последним из братьев в 1943г. Был зачислен на ускоренные командирские курсы, но из-за тяжелого положения на фронтах еще до присвоения офицерского звания курсанты были переброшены в зону боевых действий. Тяжело ранен в 1944г. в боях Орловско-Курской дуги. В полевой подвижной госпиталь был доставлен в шоковом состоянии с множественными осколками мины в грудной клетке, тазовых костях, левом бедре и левом голеностопном суставе. Выжил. Был комиссован по инвалидности. С войны принес металл в теле, многочисленные шрамы (6х2; 5х3; 6х2,5; 12х4; 6х9; 5х1; 24х8см) и огромную жажду жизни. Трудился, учился (институт окончил в 45 лет), растил двух дочерей. С моей профессией все известно. А моя старшая сестра

Пётр Сивачук

Татьяна стала конструктором аэрокосмического приборостроения. Правда, после 90-х это никому не стало нужно на долгие годы, но это уже совсем другая история. Наши с сестрой взрослые сыновья Павел и Олег — успешные
IT-специалисты. Их дочери, наши внучки, — студентки НГУ и НГПУ.
Примечательно, что к папиным наградам — ордену Красной Звезды, медалям «За отвагу», «За победу над Германией» и другим в 1985 (!) году прибавился орден Отечественной войны I степени. Как говорится, награда нашла своего героя.
Два брата отца — Борис Тихонович Сивачук 1921 г.р. и Сергей Тихонович Сивачук 1923 г.р были призваны в действующую армию в 1941г. Первым в 1943 году был убит Сергей, а в 1944г. — Борис. Сергей похоронен на северной окраине д. Васильево Харьковской области. Борис — в г. Иллё, Венгрия.
От этих двух красивых и сильных парней остались только фамилии на обелисках братских могил да портреты на стене родного дома, с которыми их мать-героиня, она же наша бабушка Елена разговаривала каждый день. А еще наша скорбная память и гордость…

Павел Ларочкин

Отец мужа Александр Назарович Секрет 1919 г.р. был призван в ряды Советской Армии в 1939г. Участвовал в финской войне. Следующей без перерыва в его биографии была Великая Отечественная война, которая стала для него настоящим испытанием — попал в плен, познал ужасы немецких концлагерей. Несколько раз неудачно пытался бежать. Подвергался пыткам и издевательствам. Но выжил. И, возможно, кому-то это казалось странным, но его философией жизни мирных лет стало: ничто не имеет такой ценности, как сама жизнь. Вырастил дочь и двух сыновей. Один из них, Виктор — понятно, что самый для меня лучший — стал хорошим специалистом лесного хозяйства, заботливым отцом нашего сына и незаменимой нянькой моему рано ставшему инвалидом войны 1-й группы в результате последствий ранения отцу.
В финской участвовал и дед одной из моих замечательных и по сей день любимых учениц (мои пять лет работы в школе, русский язык и литература) Альбины Ишмухамедовой — Афанасий Смирнов. Был ранен. Погиб уже позже, в Великую Отечественную. Отследить его боевой путь семье пока не удалось — слишком распространенными оказались имя и фамилия. Гораздо больше известно о дедушке «по отцу». Шадмат Ишмухамедов из

Борис Сивачук

Ташкента — гвардии старший лейтенант, командир горно-стрелковой роты. Умер от ран в боях за г. Керчь, Крымская АССР. Его награды: медаль «За отвагу», орден Красной Звезды, орден Красного Знамени.
А внучка Аля — прекрасной души человек с самого детства — художник — модельер — конструктор женской одежды, мама взрослого сына.
Интересная история у близких жены моего племянника — Ирины, специалиста романно-германской филологии . Ее дед — Иван Николаевич Атаманюк, 1922 г.р.,
участник гражданской и Великой Отечественной войн. Прошедший с боями в составе 162 стрелковой дивизии 241 разведывательного батальона 19-й армии от Белоруссии до Германии, неоднократно получивший ранения и контузию, старший лейтенант Иван Атаманюк встретил свою судьбу в мае 1945 года на

Шадмат Ишмухамедов

улице немецкого города Витшток, где он исполнял обязанности помощника военного коменданта по оперативно-строевым вопросам. Ею стала его будущая жена и будущая бабушка Ирины — Валентина Федоровна Полякова, 1920 г.р., лейтенант медицинской службы, операционная сестра Полевого подвижного госпиталя № 94. Тот победный май оказался для них счастливым вдвойне с той минуты, когда Валю, катающуюся на велосипеде по одной из площадей Витштока, строго остановил уже подполковник Атаманюк. С тех пор стало у них все общим: мирное небо над головой, три ордена Красной звезды, орден Отечественной войны 1 степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За оборону Ленинграда», дочка Татьяна и две внучки — у которых уже тоже свои дети.

Сергей Сивачук

Еще одна моя двоюродная сестра, Наталья, IT-специалист, безуспешно искала могилу своего погибшего где-то под Ленинградом деда Лукьяна Петровича Калтушкина еще с конца 80-х. А нашлась она только года три назад, когда в семейном архиве обнаружилась похоронка: погиб 14 июля 1944 года. Похоронен под Ленинградом, в Стеклянном районе. Теперь там установлен обелиск. А в семье в память о герое появился еще один Лукьян — Лучик, внук Натальи и праправнук Лукьяна Петровича.
Вот так продлилась их дорога жизни, ставшая Дорогой памяти народа.
Но скоро, совсем скоро живой связью с солдатами Великой Отечественной останемся только мы и наши взрослые дети, успевшие встретиться с тем поколением. И нас будут расспрашивать о них. Постарайтесь серьезно подготовиться к этим разговорам. Может, еще успеете…

Наталья СЕКРЕТ