«Академгородок 2.0» в борьбе с коронавирусом

По последним данным, именно так будет выглядеть ЦКП СКИФ

Ученые Новосибирского научного центра, «Вектора»и институтов СО РАН находятся на передовой в борьбе с коронавирусом. Какие проекты «Академгородка 2.0» приобрели особую актуальность в последнее время и какие из них уже удалось запустить?

Руководитель межведомственной рабочей группы по борьбе с коронавирусной инфекцией Михаил Воевода недавно рассказал о вкладе Новосибирского научного центра в предотвращение угрозы COVID-19. По его словам, с момента проведения реформы Академии наук шла дискуссия: а нужна ли она вообще? И неожиданным образом ответ на этот вопрос как раз дала ситуация с коронавирусной инфекцией. Российская наука неожиданно столкнулась с проблемой, которая потребовала принятия оперативных решений по участию в борьбе с инфекцией. При этом никакой государственной программы на момент начала пандемии по тому поводу не было, и научные учреждения оказались в растерянности: с одной стороны, было огромное желание включиться в решение проблемы, с другой — не совсем понятно, как это делать. Для решения этой задачи в Сибирском отделении РАН была создана межведомственная рабочая группа по борьбе с коронавирусом, задача которой — помочь объединить усилия всех организаций.
«Сейчас уже можно подвести определенные итоги по работе этой рабочей группы, — сказал Михаил Воевода. — Это оказался эффективный инструмент, позволивший многие компетенции и активности, которые были предложены различными научными институтами, общественными организациями и промышленными предприятиями, направить в организованное полезное русло». В частности, удалось наладить экспертизу представленных проектов, контакты с властными структурами и ведомствами. И уже есть результаты по решению конкретных задач. «За короткий срок удалось создать прообраз модели, связанной с быстрым и эффективным решением крупных задач», — подытожил руководитель МРГ. И отчасти эта модель в будущем может помочь в развитии проекта «Академгородок 2.0».

А 2.0 и SARS-CoV-2

Напомним, проект развития Новосибирского научного центра «Академгородок 2.0» впервые был заявлен после визита в город Владимира Путина в 2018 году. Первый концептуальный документ содержал описание нескольких сотен проектов на общую сумму порядка 400 миллиардов рублей. В итоге большую часть этих инициатив отложили до лучших времен. Но некоторые уже удалось запустить.
В том числе выделены средства на создание геномного центра мирового уровня при Федеральном исследовательском центре «Институт цитологии и генетики СО РАН». В целом в России запланировано создание нескольких центров геномных исследований мирового уровня, в том числе — на базе Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» (в рамках Центра геномных исследований мирового уровня по обеспечению биологической безопасности и технологической независимости) и Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (в составе Курчатовского геномного центра).
Масштабный инвестиционный проект по созданию Национального Центра компетенций «Генетические технологии» в рамках

СНЦ ВВОД

проекта «Академгородок 2.0» уже запущен. Площадки центра предоставят возможность для ускоренного развития исследования фундаментальных проблем генетики и геномики, разработки и внедрения новых лекарственных средств. Уже решен имущественный вопрос. В ближайшее время планируется запустить модернизацию лабораторий.
Кстати, сейчас в ИЦиГ как раз ведут работу над созданием мышей, восприимчивых к новому коронавирусу, для дальнейшего испытания на них вакцин и препаратов от COVID-19. В центр «Вектор» лабораторных животных планируют начать поставлять в сентябре-октябре.
Свой вклад в борьбу с коронавирусом уже внесли многие организации Академгородка. Например, копания «Биосан», выпускающая компоненты тест-систем для диагностики коронавируса, запустила новую линию, которая позволяет производить до 10 литров необходимого вещества (дезокситрифосфатов) в неделю, вместо 4—5 литров. Это позволит обеспечить потребности не только внутри России, но и за рубежом. Метод синтеза этих компонентов был разработан в Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН.
Еще одно полезное изобретение новосибирцев — противовирусный аэрозоль, который расщепляет ДНК и РНК широкого спектра вирусов, а также бактериальные оболочки. Это препарат для обработки воздушной среды, всех типов поверхностей, медицинских масок и одежды. Он также пригоден к применению в бытовых условиях с помощью ультразвуковых увлажнителей воздуха. В случае успешных испытаний этот способ дезинфекции может быть использован в образовательных учреждениях.

СКИФу быть!

Свою лепту в борьбу с коронавирусом однажды внесет и флагманский проект «Академгородка 2.0» — установка класса мегасайенс Центр коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов». На синхротроне запланирована пользовательская станция для исследования опасных вирусов, которую планируется запустить уже в 2024 году. На ней будет вести свои научные работы центр вирусологии и биотехнологии «Вектор», который, как и СКИФ, базируется в наукограде Кольцово.
Синхротрон СКИФ — это самый крупный научный инфраструктурный объект, который создавался в Новосибирске в последние годы — на него выделено 37 миллиардов рублей. Он должен быть запущен к 2024 году, и некоторое время казалось, что его строительство — под угрозой. Из-за бюрократических проволочек уже запланированные деньги долгое время оставались в бюджете. В итоге получилось, что проектный офис СКИФа практически целый год работал за счет внебюджетных средств Института ядерной физики СО РАН.
Также на деньги ИЯФа началось производство уникального оборудования, которое будет установлено на синхротроне. Сейчас к этой работе подключился и Конструкторско-технологический институт научного приборостроения СО РАН. Проблема в том, что по документам финансы на разработку и производство оборудования должны быть выделены только после того, как будет сдан и согласован весь проект СКИФа. Но как на проектные работы, так и на разработку оборудования нужно много времени. И из-за такой задержки ученые могут просто не успеть уложиться в срок. Поэтому было принято решение «запараллелить» эти процессы.
Уже понятно, что после сдачи в эксплуатацию ЦКП СКИФ в нем будут работать порядка 400—500 сотрудников, а внешними пользователями экспериментальных станций ежедневно могут быть порядка 300 специалистов.
Что касается инфраструктуры Центра коллективного пользования, недавно была рассмотрена первоначальная концепция внешнего облика объекта. Сейчас она дорабатывается.
«Перед проектировщиками стоит непростая задача — создать целостный стилевой комплекс с единой ландшафтной и дорожно-транспортной сетью, с удобными дорожками, смотровой площадкой, теплыми переходами из одного корпуса в другой», — комментирует главный архитектор Новосибирской области Александр Авсейков.
Сейчас на земельном участке, где будет расположен СКИФ, ведутся изыскательные работы: проводится исследование грунта, геологические и сейсмические исследования. Уже сделано больше половины скважин, которые необходимы для полноценного обследования участка.

Есть и другие проекты

За активным обсуждением СКИФа как-то совсем утонули в информационном море другие значимые проекты «Академгородка 2.0».
Например, Суперчарм-тау фабрика. Это проект новосибирского электрон-позитронного коллайдера нового поколения, который позволит проводить исследования так называемых «очарованных кварков» и тау-лептонов (малоизученные элементарные частицы). Этот проект даже включен в Европейскую стратегию развития физики элементарных частиц до 2030 года. Реализовывать его планируется в кооперации с Европейской организацией по ядерным исследованиям.
На сегодняшний день создание «Суперчарм-тау фабрики» пока финансируется только за счет грантов. Общая стоимость проекта оценивается в 40 миллиардов рублей. Институт ядерной физики СО РАН уже вложил в строительство порядка сорока миллионов долларов из собственных внебюджетных средств. На данный момент построена часть необходимой инфраструктуры. Проекты зданий и сооружений, которые предполагается построить, подготовлены за счет средств федерального бюджета.
Еще один крупный объект — Сибирский национальный центр высокопроизводительных вычислений, обработки и хранения данных — СНЦ ВВОД. На строительство вычислительного центра необходимо около шести миллиардов рублей. К реализации проекта, возможно, приступят уже в следующем году. СНЦ ВВОД должен стать главным сибирским суперкомпьютером.
Другой важный проект Новосибирского научного центра — «Катализаторы, Инжиниринг, Технологии». Он состоит из двух блоков: создание двух новых продуктов (термостабильный катализатор дегидрирования изобутана в изобутилен с кипящим слоем и алюмотитановый катализатор для процесса Клауса), а также глубокая реконструкция административно-лабораторного корпуса и создание на его базе научного центра прикладного катализа мирового уровня.
АО СКТБ «Катализатор» уже озвучил некоторые показатели выполнения проекта: создано 62 новых рабочих места, средняя заработная плата на предприятии возросла до 60,5 тысячи рублей, площадь уже модернизированных административно-лабораторных помещений составила более десяти тысяч квадратных метров. Объем инвестиций за счет собственных средств АО «СКТБ Катализатор» составляет 630,6 миллиона рублей, а размер фактически полученной государственной поддержки — 36,4 миллиона рублей.
Не стоит забывать и о международных математических центрах, один из которых будет запущен на базе Новосибирского государственного университета и Института математики имени Соболева СО РАН.
Также запущен первый этап создания медицинского научно-образовательного центра НГУ. Инициаторами и участниками проекта университетской клиники выступают Институт медицины и психологии имени Зельмана НГУ и три института медицинского профиля СО РАН. На первом этапе будет создана единая информационная система для медучреждений Академгородка. Очевидно, что медицине сейчас уделяется особое внимание.

«Антивирус» против коронавируса

Незапланированным новшеством «Академгородка 2.0» стал оперативный запуск Центра компетенций по борьбе с особо опасными инфекциями — «Антивирус». Он работает над созданием инновационных лекарственных препаратов с охватом полного жизненного цикла продукта: от лабораторной до промышленной стадии. Причем не только против вирусных инфекций, но и бактериальных или других. В экспертную «цепочку» центра входят медицинские химики, вирусологи, фармакологи, медики и производственники, которые осваивают выпуск новых лекарств. А также математики, которые будут разрабатывать модели распространения инфекции в территориальном и социальном разрезе.
Уже есть и первые результаты. Так, ученые СО РАН предложили новую методику массового тестирования на COVID-19 — анализ выдыхаемого человеком воздуха. Также ведется разработка лекарства для тех, кто уже заболел: комплекс противовоспалительных препаратов с глюкозаминными природными веществами, позволяющими создавать наноразмерные частицы, которые подаются в легкие ингаляционным путем. При лечении пневмонии нанопрепараты могут служить эффективным дополнением или даже заменой искусственной вентиляции легких.
Также создается мультимасштабная модель воздействия на организм и распространения нового коронавируса. Идея в том, чтобы в одной метамодели совместить и биологические, и социальные, и экономические процессы, вызванные эпидемией. Подразумевается, что эта модель поможет власти принимать правильные решения. Закончить работу рассчитывают как раз ко второй волне коронавируса, чтобы ее уже можно было применить на практике.
Для расширения компетенций по созданию лекарств Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» Роспотребнадзора, Московский государственный университет имени М. В. Ло-
моносова и Сибирское отделение Российской академии наук подписали стратегическое соглашение о научно-технологическом сотрудничестве сроком на пять лет.
Да, пока не ясно, удастся ли реализовать проект «Академгородок 2.0» в полном объеме, каким он виделся изначально. Но работа уже начата, и ее актуальность не поддается сомнению, тем более — сейчас.

Марина Вдовик