Театр помогает жить

Режиссер-постановщик Иркин Габитов (справа) и музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Юровский

Бурных аплодисментов и восхищенных криков «Браво!» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета не слышали уже давно — ровно шесть месяцев зал пустовал без зрителей, а сцена — без артистов. Наконец, это свершилось. После снятия ограничений НОВАТ распахнул двери для новосибирцев и гостей из других городов, и 76-й сезон открылся премьерой оперы Петра Чайковского «Иоланта»

Подготовка этой оперы началась еще до ограничений, связанных с пандемией. Перед самым закрытием НОВАТ успел посетить заслуженный деятель искусств России, режиссер-постановщик Мариинского театра Иркин Габитов. Именно он и поставил авторскую версию «Иоланты» на сибирской сцене.


«Эта гениальная музыка Чайковского отодвинула страшный коронавирус и очистила нас от скверного»
Заслуженный деятель искусств Иркин Габитов


«Тогда я присмотрелся, с кем буду работать, послушал певцов, — рассказывает режиссер-постановщик перед премьерой. — Поставить оперу было очень трудно: пять месяцев люди не прикасались к партиям. Как бы они ни занимались, как бы не береглись и учили новый материал, когда нет практики, нет психологического взаимодействия с партнерами, оркестром и нет выступлений (один-два раза в неделю был выход на сцену), ощущение теряется».
Хотя, признается музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Юровский, многие из певцов и музыкантов вернулись к работе в форме даже лучшей, чем та, в которой они уходили на карантин. Такое бывает, когда артисты (или спортсмены) боятся потерять форму.
«Даже представить трудно, что сейчас происходит в душе артистов, которые выйдут на сцену и увидят полный зал. Мы на это вообще не рассчитывали, честно говоря, и были рады уже тому, что можно зайти в театр, репетировать, выходить на сцену. Мы каждый день молились, чтобы никто не заболел, ничего не сорвалось. И как бы эта премьера ни прошла, она навсегда останется особенной. Потому что события последних месяцев создавали перед премьерой какой-то естественный трепет, так необходимый для этого произведения», — отметил маэстро.
Впрочем, несмотря на условия и рамки, в которые вписал всех коронавирус, постановка удалась — доказательством тому были овации длиной в четверть часа и множество восторженных отзывов.
«Отличная постановка! Красивые декорации, потрясающе красивые костюмы, очень понравилось, что на сцене были настоящие музыканты, а не миманс. Артисты отлично передали образы. Спасибо за новый красивый спектакль!», — поделилась жительница Новосибирска Мария.

Хрупкая опера

Иркин Габитов, по его словам, стремился поставить «Иоланту» как можно ближе к оригинальному произведению, чтобы не исказить замысел композитора.
«Я вообще против сценических версий. Надо уметь поставить так, как написал Петр Ильич Чайковский. Если вы этого не умеете, лучше не прикасаться. Это самая гениальная его опера, самая светлая, самая чистая. Он создал изумительный образ женщины. Здесь он сконцентрировался на этом образе, мы увидели, насколько может быть богатым мир человеческий, насколько он тонкий, — отметил режиссер-постановщик. — Сколько тонкостей можно открывать в этой музыке! Сколько различных нюансов, сколько человеческих скрытых эмоций, разговоров на любовную тему, о жизни, смысле, мироздании — это настолько тонко, интересно и проникновенно».
Эта опера значительно короче по сравнению с другими произведениями Петра Ильича. Однако, подчеркивает деятель искусств, наполнение в «Иоланте» такое, что «Орлеанской деве» и «Евгению Онегину» рядом делать нечего».
«Настолько тонкая палитра в этом спектакле. Мое счастье, что я нашел великолепный творческий язык с дирижером, потому что без этого такой спектакль не поставить, это невозможно», — добавил Иркин Габитов.
«Для меня это третья постановка «Иоланты» в жизни. Но это такая опера, с которой ты каждый раз соприкасаешься, как в первый. Потому что мы все проходим стадии, когда можно что-то пересмотреть. А «Иоланта» – опера, наверное, одна из самых хрупких. Не только персонаж — Иоланта, но и сама опера. Поэтому у меня сегодня ощущение — по многим причинам, как будто это в первый раз, — рассказывает дирижер Дмитрий Юровский. — Это музыка, которая наиболее соприкасается с пониманием музыкального театра. Она намного ближе к драматическому театру, чем любая другая. Ты не можешь на сцене монолог произносить каждый раз одинаково — все равно есть какие-то нюансы, и в этой опере то же самое. Все равно получается так, что сколько бы мы ни репетировали, как бы мы это ни планировали, все равно — вопрос состояния души, настроения».

«Театр помогает жить»

Открытие сезона в новосибирском НОВАТе для многих стало особенным, долгожданным событием — не только для новосибирцев, но и для гостей из других регионов. Например, Елена и Валерий из Томска решили походом на премьеру отпраздновать 30-летие со дня свадьбы. «Мы решили приурочить наш праздник к открытию сезона, мы здесь впервые», — говорят супруги.
А барнаулец Валерий и его супруга Елена, напротив, частые гости в оперном — на постановки они регулярно приезжают из Барнаула. И долгожданное открытие семья тоже не могла пропустить.


«Иоланта» — последняя опера Петра Чайковского. Сюжет посвящен слепой от рождения французской принцессе Иоланте, которая не знает о своем недуге — все окружающие избегают разговоров о свете и зрении. В финале оперы Иоланта узнает о своей слепоте, но, несмотря на все испытания, героиня прозревает и находит свою любовь.
Впервые на сцене Новосибирского театра оперы и балета «Иоланту» поставили в 1953 году, затем — в 1993 и 2010 годах. В 1992 году опера звучала в концертном исполнении.


«Мы были на последнем спектакле в марте и очень рады, что мы вновь здесь. Наконец-то что-то начинает меняться! Мы никуда не можем выехать, Европа закрыта, и единственное что остается — это театр. Он помогает нам жить, тем более в коронавирус», — рассказывает Елена. Супруги отметили, что атмосферу праздника и впечатления от постановки не портят респираторы и маски: «Это не напрягает, но зато спокойнее. Мы чувствуем себя в безопасности».
11-летняя Катя из Новосибирска — поклонница Вероники Джиоевой. Она пересмотрела все постановки с её участием, а также каждый детский спектакль на сцене НОВАТа. Старт сезона в любимом театре стал самым долгожданным и радостным событием.
«Мы ходили на выставку в Краеведческий музей, где представлены костюмы НОВАТа, и остро почувствовали, что мы очень соскучились, — рассказывает мама Кати Светлана. — Нам подарили билеты на премьеру оперы, чему мы очень рады! Замечательная «Иоланта». Волшебная музыка Чайковского понятна любому возрасту».
Среди многочисленных гостей театра в день премьеры был и губернатор Новосибирской области Андрей Травников. По словам главы региона, долгожданное открытие было вдвойне радостным.
«Давно мы с таким нетерпением не ждали открытия сезона, как в этом году: действительно, это и возвращение театральной жизни, и определенный символ. Самый тяжелый период мы пережили, и теперь можно наслаждаться привычными радостями — такими как театр. На мой взгляд, особенность открытия театрального сезона в Новосибирске в том, что, начиная с первых постановок, — аншлаг. Мы смотрели, как открываются сезоны в других городах, знаем, что зритель там достаточно осторожно возвращался в залы. У нас в Новосибирском театре оперы и балета на первой постановке оперы свободных мест не было. Это, конечно, вселяет уверенность в нас, зрителей, и в артистов. Опера «Иоланта» — легкая и красивая опера, которую я с удовольствием слушал», — отметил А. Травников.

Валерия Шаньгина