Интерес «Большой Сибири»

Г. Гусельников

Вот уже тридцать лет незыблемыми остаются основные принципы, заложенные при создании Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Сибирское соглашение». Прежде всего, это отстаивание экономических интересов 14 субъектов Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, входящих в состав МАСС. О ключевых проектах МАСС и ближайших перспективах рассказал председатель исполнительного комитета «Сибирского соглашения» Геннадий Гусельников

Сегодня «Сибирское соглашение» представляет собой объединенный центр принятия ключевых и жизненно-важных для сибирских регионов решений и взаимодействия с федеральным центром в вопросах развития и использования богатого потенциала сибирских территорий. Сообщество регионов, крупное интегральное экономическое пространство, или «Большая Сибирь» (бренд, который продвигает МАСС сегодня), объединяет 70 программ с общим инвестиционным потенциалом почти в четыре триллиона рублей. Ассоциацией прилагаются все усилия, чтобы на уровне государства, на уровне федерального правительства была принята программа развития «Большой Сибири», подобная программе по развитию Дальнего Востока. «Сибирское соглашение» может стать основным участником формирования такой программы.

Идеи. Инициативы. Решения

«Термин «Большая Сибирь» родился во время подготовки к форуму в Сочи. Это своего рода «узнаваемый символ, с помощью которого можно доносить идеи и инициативы сибиряков до федерального центра», — подчеркивает Геннадий Гусельников.
В течение 2020 года, прошедшего под знаком COVID-19, наше общество, общественные и государственные институты накопили новый для себя опыт — и негативный, и позитивный. Главное теперь — сделать правильные выводы, обобщить полученный опыт, разумно и эффективно его использовать.
«Сибирское соглашение» на уровне глав сибирских регионов проработало своего рода «антиковидный план» по противодействию негативным последствиям влияния пандемии на экономику регионов. Был сформирован комплекс предложений, направленных на продвижение мер по оздоровлению региональных экономик Сибири. Значительная часть из более чем 100 предложений МАСС вошли в национальный план восстановления экономики и отраслевые решения.
Это долгосрочный проект «Чистая земля», решающий проблему золошлаковых отходов. «Общими усилиями мы добились неплохих результатов и перестали замалчивать этот вопрос, поняли опасность хранения этих отходов, — говорит Геннадий Гусельников. — Во время сухого периода и ветров новосибирцы ощущают это на себе. В регионах идет работа по созданию соответствующей инфраструктуры. Существует поддержка экологического проекта со стороны заместителя председателя российского правительства Александра Новака — завершается согласование комплексного плана по применению продуктов сжигания твёрдого топлива в различных областях хозяйственной деятельности. Нужно понимать, что каждый год — это еще плюс 13 миллионов тонн золы, готовой для использования.

Второе направление — программа «Чистый воздух». Нам удалось добиться от правительства принятия решения по пересмотру состава участников программы. В старой редакции в неё входили лишь четыре города, на самом деле экологически неблагополучными у нас являются 27 городов, ПДК в которых превышает допустимый уровень. Нами подготовлены все обосновывающие материалы по этим городам, мы полностью обеспечили координацию этой работы. Сегодня принятие принципиального решения находится в руках государства.
МАСС вплотную приблизилась и к программе «Чистая вода». Практически все сельские поселения сталкиваются с острой потребностью в чистой воде. Уже существует очень содержательный прототип решения этой проблемы — губернаторская программа Томской области: все муниципальные образования получили технологические решения по производству чистой воды, и с колодезных источников вода населению подается бесплатно. Нам предстоит решить две задачи: первая — обеспечить население и объекты социально-бытового назначения, детские лагеря, санатории чистой водой и вторая — приступить к накоплению чистой воды для будущих поколений. Это, если взглянуть с другой стороны, и перспективная задача: по мнению экспертов, лет через пять чистая вода для Сибири может стать серьезным экспортным ресурсом.
В планах «Сибирского соглашения» — сформировать своего рода триаду «земля—воздух—вода», комплексно решающую проблемы сибирских территорий. И это вполне реально.
В этом году МАСС удалось запустить работу социального департамента. Уже изучается ряд инициатив, связанных, в частности, с развитием спорта, созданием прототипа развития фармотрасли». «С Александром Карелиным, — рассказал Геннадий Гусельников, — обсуждается идея организации детского чемпионата Сибири по хоккею, похожий региональный опыт уже имеется. Может пригодиться и опыт организации и проведения в Новосибирске Международных детских игр «Спорт—Искусство—Интеллект». Концепт таких игр был презентован в Омске и одобрен министром спорта РФ Олегом Матыциным. Если позволит эпидемиологическая ситуация в стране, мы готовы провести эти игры уже в этом году, в формате сельских игр — организацию данного мероприятия берут на себя коллеги из Алтайского края.
Совместно с ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека нами подготовлен программно-методический комплекс по детскому питанию. Это позволит укрепить доверие между образовательными учреждениями и родителями и предоставит полную и объективную информацию руководителям, ответственным за принятие решений в этой области».

Борьба за федеральный ресурс

Общей проблемой для сибирских регионов, по словам Геннадия Гусельникова, МАСС считает дефицит мер государственной поддержки. Регионам бывает сложно донести до федерального центра свои задачи. Это одна из причин объединения регионов под общим брендом «Большая Сибирь».
«В качестве примера можно взять проблему малой авиации, которая способна реально помочь доставке жителей в «проблемные зоны». Для Алтая, например, это большой поток для курортных зон, с точки зрения Российской Федерации — это мелочь. Когда эту проблематику мы собираем воедино, получается, что 168 населенных пунктов не имеет никакой связи, нет возможности вывезти людей для лечения, по сути, нарушены их конституционные права. Чтобы реально решить проблему на уровне государства, необходима общая картина и объединение усилий. Возвращаясь к уже реализованному в рамках МАСС. Мы собрали информацию о потребностях организаций микрофинансирования в рамках поддержки малого бизнеса — получили 1,5 миллиарда. Показали общий ущерб, который нанесла пандемия сельскому хозяйству сибирских регионов и одновременно реальный экспортный потенциал Сибири — получили поддержку государства. Это работает именно так».
Отвечая на вопросы журнала «Совет директоров Сибири», председатель исполнительного комитета «Сибирского соглашения» прокомментировал разработанную МАСС программу социально-экономического развития Сибири в период до 2020 года и объяснил критическое отношение к ходу её реализации.
«Под программу мероприятий, обеспечивающих стратегию социально-экономического развития, не выделялось ни копейки. Да, это был сложный для российской экономики период, периодически входящей в рецессию, однако ориентир этого проекта целиком был настроен именно на бюджетное финансирование. Мы считаем, что успешность программы определяется инструментами, полноценно задействованными при её выполнении, и, в первую очередь, это государственно-частное партнёрство. Внебюджетные средства есть, но для того, чтобы их привлечь, нужно хорошо подготовить основу для инвестиционных проектов, чем мы сейчас и занимаемся. Нами подготовлен инвестиционный портфель, активным партнером МАСС является новосибирский филиал Всероссийского банка развития регионов, которым очень хорошо отработан механизм инвестиционного финансирования. Это касается и объектов, предусмотренных к созданию в рамках реализации национальных проектов».
А реальная поддержка федерального центра требуется. И немалая, поскольку Ассоциация завершает работу над целым комплексом проектов. На выходе — масштабный проект по туризму, МАСС представит его на Всероссийском форуме «Здоровье 2021+», организованном бизнес-сообществами Новосибирской области и Алтайского края. Это масштабная работа, в которой принимают участие представители туристических объединений регионов, эксперты Ростуризма, Ассоциация туроператоров России.
В фазе реализации — программа малой авиации, разработанная в недрах МАСС. «На данном этапе мы решаем задачу восстановления посадочных площадок — их 168, то есть требуются серьезные расходы, — поясняет Гусельников. — Также пытаемся найти решения по смягчению нормативных требований к данным посадочным площадкам. Параллельно, по предложению секретаря Государственного Совета РФ Игоря Левитина, принимавшего участие в последнем по времени заседании Совета МАСС, обсуждавшего переход к фазе технико-экономического обоснования развития наземной инфраструктуры и создание Сибирской лизинговой компании, была обозначена цель — обеспечить регионы отечественными судами малой авиации. В первую очередь, мы имеем в виду продвижение проекта легкомоторного самолета «Байкал», который идет пока непросто. Эта тема, в частности, идея создания «авиационного крыла», обсуждалась на встрече руководителей авиакомпаний на площадке «Сибирской легкой авиации». Учитывая, что принципиально эту программу поддерживают Росавиация, Минтранс, принять решение о субсидировании рейсов в Сибири будет чуть легче».
Непросто, по словам председателя исполкома «Сибирского соглашения», продвигается проект по формированию трансграничных коридоров. «Суть его в том, что наши угольные и зернопроизводящие регионы испытывают настоящий «голод пропускной способности» Транссиба — широтной дороги, которая обеспечивает связь Востока и Запада (контейнерные перевозки от Калининграда до Владивостока при этом должны укладываться в семь дней). При этом шансов на расширение потенциала этой «дороги» для сибирских производителей угля и зерна очевидно мало».
В сфере трансграничных коридоров Ассоциацией рассматривается дорога Красноярск—Кызыл через Монголию—Китай, изучаются варианты организации грузоперевозок через горный проход Республики Алтай в сторону Урумчи. «Восточный вектор непросто согласовать и потому, что, кроме сырьевого экспорта, других объёмов для обоснования необходимости создания дополнительного трансграничного коридора у нас мало, — объясняет Геннадий Гусельников. — А для того чтобы Совет подготовленное комплексное предложение, инвестиционный проект с обоснованием смог представить федеральному правительству, не хватает еще одного звена — достойного объема несырьевого экспорта».

Ассоциация — генератор роста

Комментируя планы на 2021 год, Геннадий Гусельников отметил, что будет сформирован комплексный проект непрерывного сопровождения и продвижения инвестиционных проектов, детально прорабатываются планы по формированию программы повышения «цифровой зрелости», предлагающей сервисы населению и бизнесу, рассматривается концепт новой программы по развитию животноводства. Некоторые новые проекты разрабатываются при участии и по инициативе СО РАН. Готовятся концепции, делаются расчеты, которые направляются на экспертизу консультационного совета.
За период своей 30-летней деятельности «Сибирское соглашение» разработало более 200 нормативно-правовых актов для всех отраслей народного хозяйства, им инициировано, а главное — реализовано 69 значимых проектов и программ, в работу над которыми было вовлечено более пяти с половиной миллионов человек.
По оценкам экспертов, суммарный экономический эффект от их реализации превысил сотни миллиардов рублей в современных ценах. Совместно с учеными СО РАН Ассоциацией разработана «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года». Стоит отметить и такие программы как «Сибирское машиностроение», «Энергетическая стратегия Сибири», обеспечение экспертного сопровождения национальных проектов. Это перспективная работа на результат, которая, несомненно, будет иметь продолжение.

Сергей ГОНТАРЕНКО