Инвестиционные парадоксы. Инновационные ожидания

На второй по счету международной конференции «Сколково—Регионы» эксперты обсудили актуальные вопросы региональной политики в области инноваций. Ключевой из них прозвучал так: хватит ли у руководства регионов сил, ресурсов и мотивации для поддержки предпринимателей, или же технологические прорывы уйдут на второй план, уступив место более насущным проблемам? А также — стоит ли инвестировать в инновации в период более острых проблем региональных бюджетов?

Вопросы далеко не праздные, учитывая экономическую ситуацию, сложившуюся в 2020 году. На её фоне парадоксальным выглядит то, что прошлый год стал рекордным с точки зрения прироста количества стартапов в инфраструктуре известного российского инновационного центра, эту тенденцию Сколково пытается масштабировать за пределы центра, активно развивая программу индустриальных партнеров в российских регионах. В том числе это касается Новосибирской области.

Время монетизации потенциала

На прошедшей в марте рабочей встрече главы региона Андрея Травникова с вице-президентом по региональному и международному развитию Фонда «Сколково» Юрием Сапрыкиным были рассмотрены вопросы с точки зрения формирования в нашем регионе центра исследований и разработок. Со своей стороны обладающий серьезным ресурсом инновационный центр «Сколково» предлагает эффективную форму поддержки для того, чтобы на базе регионального оператора был создан RnD центр, то есть научно-исследовательское и опытно-конструкторское подразделение. Его задача — разрабатывать новые продукты и развивать уже существующие. Интерес центра «Сколково» вполне обоснован, учитывая, что на территории, обладающей научно-технологическим и промышленным потенциалом Новосибирской области, ведёт свою деятельность значительное количество компаний, инвестирующих перспективные исследования и разработки. Ключевое слово здесь — «инвестиции». Чтобы «процесс пошел», инвестиционная привлекательность и инвестиционные ожидания должны быть монетизированы. Однако, если объективно посмотреть на финансовый ресурс, позволяющий «сказку сделать былью», его, по мнению участников экспертной сессии, катастрофически не хватает, а в регионах тем более — даже несмотря на все старания региональных властей.
Это характерно для всей Сибири. По размеру инвестиций в среднем на одного жителя Сибирский федеральный округ действительно отстаёт от среднероссийских показателей, что негативно отражается на темпах развития экономики.
При этом очевидно, что при реальной конкуренции за каждого инвестора побеждает регион, создавший более благоприятные условия для регистрации и продвижения бизнеса на своей территории. В реализации социально-экономического потенциала работа с инвесторами является ключевой.

Сдвинуться с точки стагнации

По данным Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, обнародованным в середине 2020 года, Новосибирская область, расположившаяся на 19 месте, стала единственным представителем СФО в ТОП-20 российских регионов. Рейтинг оценивал усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявлял лучшие практики. Его результаты в дальнейшем должны будут стимулировать конкуренцию в борьбе за инвестиции между регионами России. «С одной стороны, результат неплохой, — прокомментировал глава региона А. Травников. — Радует статистика по приросту инвестиционных вложений в основной капитал — в прошлом году был рекордный прирост почти в 200 миллиардов рублей. Тем не менее, есть чувство легкого неудовлетворения: три года оставаться на одном и том же месте уже надоело».
Действительно, результат неплох. В качестве его подтверждения, на прошедшей в апреле XXVI конференции Межрегиональной Ассоциации руководителей предприятий прозвучало, что только в портфеле МАРП находится более 60 инвестиционных проектов, которые не просто влияют на развитие секторов регионального рынка, но и «подтягивают» большое количество подрядчиков и партнеров. Эти проекты развивают конкуренцию не только на территории Новосибирской области, но и за её пределами, международную в том числе. И это (учитывая позитивную динамику даже в непростом 2020 году) не может не радовать.
Решительно по отношению к инвестициям настроено и государство — на мартовском совещании по стимулированию инвестиционной активности, которое провёл В.В. Путин, было, в частности, отмечено, что к 2030 году годовой объём инвестиций в основной капитал в России должен вырасти не менее чем на 70 процентов по сравнению с 2020 годом. Настрой государства радует, но как этого достичь? Этого предполагается достичь через развитие инфраструктуры, обеспечивающей связанность территорий и регионов страны при запуске новых инвестиционных проектов. В этом случае инвестор должен обрести уверенность в долгосрочности и предсказуемости условий реализации проектов, что, в свою очередь, приведёт к росту инвестиций в регионах. Кроме этого, отечественным и зарубежным инвесторам предполагается предоставить особый механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в результате чего знаковые проекты получат фиксированные налоговые условия на срок до 20 лет. А вложения инвесторов в транспортную, энергетическую, социальную, коммунальную и цифровую инфраструктуры могут быть компенсированы государством за счёт будущих налоговых поступлений.

Условия, финансы, возможности. Инноваторы в поисках ответов

Будем надеяться, что перспективные планы государства всё же будут реализованы. Однако вряд ли в число «знаковых и крупных» попадут нуждающиеся в инвестициях региональные проекты в сфере инноваций. Которые, как и весь российский бизнес, заняты поиском механизмов для создания новой инфраструктуры, рабочих мест, поиском возможностей, которые позволят состояться «здесь и сейчас».
Как и перед всем российским бизнесом, перед инновационной сферой измененная реальность ставит ряд актуальных вопросов. Первый: пандемия показала, что в век интернета можно работать дистанционно, но можно ли быть уверенным на 100 процентов, что это более эффективно, чем работа на реальных площадках, в лабораториях, технопарках? Конечно, нет. Вопрос №2: не получится ли так, что после успешного старта, после того как в технопарк придут замечательные компании, настанет период стагнации, связанный, в том числе, с отсутствием ротации между достигшими определенного уровня компаниями и новичками, претендующими на их место? Решению этого вопроса, в частности, по мнению председателя Фонда Сколково Аркадия Дворковича, может способствовать жесткий регламент; для Сколково это — уровень выручки равный одному миллиарду рублей, или определенный стаж работы компании в рамках своего проекта, после истечения которого компания покидает alma mater и отправляется в «свободное плавание».
Вопрос № 3 опять возвращает нас к проблеме, связанной с финансовым обеспечением проектов — в условиях кризиса регионы были вынуждены отчасти свернуть или значительно сократить свои инвестиционные программы. Интересной в этом смысле представляется точка зрения генерального директора VEB Ventures Олега Теплова, уверенного, что, несмотря ни на что, планы и стратегии по увеличению количества инноваций на уровне региональных команд никуда не исчезли. Показателем является увеличение количества венчурных сделок практически в полтора раза и двукратный рост денежного объема этих сделок в 2020 году. Это оказывает позитивное и существенное влияние на региональную инновационную политику, а значит, планы и опасения на разрушительное воздействие пандемии на рынки не сбылись.
Статистика показывает, что средства, привлеченные в венчурные инвестиции от частных и государственных структур в 2020 году, превысили объемы 2019 года. В целом российский рынок в 2020 году увеличился почти вдвое. Большой вклад в это внес региональный аспект, многие проинвестированные компании имеют «региональные корни», имеют собственное производство в регионе и так или иначе влияют на общую повестку. Повышенный спрос и перспективы имеют при этом проекты, которые могут продемонстрировать высокую гибкость бизнеса и способность к его масштабированию. Реальный успех имели компании, которые смогли адаптироваться к условиям локдауна и трансформировать свои производства.
Очень важным, учитывая возможности венчурного рынка и его востребованность, а также стремление инвесторов вложить средства исключительно в перспективные региональные проекты, является вопрос: что можно сделать, чтобы увеличить объемы соинвестиций, как содействовать тому, чтобы международные партнеры приходили в регионы?
В первую очередь, предпринимателям и стартапам, которые находятся как в региональных представительствах Сколково, так и в других акселераторах, по мнению Олега Теплова, нужно начинать мыслить глобально, поскольку основной путь для масштабирования компаний – это глобальный рынок. Для наглядности можно привести пример маленькой компании программистов из Якутска MYTONA. Сейчас это — разработчик и издатель мобильных игр, который является одним из крупнейших геймдев-компаний в России и СНГ. Так вот: эта компания добилась высот в том числе и потому, что изначально мыслила глобально.
Очень важен момент, касающийся культуры инвестиций. По мнению участников обсуждения, нужно уметь не бояться инвестировать совместно. Зачастую, в отличие от американского, европейского и даже азиатского рынка, где в раунд входит несколько инвесторов, разделяющих риски, в России это сделка одного, максимум двух соинвесторов по разным причинам. С одной стороны — нежелание делиться потенциальной прибылью, с другой — если что-то не получится, никто ничего, якобы, не узнает. Но именно культура инвестиций, культура развития совместного инвестирования способны стать одним из серьезных драйверов в ближайшее время. В том числе, это поможет расти и глобально.
По мнению генерального директора DNS Дмитрия Алексеева, технологически инновационный мир вообще глобален, новейшие технологии сложно внедрять локально. Однако есть одно «но». На мировом рынке российские компании часто воспринимаются токсично, настороженно. Предприниматели, разрабатывающие программные продукты, интернет-решения, сталкиваются с этим. В России сформирован «тёплый» мир инкубаторов, но, выходя «в мир», есть риск столкнуться с проблемами и сложностями, и это стоит учитывать. При этом позитивным является то, что для российского частного или международного инвестора не стоит вопрос, чтобы компания-стартапер физически находилась, например, в Москве или Санкт-Петербурге, это, во всяком случае, не является запретительным барьером. Для инвестора важны финансовые, операционные показатели, на это обращается внимание прежде всего. Зачастую для него предпочтительнее работать именно в регионе, где созданы привлекательные условия для конкретного производства. Да, по статистике качество стартапов в Москве выше, но для регионов это лишь вопрос времени.

Чтобы выжить завтра

Какие области и рынки будут расти после пандемии? В каком секторе можно ожидать бум технологий? Куда направить свои усилия? По мнению экспертов, если исключить медицину, цифровые технологии и онлайн-образование (это лежит на поверхности), следующими в топ-списке могут стать фудтех (персонализированная еда), SportsTech-стартапы и фундаментальные исследования, выведенные на уровень коммерциализации.
Говоря о повышенном внимании к инновационным проектам, мы не можем избежать досужего вопроса: почему регион на фоне многочисленных проблем должен думать и заботиться об инвестициях в технологии и инновационные продукты? Не логично ли было бы прежде всего обращать внимание на то, что позволяет нам выживать сегодня?
Первое и главное — любые технологические прорывы решают тот же самый вопрос выживаемости, но в видимой перспективе, а то, что позволяет нам выживать сегодня — не что иное как осязаемое следствие технологического прорыва вчерашнего дня. Это очевидный и в режиме реального времени очень понятный процесс эволюционного развития. Второе, и тоже главное: вопросы инновационного развития и инвестиционных вливаний, инвестиционного интереса тесно взаимосвязаны, а поэтому думать об этом, решать это нужно в непрерывном режиме, вне зависимости от привнесенных извне или чрезвычайных обстоятельств. Иначе в условиях ограниченного финансового ресурса это приводит и к проблеме оттока квалифицированных кадров — их активно переманивают корпорации, институты развития, другие мощные игроки, для компаний региона этот вопрос стоит очень остро. Попытки частными и государственными усилиями улучшать инфраструктуру, чтобы качественно жить было можно не только в столице, вызывают уважение. Чтобы добиваться успеха, региональным компаниям, развивающим инновационные проекты, нужно избегать свойственную многим локальность и замкнутость, ориентацию исключительно на свой территориальный рынок, свою «физическую» деятельность. Если ты хочешь вырасти, а не просто оправдать затраты, нужно нацеливаться на международный формат.

Сергей ГОНТАРЕНКО