Платформа «ЗаБизнес»: вопрос доверия

Чтобы ограничить давление на бизнес со стороны правоохранительных органов, в России создана цифровая платформа «ЗаБизнес.РФ». В конце апреля Новосибирск принял Форум «ЗаБизнес: Сибирь» с участием представителей власти, правоохранительных органов, общественных организаций и бизнес-сообщества

Предваряя обзор содержательной части прошедшего мероприятия, отмечу, что главный вопрос, который приходится решать организаторам подобного рода проектов — это доверие к себе со стороны предпринимателей. И он возник не на пустом месте. Вопросы защиты прав предпринимателей находятся под пристальным вниманием многих общественных организаций России, это факт, правозащитников в бизнес-среде достаточно. Но каков их КПД, влияние, практические результаты деятельности, реальная помощь? Пока, если рассматривать ситуацию в целом по стране, она незначительна — проблем много, реально решенных вопросов мало.
В случае с цифровой платформой — для поднятия уровня доверия даже было принято решение о создании уполномоченного оператора — АНО «Платформа». Его авторитет должен был гарантировать состав учредителей: это «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», РСПП, Торгово-промышленная палата РФ, «Деловая Россия»,

Новосибирская область и АНО «Платформа» подписали соглашение, направленное на защиту предпринимателей

«ОПОРА РОССИИ», а также Минэкономразвития России, осуществляющее полномочия учредителя от имени Российской Федерации. Но одно дело — состав участников проекта, а другое — эффективность работы самой платформы. Как сделать её реальным инструментом в борьбе за законность, как снизить пресс давления на бизнес и возможно ли это сделать в принципе? Эти вопросы применительно к нашему региону и сибирским регионам вообще обсудили участники форума «ЗаБизнес: Сибирь».
Во-первых, важные детали — их озвучил председатель наблюдательного совета платформы, президент ТПП РФ
Сергей Катырин. 2700 предпринимателей на сегодня зарегистрировано на платформе, поступило 1833 обращения, по которым шло и идет разбирательство. Каждый из предпринимателей, обращающийся на платформу, может указать в качестве сопровождающего одно из объединений предпринимателей. В подавляющем большинстве, отметил С. Катырин, обращения являются предметом разбирательства между предпринимателями, и зачастую силовики оказываются вовлеченными в этот процесс. Количество обращений по стране практически пропорционально бизнесу в том или ином регионе. Правда, есть ряд регионов, где количество жалоб и количество бизнеса совершенно не пропорциональны, что говорит о том, что силовые структуры «проявляют чрезмерное рвение». Статьи УК, которые характеризуют обращения предпринимателей, это, в основном, мошенничество, присвоение и растрата, уклонение от уплаты налогов и сборов, незаконное предпринимательство. Для нас это предмет анализа, — подчеркнул С. Катырин.
Вице-президент РСПП по правовому регулированию и правоприменению Александр Варварин отметил, что самое важное, чтобы механизм заработал и платформа могла получать обратную связь от предпринимателей. «Долгое время мы ставим перед правоохранительными органами одни и те же вопросы, по которым не удается найти консенсус. Поэтому нужно подумать о новых направлениях обсуждения. Это касается, например, заключения предпринимателей под домашний арест — пока, в отличие от заключения под стражу, ограничений по этой мере нет, при этом понятно, что нахождение в полной изоляции от бизнеса разрушительно для него. При этом в нашей стране практически не работает такая мера как освобождение под залог. Мы понимаем, что наличие узких мест в уголовной и процессуальном законодательстве невыгодно никому».
Генеральный директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей «ЗаБизнес.РФ» Элина Сидоренко совершенно справедливо заметила, что наиболее резонансные обращения касаются крупного бизнеса, громких дел, но «мелкие и частные проблемы, за которыми стоят судьбы многих людей, — это малое и среднее предпринимательство, и оно связано, прежде всего, либо со строительством, любо со сферой услуг». По данным Э. Сидоренко, на первом месте по количеству обращений находится незаконное возбуждение уголовных дел, на втором — ненадлежащее рассмотрение ходатайств и жалоб, и эти ситуации, в основном, происходят именно «на местах», и это тревожный сигнал. «Когда заходит речь о том, что кто-то из правоохранителей принуждает дать взятку, мы буквально настаиваем: напиши на платформу, служба безопасности прекрасно отработает этот момент. Ответ «да, да», но по итогу — ничего не написано. Люди боятся». И еще очень важный момент: большинство дел, считает Элина Сидоренко, не дошло бы до обращения на платформу, если бы по ним качественно отработала прокуратура: «Многие реакции прокуратуры оказываются формальными отписками, и этот момент мы донесем до руководства платформы».
Председатель Межрегиональной общественной организации содействия борьбе с коррупцией «Общественный антикоррупционный комитет» в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах Ольга Сафронова одной из главных проблем считает рейдерство с участием правоохранительных структур. «Но рейдерство у нас никоим образом не отражено в законодательстве РФ. Это огромнейший пробел, поскольку рейдерство в нашей стране понимается совершенно по-другому. Если за границей это поглощение и удаление «плохого» бизнеса, то у нас это прямой захват существующего, хорошего, развивающегося бизнеса, который создавал рабочие места, приносил прибыль, занимался развитием экономики».
«К сожалению или к счастью, предприниматели пользуются услугами общественников, а иногда и псевдообщественников в части конкурентной борьбы, — отметил заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка. — Обращение в этом случае идет якобы от общественности. При этом есть яркие общественные организации, которые могут высказать свою позицию. К сожалению — пока — все общественные организации по какому-либо конфликтному делу не высказывали своей четкой позиции. На протяжении лет двадцати можно назвать два-три примера. А это реальная сила, к которой будут прислушиваться. Моё предложение: рассмотреть возможность, чтобы учитывалось публичное выступление со стороны общественных организаций».
На форуме получили возможность выступить предприниматели с историей своих реальных проблем. Их много, и понятно, что работы у платформы — непочатый край. Главное, чтобы многочисленные обращения не «уходили в песок», а имели свою историю успеха.

1. Каковы основные проблемы регионального бизнеса с точки зрения неправомерных действий силовых структур?
2. Эффективны ли усилия организаций по защите прав предпринимателей и что необходимо предпринять, чтобы предприниматели поверили в эффективность таких мер (одна из которых — платформа ЗаБизнес)?

Комментарий Президента Межрегиональной Ассоциации руководителей предприятий Сергея Карпекина.

1. Нужно отметить, что в последнее время мы не видим потока жалоб на давление со стороны силовых ведомств, нельзя сказать, что проблема стоит остро. Сегодня действует значительное количество институтов, которые являются своего рода сдерживающим фактором. Можно сказать, что с неправовыми действиями в отношении предпринимателей мы сталкиваемся эпизодически. Но эпизодически бывает, что силовые органы, получив доступ к какому-то предприятию, пытаются вмешаться в их хозяйственную деятельность и получить определенные дивиденды, что, конечно же, недопустимо, и это нужно предавать огласке и достаточно жестко пресекать, не допуская превращения этого в систему. Конечно же, в этом помогают институты, созданные как государством, так и обществом. В этой части я считаю хорошим решением появление такого института как уполномоченный по правам предпринимателей (у него есть определенные полномочия) и, как в этом случае, общероссийской цифровой платформы «ЗаБизнес». Поскольку мы понимаем, что не все вопросы можно решить на региональном уровне, очень часто силовые структуры либо не имеют здесь какого-то жесткого подчинения, либо подчиняются центру. Поэтому, когда появляются инструменты, позволяющие вынести вопрос на федеральный уровень, использовать федеральные рычаги, это очень важно и полезно. Благодаря объединенным усилиям крупнейших деловых объединений предприниматели, подвергшиеся необоснованному силовому давлению, имеют возможность обратиться за поддержкой и получить защиту. Сам факт наличия таких возможностей и такого инструмента будет являться сдерживающим фактором уже на уровне государства. Надеемся, что это даст возможность уменьшить количество неравноправных эпизодов, появляющихся в деловой жизни. При этом нужно понимать и то, что мы не должны переходить грань, мы не должны создавать ситуацию, когда правоохранительные органы не смогут выполнять свои основные задачи, нельзя нарушать закон и думать, что это сойдет с рук. Это не должно иметь обратного эффекта и рождать безответственность уже со стороны предпринимателей. Поэтому в деле защиты прав бизнеса на перовое место выходит строгое соблюдение законности. В любом случае инструменты, подобные цифровой платформе «ЗаБизнес», создают своего рода необходимый баланс. Если раньше был период, когда предприниматель был просто беззащитен и не знал, куда ему можно обратиться, то сегодня работают организации, которые имеют возможность в законном порядке, правовом поле защищать интересы предпринимательского сообщества.
2. Если говорить о платформе «ЗаБизнес», она появилась недавно, и практики еще не наработаны, хотя по заявленным принципам работы этого института, весу организации, думаю, что эффект должен быть позитивным. Больше есть информации по работе бизнес-омбудсменов — здесь я сказал бы, что примеры их успешной работы есть. Это и освобождение предпринимателей от штрафов, от последствий незаконно проводимых проверок, от уголовного преследования. Таких примеров немного, на даже на уровне нашего региона мы их знаем — скажем, предприниматель, которого преследовали и даже посадили за решетку, был освобожден, а следователь, причастный к этому, напротив — был привлечен к уголовной ответственности. Недоверие предпринимателей к таким институтам, с другой стороны, понятно. К сожалению, в нашей стране часто учатся на своих ошибках, а не на чьих других, поэтому сначала создается ситуация, при которой предприниматель бесправен и ни на что не может рассчитывать, кроме как на своих друзей, знакомых, связи, и только потом, по прошествии лет, начинают вноситься какие-либо изменения. Естественно, когда дело касается предпринимателя, который привык жить «по-старинке», он может сказать — «да это не поможет, это ничего не даст», и его реакция понятна. Поэтому чтобы в новые инструменты поверили, первое — должно пройти определенное время, и второе — нужно больше информации об успешных кейсах в этой сфере, каковые, безусловно, есть.
Проблема немного усугубляется тем, что за защитой обращаются и невиновные предприниматели, которым необходимо помогать, и те, которые сами нарушали нормы закона, а впоследствии обращаются в разные инстанции с претензиями. Этот «фон» иногда создает иллюзию, что институты защиты прав не работают, поскольку умалчивается, что деятельность со стороны этого предпринимателя велась в неправовом поле, с серьезными грубыми нарушениями. Такие обстоятельства встречаются, поэтому я считаю, что со временем доверие к институтам защиты, понимание придет, а задача общественных деловых объединений — взращивать здоровую предпринимательскую атмосферу для ведения честного бизнеса.