Судьбу определяет характер

Ю. Бернадский

Будь то история страны или города, у переломных моментов эпохи всегда есть конкретные имена. Юрий Иванович Бернадский — из их числа. Его хорошо знают читатели нашего журнала, но, возможно, сегодняшний разговор добавит несколько новых штрихов к портрету этого знакомого незнакомца

Важен каждый этап

— Детство счастливое? Конечно. Чем? Да вся жизнь впереди. Мое детство отличалось, пожалуй, самостоятельностью. Мы взрослели в полях, на работе в огороде, на рыбалке, во время не всегда безопасных игр. Учились товариществу, мужской дружбе, — рассказывает Юрий Бернадский, который свое детство провел в сибирской деревне Плотниковка.
Другой жизненный этап — машиностроительный факультет Новосибирского электротехнического института, сейчас — НГТУ. «Начертательная геометрия, сопромат, теоретическая механика, высшая математика и множество сложнейших экзаменов и зачетов — капец! — восклицает Юрий Иванович и добавляет: — Но не жалею, мозги поставили на место».
После окончания вуза он ушел в армию, а вернулся в Новосибирск уже семейным человеком. Пошел на стройку, точнее, выступил организатором движения молодежных жилищных кооперативов, когда экономику и премудрости строительства постигали на практике даже самые далекие от этой сферы люди. В проектно-строительном объединении Новосибирской области, потом — на заводе КПД-6 молодой глава семьи учился профессии, получил бесценный опыт работы в коллективе.
Впрочем, командный дух ему знаком с детства, когда начал заниматься спортом — классической борьбой. Дважды занимал 3-е место на первенстве России, был четвертым на первенстве СССР по греко-римской борьбе. Сегодня утверждает:
— Самое главное, чем меня наградил спорт, — характер. Хотя говорят, что человек уже рождается с характером, но в спорте поверяется каждая черта. Стержень выковывается, отшлифовывается, а наносное осыпается. В конечном счете судьбу человека определяет именно характер.
Очередной период жизни — общественная работа, в том числе — по линии комсомола. В 1988—1990 годах он уже — первый секретарь комитета ВЛКСМ Кировского района Новосибирска. Сложное время, когда вокруг все менялось, если не сказать, рушилось.
— Ну, а с другой стороны — у нас были какие-то наивные ожидания, казалось, вот сейчас плечи расправим, крылья пробьются и — в полет. Только формировались представительные органы власти, все было новое, интересное, — вспоминает Юрий Бернадский. Тогда он в жесткой конкуренции был избран депутатом сразу двух Советов. Позже стал председателем Кировского районного совета депутатов, затем — председателем Новосибирского Горсовета. Жизнь была стремительной. Происходил развал привычной системы социалистического хозяйствования, на обломках которой надо было не просто выживать, но строить новую систему.
— Никто не понимал четко, что происходит со страной. Кроме кукловодов. Видны были лишь фрагменты, по которым сложно представить целостную картину. Был ли развал СССР неизбежным? Не мне судить. Возможно, и существовал на этом историческом перекрестке какой-то другой поворот, — рассуждает Юрий Иванович. — Но сейчас бессмысленно рвать волосы.Главное — понять ошибки и строить жизнь, учитывая прошлый опыт.

В среде единомышленников

В 1994 году мой собеседник стал генеральным директором Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий (в те годы — Международной). То была организация, объединившая в себе не только директоров крупных промпредприятий, но и предпринимателей — зачинателей новых форм хозяйствования, всех тех, кто горячо болел за модернизацию обветшавшей экономической системы региона.
— Что смогли за 30 лет? Найти друг друга, понять, услышать и помочь сотням предприятий региона сохранить производство, подобрать новые направления развития. Считаю одним из наших важнейших достижений — формирование положительных примеров успешных бизнесов и проектов, — говорит Юрий Иванович.
МАРП и сегодня, в условиях почти замершей экономики, продолжает генерировать предложения, готовит проекты развития для рассмотрения в Минпроме региона и России, является умным и подсказчиком, и беспристрастным экспертом для власти. За последние же годы накопились десятки и сотни реализованных проектов. Стимулирование экономической деятельности — главная и весьма успешная, судя по результатам, работа МАРП. А еще — это удивительный союз единомышленников.
— Лично для меня МАРП — это половина жизни, — утверждает Юрий Бернадский. — Это уникальный круг общения. Люди, у которых я учусь каждый день. Которые, возможно, переоценивая мое влияние, приходят и говорят спасибо за то, что где-то смог замолвить слово, подтолкнуть процесс, подсказать решение. Я чувствую, что нужен, и вижу, что, отдавая, получаю много взамен как в моральном, так и в этическом и эмоциональном плане.
Наш разговор переходит к ситуации, сложившейся к лету 2020 года в экономике страны и региона, которую иначе как «полная Ж…» охарактеризовать нельзя. Реальный объем падения производства огромен. Пострадали практически все сферы. Впрочем, розничная торговля продуктами питания остается в объяснимом плюсе. Еще одной точкой роста является сельское хозяйство, что для нашего региона немало. Возможно, эти «точки удержания стабильности» окажутся якорем, от которого оттолкнется и начнет «всплывать» экономика страны.
— Сейчас в помощи нуждаются предприятия, работающие с колес, а это — 70% малого и среднего бизнеса. Им надо помочь, не давить административно и налогами. И сегодня мы ежедневно стыкуем производственников с теми, кто имеет ресурсы, готовим предложения в органы власти, в антикризисный штаб, проводим публичные обсуждения тех или иных законодательных мер. Опускать руки недопустимо! — уверен Юрий Бернадский.


Блиц-опрос:
— По рождению Вы не сибиряк…
— Я всю сознательную жизнь прожил в Сибири! Так что сибиряк без вариантов.
— Вас можно назвать человеком, который сделал сам себя?
— И да, и нет. Человек рождается не из пробирки. И здоровье на четыре пятых зависит от того, что заложено родителями. А вот дальше… дорогу осилит идущий. Талант, желание — лишь помощники, но они не заменят труда. Если хочешь чего-то добиться, берись и делай. Всегда стараюсь следовать правилу «десяти тысяч часов». Если хочешь стать профессионалом в любой области, то потратить на это надо не менее 10 тысяч часов. Другого рецепта нет.
— Вы можете творить без вдохновения? А работать?
— Писать стихи без вдохновения невозможно. А вот работаю я в любом состоянии, тут дисциплина — прежде всего.
— Расскажите хотя бы в общих чертах о своей семье. Какой вы в ней?
— Любимая жена,совсем взрослые дочь и сын. Что до того, какой я… Эмоциональный. Иногда эмоции зашкаливают. Иногда жалею о том, что сказал лишнее. Но хватает ума извиниться. Научился. А по большому счету — все зависит от того, умеют ли люди любить и беречь друг друга, вместе проходить счастливые и неприятные моменты. Очень важно не забывать говорить друг с другом, не скупиться на добрые слова.
— Судя по Вашим увлечениям, Вы азартный человек.
— Да! Рыбалка, охота — они дают то, чего не хватает в городе. В мегаполисе я задыхаюсь, это же мясорубка, где человеку бесхарактерному очень трудно жить, зато легко потеряться и потерять себя, свою основу. На природе я ищу живой контакт с природой — лесом, рекой, с собственной душой.
— Ваше отношение к Богу: верите, не верите, считаете, что «там что-то все-таки есть».
— Там что-то есть. Что-то недоступное нашему разуму, необъятное. Мир, конечно, материалистичен… Но как можно объяснить душевную мысленную связь сквозь расстояния, когда ты берешь телефон, чтобы позвонить человеку, и в это время он сам тебе звонит. Таких примеров в моей жизни очень много. Вокруг нас много удивительного и необъяснимого. Взять хотя бы малые божества, наши славянские домовые, русалки и лешие, которых забыли, назвали, не подумав, нечистью. Но, уверен, они где-то есть и сейчас.
— Какой вы видите свою жизнь после юбилея? Что изменится?
— Мозг отказывается принимать дату, как будто это не про меня. Да, что-то изменится, изменения происходят каждый день, но главное останется неизменным: стиль жизни, круг общения, ценности, которые никогда не предашь.
— Ваш рецепт долголетия?
— Каждый день работать над собой. Не позволять комфорту стать целью жизни. И каждый день делать что-то для своего здоровья и долголетия. Не таблетки горстями есть, а делать зарядку, принимать контрастный душ, ходить не меньше двух часов каждый день, не сидеть больше часа на одном месте. Заставлять работать тело и голову. Именно заставлять! Через «не могу» и «не хочу».
— Какие мечты еще ждут своей реализации?
— Поймать большую-большую рыбу. Увидеть нехоженые дали. Написать еще одну светлую книгу о любви. Сказать близким людям то, что еще не успел или пока не смог. О том, как они мне дороги.

Не творить невозможно

Стихи он начал писать еще в школе. Но кто их не пишет? Мысль о профессиональной творческой деятельности приходила в голову, но надо было получать профильное образование, поступать в Литинститут. Да и он не гарантировал успеха на таком сложном поприще.

С женой Татьяной

— Есть много тех, кто, выдержав жесточайший конкурсный отбор, поступил и закончил Литинститут. А пишут из них единицы! На мой взгляд, процесс обучения — создания писателя или поэта — настолько тонок, что проще испортить, чем вылепить его, — рассуждает признанный поэт без диплома. За плечами — многие годы поэтического труда и поисков себя. По его собственному признанию, сначала писал, потому что душа просила. Эмоции переполняли, и их надо было выразить. Потом пришло желание быть услышанным и оцененным, что стало стимулом к дальнейшему творчеству. Был период, как и у многих творческих людей, когда круговерть жизни так закрутила, что вообще ничего не писал. А потом прорвало…
— Пришел период обращения к людям, хотелось донести тепло, поделиться мыслями. Многих тормозит сравнение с титанами, их величие давит. Но я убежден: когда есть что сказать и чем поделиться, своим опытом, пониманием важного, да если еще получается облечь это в слова и положить на музыку… Это невозможно не делать, — уверен Юрий Бернадский.
В его стихах всегда есть замечательный музыкальный ряд. Он вообще убежден, что стихов без музыки, без волны не бывает. А если есть ритм, то до преобразования его в мелодию рукой подать. Юрий Иванович признанный поэт-песенник.Творческий процесс непрост, и тем радостнее видеть удивительную трансформацию поэтических строк в синтетическое произведение, в которое каждый, поэт ли, композитор или исполнитель вносит что-то свое, и получается произведение ёмкое, красочное, душевное.
Сегодня он все чаще обращается к теме славянской культуры. Истоки интереса видит в деревенском детстве, в общении с бабушкой, переполненной народной мудростью, у которой на все была своя присказка и поговорка. А своеобразным толчком к работе стало погружение в сокровищницу русского языка — словари Даля, с их интереснейшими комментариями. Потек ручеек интереса, который нашел свое отражение в книгах.
— Творчество — как дорога, итоги всегда только промежуточные. Уже издано 8 книг, 9-я написана и отредактирована. Более 120 песен, вышло 8 музыкальных альбомов. Получено 10 литературных премий, включая международные. Трижды разные книги признавались «Лучшей книгой Сибири», — говорит Юрий Бернадский и тут же добавляет: — Но это уже за плечами. Зато впереди!.. Сейчас в работе книга о Сибири, о северах, о природе, о первопроходцах. Меня всегда занимала тема освоения Сибири, волновал вопрос: почему они, первопроходцы, не засиживались дома в тепле, врастая в диваны? Зачем шли в мороз и пургу? Но всегда кто-то должен быть первым. Чтобы появилась дорога, кто-то должен протоптать первую тропу.
Юрий Бернадский уверенно ведет свою тропу по жизни. Замечательный талантливый человек, который встречает свое 60-летие в делах, заботах и творческих порывах. Успеха и здоровья!

Татьяна ЭМИХ