Банкротство без ошибок

А. Левенсон

Банкротный опыт становится распространенным явлением в бизнесе. Последствия этой процедуры с годами также меняются. Как предвидеть банкротство и не допустить ошибки, которые повлекут потерю личных активов и иную ответственность?

От легкости бытия и моделирования процедуры «прощения» своих долгов в конце 90-х — первом десятилетии 21 века — до жесткого противостояния бизнеса — банков / налоговиков, когда кредиторы, двигая вперед судебную практику, ставят действия любого управленца или собственника бизнеса под угрозу признания их нарушающими права кредиторов и связывают с нанесением ущерба. Большое количество информации и материалов о рисках бизнеса, которые реализуются при банкротстве компаний, а также не лучшие времена для развития и сохранения малых и средних бизнесов, оставляют эту тему актуальной уже второй десяток лет. Последствия запоздалого осознания рисков становятся все более чреватыми. Изменения законодательства, судебная практика и опыт кредиторов двигаются в направлении реального взыскания долгов не только с бизнеса, но и с контролирующих лиц.
Работа с рисками банкротства — часть общей правовой культуры бизнеса, которую, очевидно, нужно развивать и укреплять. Конечно, любой предприниматель думает о рисках бизнеса, и современное информационное поле плотно заполнено разнообразной информацией о субсидиарной ответственности и прочих неприятностях, связанных с утратой бизнесом возможности исполнять обязательства перед кредиторами. Механизмы работы с реализовавшимися рисками в банкротстве устойчиво прижились и общеизвестны. Вывод активов, искусственная кредиторская задолженность и манипулирование отчетностью — правят бал в ситуации, когда нужно спасти хоть что-то. Действенность этих способов не просто снижается с каждым днем, но и создает новый пласт рисков для принимающих решения лиц.
И если тема банкротств компаний многогранна и этим риском не всегда возможно управлять, то личные риски руководителей и собственников находятся в руках у каждого. Драйверы или «двигатели» личных рисков сосредоточены вокруг качества и порядка принятия решений органами управления. Качество решений основано на качественной информации, порядок принятия решений связан с организацией процедур их принятия.
Итак, об информации. Казалось бы, иметь достоверную финансовую информацию о компании — это очевидная истина, у приличного бизнеса эта информация всегда есть. За 25 лет работы в проектах, так или иначе связанных с рисками банкротства, компания с достоверной отчетностью не встречалась мне ни разу. Каково влияние этого обстоятельства на риски? В текущей действительности — одно из ключевых. Недостоверность финансовой отчетности перестает быть скучной фразой, если за ней стоит вывод суда о том, что установлено «введение кредиторов в заблуждение относительно финансового состояния». И это только вершина айсберга. А глубже — искаженные сведения об активах и собственном капитале — не что иное, как введение в заблуждение банка, а значит, риск платить кредит лично. Ведь фактическое отсутствие активов становится личной ответственностью тех, кто их утратил или не сохранил.
Другое важное направление для работы с личными рисками — качество и порядок принятия корпоративных решений. Здесь достоверная финансовая информация будет лежать в основе легитимности решений. А внедрять процедуры повышения качества принятия решений можно с простого вопроса: «А что будет с этим решением, если эта сделка будет исследоваться в банкротстве?». Отвечая на такой вопрос регулярно, у компании могут появиться внятные и простые механизмы работы с личными рисками руководителей и собственников.
Стандартные критерии принятия решений (утверждения сделок) органами управления:

  • законность — стандартная правовая оценка;
  • достоверность — проверка через финансовую информацию;
  • экономическая целесообразность — наличие бизнес-смысла, описанных бизнес-планов;
  • анализ на предмет прав третьих лиц (кредиторов, участников, работников), рисков нарушения этих прав.

При этом в культуру работы с рисками нужно зашивать именно документирование всех обстоятельств, на основании которых решения принимаются.
Какие решения органов управления, которые должны быть исследованы на предмет личных рисков субсидиарной ответственности и возмещения убытков Обществу и кредиторам? Базовый список:

  • сделки по продаже/покупке активов;
  • привлечение финансирования;
  • выплата дивидендов; выплаты, связанные с участием (выплата действительной стоимости доли и пр.);
  • структурные (корпоративные) решения (вклады в УК, реорганизации и т.п.);
  • избрание органов управления;
  • утверждение отчетности;
    варианты влияния (зоны ответственности) в отношении сохранности активов, достоверности отчетности и сохранности документации.

Третий аспект, на котором хотелось бы остановиться в завершение, — это процедуры, позволяющие уловить тот момент, который может стать точкой «невозврата», а говоря языком финансов — «возникновение признаков объективного банкротства». Первое обстоятельство, на которое нужно обратить внимание, — это снижение платежеспособности. Это обстоятельство, кроме личных ощущений руководителя и собственников, может быть определено при помощи процедур:
— аудиторских с особым вниманием к наличию признаков банкротства;
— анализа финансовых коэффициентов, определяющих платежеспособность;
— анализа текущего и планового финансового состояния (в периоде планируемой сделки) на предмет возникновения риска неплатежеспособности.
Своевременное понимание наличия признаков банкротства — повод не только для принятия мер бизнесового характера, но и для включения режима повышенных требований к принятию решений, для поиска баланса между желанием рискнуть всем и возможностью сохранить самое важное.

Анна Левенсон, партнер «СИБИРСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ»