Человек Общества 5.0

Говоря о технологическом преуспевании, мы вынуждены признать, что эффективность российской науки с точки зрения отдачи и масштабирования, а также кооперации с реальным сектором экономики оставляет желать лучшего. Необходим своего рода «рывок», а значит, более эффективные инструменты развития. Какое место в линейке этих инструментов занимают научные центры мирового уровня, созданные в рамках национального проекта «Наука»? Этот вопрос стал предметом обсуждения форума «Технопром-2021»

Касаясь этой темы, заместитель начальника отдела департамента науки и технологий Министерства науки и высшего образования РФ Кирилл Борисов отметил, что при создании научных центров мирового уровня (НЦМР) нужно было понять, каким образом знания фундаментальной науки будут делегироваться в направлении процесса внедрения. «Есть определенные срезы, и к концу этого года станет ясно, удалось ли созданным в 2020 году НЦМР занять свою нишу», — сообщил Кирилл Борисов.

НЦМР: от системного анализа — к развитию

Минобрнауки изначально учитывало, что фундаментальные, поисковые исследования, прикладные ОКРы должны быть связаны с внедрением в производство. На каждом из этих циклов есть свои инструменты, начиная от Фондов поддержки (крупнейший из них — Российский научный фонд), Программы фундаментальных научных исследований и соответственно НЦМР — они создавались как центры прорывных исследований в области фундаментальных и поисковых направлений.
Это первый уровень, вслед за которым следуют прикладные исследования, ОКРовские разработки, научно-образовательные центры, центры НТИ, инжиниринговые центры. А также — центры трансфера технологий, которые Минобр-науки планирует отбирать по итогам конкурса — они будут передавать исследования из одного центра в другой.
Насколько эта связка выстроена? «Нужно сказать, что у нас совершенно разные модели НЦМУ, начиная с математических центров, — отметил Борисов. — Есть общая идея, согласно которой центр — это консорциум организаций, заточенный под определенную задачу, он имеет начало, но не имеет конца. Это очень важно и вот почему. Когда мы привлекаем ведущих ученых, молодых специалистов, они стремятся понять свои перспективы на ближайшие годы. И если мы говорим о проектной деятельности, это сложно в том случае, когда проект имеет конечную точку. Мы же говорим о НЦМУ как о структуре, имеющей долгосрочную модель. Она должна давать результат в долгосрочной перспективе и осуществлять трансфер результатов исследований на другие уровни».
Необходимо сказать, что общая сумма грантов НЦМУ по приоритетам научно-технологического развития в 2020 году — почти 2,4 млрд рублей. Так, размер каждого гранта восьми центров — «Агротехнологии будущего», «Цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение», «Центр фотоники», «Центр персонализированной медицины», «Национальный центр персонализированной медицины эндокринных заболеваний», «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты», «Сверхзвук» — составил 242,3 млн рублей.
Из этого перечня НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» стоит особняком, и вот почему. Во-первых, данный консорциум собран из «невозможного» — конкурентов и, одновременно, лидеров в исследованиях человеческого потенциала. Это НИУ «Высшая школа экономики», Российская академия народного хозяйства и госслужбы, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН. Во-вторых, Центр занимает гуманитарное поле, что большая редкость, но совершенно правильное решение в итоге. Центр изучает человека в период трансформации, занимается анализом, прогнозом, предлагает решения. Не случайно тема дискуссии звучала намного шире: «От Индустрии 4.0 к Обществу 5.0»

От парадигмы индустрии — к концепту нового общества

Феномен Индустрии 4.0 воспринимается как новая парадигма технологического развития современного мира, на которой в ближайшие десятилетия будет строиться будущее мировой экономики. В России разрабатываются стратегии, связанные с развитием цифровой экономики, идут дискуссии по поводу использования зарубежных наработок, связанных с концепцией Индустрии 4.0.
В отличие от уже свершившихся первой, второй и третьей промышленных революций, суть четвертой не только в появлении новых технологий, но и в интеграции уже существующих в одну систему.
Для Индустрии 4.0 — четвертой промышленной революции — характерно использование в промышленности возможностей Интернета вещей, применение в производственных процессах киберфизических систем.
Развитие интернета, IT-технологий, устойчивых каналов связи, «облачных» технологий и цифровых платформ, а также многократно возросший объем информации, генерируемый из разных источников, обеспечили появление открытых информационных систем и глобальных промышленных сетей. Это, в свою очередь, оказало преобразующее воздействие на все секторы современной экономики и бизнеса. Но не только.
Любая, даже самая продвинутая индустрия не существует в безвоздушном пространстве. Она, если угодно, «питается людьми» и подпитывается не только искусственным, но и вполне себе реальным интеллектом Общества 5.0. При этом вряд ли человек, даже при условии всё более расширяющихся возможностей использования искусственного интеллекта, играет в наше время роль «винтика». Поэтому современный мейнстрим — это ставка на возможности человека и мировая конкуренция за качество человеческого капитала.
По определению инициатора создания НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», проректора Высшей школы экономики Лилии Овчаровой, создание центра и его поддержка — из области «невозможного», поскольку инфраструктура научных центров в целом ориентирована на поддержку технических исследований, тем более что в данном конкретном случае действительно объединились конкуренты.
«Но есть такое выражение: «Против кого эти товарищи дружат»? В данном случае четыре организации объединились для защиты национальной позиции, — отметила Лилия Овчарова. — Поскольку глобальный тренд сегодня — это обострение международной конкуренции в борьбе за качество человеческого капитала. Конкуренция — штука весьма непростая, особенно когда речь идет о социальных, экономических процессах, их эффективности и значимости. Здесь нет математических или физических решений, а наша подруга в данном случае — статистика, которая в значительной степени описывает вероятностные процессы и развилки, по которым нужно двигаться».
Для России, пояснил спикер, конкурентный процесс, который включен в общую концепцию борьбы за лидерство, кроме составляющей в виде качества человеческого капитала, включает конкуренцию за те теоретические концепты политики, которые обеспечивают с одной стороны — социальную устойчивость, с другой — экономический рост.
«Очень долго социальная устойчивость и экономический рост рассматривались, скорее, как плохосовместимые вещи на каком-то этапе, который вскоре переходил в кризис. Для деятельности Центра важно продвижение на мировых дискуссионных площадках российской позиции по отклику на глобальные вызовы и возможности развития. Мы понимаем, что ни один из членов нашего консорциума не смог бы самостоятельно выйти на глобальное научное поле. Объединившись, Центр уже занял 19 позицию в мире по числу публикаций в данной предметной сфере».

Человек как капитал

Почему важна работа, исследования, позиция этого НЦМУ? Дело в том, что человек не только изучает, он изучается. Современный человек не случайно рассматривается в наше время как капитал. А любой капитал структурирован, его можно нарастить, его можно измерить — это даст ответы на многие вопросы, поможет решить многие проблемы.
Одна из важных задач — социальное гуманитарное измерение человеческого потенциала. В рамках этого будут создаваться новые теоретические и прикладные научные инструменты, содействующие формированию современного человеческого потенциала и измеряющие вклад человека в развитие как таковое.
Второй приоритет является ответом на вызов старения населения — это демография и активное долголетие. «Мы понимаем, — говорит Овчарова, — что весь мир сегодня встал на путь активного долголетия, и ковид тому не помеха. Это целая наука, которая имеет под собой научные и прикладные фундаментальные механизмы, и отставание по этому направлению гарантирует проигрыш в соревновании за качество человеческого капитала».
Весьма важной в современных российских условиях (особенно с учетом всех последних реалий) представляется сфера занятости, навыков и компетенций. Это, по мнению Овчаровой, «позволяет найти новые национальные механизмы экономической успешности, обеспечивающие инклюзивность экономического роста и вклад человеческого капитала в развитие».
От себя замечу: не нужно воспринимать исследования как исключительно научный концепт, это имеет и сугубо практический смысл. В частности, всю первую половину этого года Центр провел в консультациях с правительством и рабочими группами, разрабатывающими новые решения. Сначала это называлось «фронтальная стратегия», затем вылилось в 42 инициативы по развитию нашей страны в ближайшее время. Не секрет, что для принятия качественных решений всегда требуется трезвый анализ и оценка, понимание эффективности и результативности решений, принятых ранее. «Выяснилось, — отмечает Л. Овчарова, — что в этом плане у нас — целое поле для развития компетенций. Как у органов управления, так и у исследователей».
Что есть человек в эпоху технологических трансформаций? Этот вопрос требует внятного ответа, для которого необходимы знание и понимание глобальных трендов и вызовов, связанных с развитием человеческого потенциала, учета цифровой трансформации и факторов цифрового неравенства, инновационных процессов в эпоху открытых инноваций и системы воспроизводства кадров в сфере науки и технологий.
Для непосвященных весьма необычно выглядят исследования нейрокогнитивных механизмов социального поведения человека. И зря. Они дают ключ к пониманию того, в какой степени индивидуальные решения обусловлены поведением окружающих людей, что, кстати, является краеугольным камнем социальной психологии. Это поможет создать синтетическую модель поведения человека и его взаимодействия в группе, расширит текущие преставления о процессе принятия решений.
Один из главных мейнстримов — расширение возможностей человека — во всем мире активно инвестируется. Если проиграть на этом поле, то догнать лидеров России вряд ли удастся.
Усиливается значение экологического благополучия, а также изучение человека в контексте безопасности в глобальном мире. Человек имеет полное право развиваться в благоприятной благополучной среде, и ответственность за неё должно целиком и полностью нести государство.
Человек будущего — это во многом и человек настоящего. Он рационален, но порой и совершенно иррационален. Понять его – значит, понять трансформацию нашего мира. Путь к Обществу 5.0, пытающемуся ответить на вызовы глобального развития, вполне себе тернист. Ландшафт современной эпохи меняется на глазах. И не только технологически, но и культорологически, интеллектуально, образовательно. Последние два года демонстрируют это особенно ярко, а порой и неожиданно ярко.

Сергей ГОНТАРЕНКО