Форум SibPro: с практической точки зрения

Сибирский производственный форум — одно из тех немногих событий, где представители исключительно производственного сектора Сибири транслируют свои знания, практики, обмениваются опытом, технологиями и получают навыки нового уровня. В этом году SibPro прошел в пятый раз

О. Руденко

Нужно сказать, что каждый из пяти производственных форумов имел ключевую объединительную тему, основное направление дискуссии. Говоря о специфике Форума-2021,его представительстве, заинтересованности кругом обсуждаемых вопросов, вовлеченности участников, организатор форума, эксперт по управлению КГ «Управленческая практика», директор АО «Корпоративные ИТ-Проекты» Олег Руденко отметил: «Тема юбилейного Сибирского производственного форума, который посетило 250 участников из разных регионов России, — развитие производственного предприятия. Мы анализировали, как изменения внешней среды последних двух лет отразились на деятельности производственных предприятий. Фокус мероприятия был направлен на то, как они справляются с вызовами внешней среды: пандемия, изменение модели поведения потребителей, трансформация цепочки создания ценности, отраслевые кризисы, появление новых сфер деятельности. Всё это оценивали и обсуждали эксперты вместе с участниками на форуме.
Если говорить о степени вовлеченности участников, то она традиционно высока: активные дискуссии на пленарном заседании и мастер-классах, готовность делиться своим опытом и обсуждать его с экспертами, знакомство с коллегами из смежных отраслей и установление новых партнерских отношений. Радует, что в этом году активное участие в работе СибПро форума приняли предприятия — члены МАРП».
— Подавляющее количество участников Форума рассматривает его с точки зрения практического интереса, внедренческой практики. Что с вашей точки зрения здесь более актуально и полезно: экскурсии на предприятия-лидеры или мастер-классы?
— Мы формируем программу форума таким образом, чтобы каждый из предложенных участникам форматов был одинаково полезен с практической точки зрения. Экскурсии на ведущие производственные площадки региона, пленарные заседания, мастер-классы — все эти активности направлены на создание целостного представления у участников о том, что и как еще можно сделать для развития предприятий.
На экскурсиях мы выходим в «гембу», чтобы увидеть, как в других производственных компаниях реализованы те или иные операции, как расставлено оборудование, как компании подходят к организации работ на производстве. Формат пленарного заседания позволяет обсудить вопросы стратегии, миссии, постановки целей развития производственных компаний. Мы стараемся приглашать экспертов с новаторскими взглядами и уникальным опытом внедрения. Мастер-классы дают возможность разобрать вместе с ведущими специалистами отрасли насущные вопросы по основным аспектам управления деятельностью производственных предприятий: бизнес-процессы, автоматизация, продажи и маркетинг, управление персоналом, информационное и юридическое обеспечение. Участники знакомятся с новыми практиками и инструментами.
Естественно, что специфика полутора последних лет наложила отпечаток на любые темы, связанные с реальной экономикой и, соответственно, на предлагаемые в ходе форума решения, на ход дискуссий. Этот фактор учитывался и подвергался анализу.
Тем не менее, всё, что создавалось экономикой до пандемии, продолжает производиться и сегодня, но на более разумной, бережливой и самодостаточной основе.
— Каким образом сегодня меняется (и уже изменилось) потребительское поведение? Как компании, которые стремятся быть успешными, конкурентными на разных этапах изменения, трансформации рынка, должны меняться сами? Что необходимо сделать для того, чтобы вести свою деятельность в реальных обстоятельствах реальной жизни?
— В начале года мы уже искали ответы на эти вопросы в беседе с генеральным директором ГК «Евростиль» Натальей Перевозчиковой, поскольку очевидно, что последние события кардинально поменяли ситуацию в экономике — и российской, и мировой. А одновременно и потребительское поведение. В поисках новых возможностей были созданы и в значительной степени реализованы предпосылки для ухода в цифровую экономику с использованием огромных баз данных, Big Data, заменой деятельности человека искусственным интеллектом. Инфраструктура обслуживания бизнеса и сам бизнес стали меняться технологически.
При этом, по мнению Натальи Перевозчиковой, как бы радикально ни менялись условия ведения бизнеса, он существует вопреки привнесенным обстоятельствам, приспосабливается. Глобально мы ограничиваем потребление, сохраняя ресурсы на будущее, а цифровизация становится механизмом и новым алгоритмом для достижения желаемого результата.
Этой важной теме было посвящено выступление одного из спикеров Сибирского производственного форума, руководителя направления PR и коммуникаций компании VEKA rus
(г. Москва) Сергея Ельникова. По его мнению, «сейчас мы выходим из уютного корпоративного пространства статистики и входим в мир потребительских реакций и потребительского поведения, и в этих условиях любое предприятие, его благополучие зависят от того, купят или не купят твой продукт твои заказчики, потребители, те люди, те компании, которые принимают конечное решение».
«Паника—адаптация—возврат к норме» — так, по мнению аналитиков, должны выглядеть в идеале фазы поведения рынка в эпоху коронакризиса. Но это в идеале. В реальности же всё обстоит намного сложнее: потребительское поведение, как, собственно, и сам Covid-19, мало предсказуемы. На всё это накладывается и падение уровня доходов, и разный уровень ожиданий, и вполне понятная неопределенность в отношении собственных перспектив и возможностей.
Хотя некоторые тренды наметились уже сегодня, их нужно принять и можно анализировать. Тем более, что для представителей производственной сферы, реального бизнеса такое понимание, такая систематизация, структурирование крайне важны.
Как ковид влияет на экономику вообще и на отечественную экономику в частности? Какие изменения происходят и будут происходить в поведении конечного потребителя? Как это влияет и будет влиять на стратегию и поведение сотрудников компании, предприятия вообще? Какими мы видим возможности и перспективы возвращения или постепенного перехода к доковидной жизни?
Отвечая на эти вопросы, Сергей Ельников отметил, что заблуждаются те, кто излишне рано стал говорить или даже употреблять термин «постковидная эпоха» в отношении к нашей сегодняшней действительности. На самом деле, считает он, это далеко не постковидная, а пока что самая что ни на есть ковидная эпоха. Достаточно вспомнить: когда вводился первый локаут, счет шел на шесть тысяч заражений в день, сейчас эта цифра обосновалась рядом со значением в 40000 заболевших, и оценить ближайшую динамику роста или падения вряд ли кто-то возьмётся.
«Нужно понимать, что мы живем в условиях новой реальности, и важно то, как она будет на нас влиять. Как говорил Жванецкий, «жизнь такая штука — не привыкнешь, подохнешь, не подохнешь — привыкнешь», — не без юмора заметил эксперт. А потому главной максимой для человека, который занимается бизнесом, остается умение думать глобально, действовать локально и играть «вдолгую». То есть компании, которые планируют строить свой бизнес поэтапно и добиться в итоге успеха в краткосрочной стратегии, имеют не большие шансы на успех — вывод именно таков.
Влияние фактора ковида на мировую экономику не подлежит сомнению — это общее место. Особенно данное утверждение справедливо в отношении к российской экономике, заточенной на огромные бюджетные расходы социального толка и одновременно беременной резким разгоном инфляции, пробившей, согласно статистике, дно десятилетнего максимума.

Многие строительные компании в этом году столкнулись, например, не просто с проблемой удорожания материалов, но и с их физическим отсутствием на складах. Как следствие, появляется синергия негативных факторов, создающих общий неблагоприятный фон в экономике».
В качестве примера эксперт привел опыт одной из самых крупных российских компаний по производству пластиковых окон, дилеры которой жаловались на двух-трехкратное увеличение сроков поставок: с одной — до двух-трех недель. Но всё познаётся в сравнении: срок поставок окон в Германии в настоящее время — уже от восьми недель, почувствуйте разницу. Всему этому есть масса обоснований, но причинно-следственная связь, замешанная на кризисе привнесенных обстоятельств, сегодня так или иначе объективно воздействует на экономику разных стран — не только на нашу, соответственно, и на субъекты экономики.
Нынешняя неопределенность, по словам Ельникова, создает крайне неблагоприятный фон, который, в результате, меняет приоритеты потребителя. Снижающийся начиная с 2014 года уровень реальных доходов населения приводит к тому, что баланс между потреблением и накоплением сдвигается в пользу последнего: создаются своего рода «подушки безопасности», формируются новые потребительские ценности, осложняющие жизнь бизнеса.
Вследствие наметившейся особой чувствительности к потребительской цене покупатель становится всё более разборчивым, более взыскательным. Поэтому бизнесу особенно важно знать, что хочет клиент сейчас, в новых условиях, необходимо изучать реакции рынка, потребительские реакции. В этом, уверен Ельников, ключ компании к успеху.
Статистика свидетельствует, что за время пандемии в России обанкротилось более 4 000000 российских ИП, каждый день пандемии стоит российскому бюджету примерно 4 миллиарда рублей, и вполне естественно, что бюджетные расходы растут, практически, и во всех бизнес-компаниях.
Говоря о реакции бизнеса на новую реальность, эксперт отмечает, что всегда есть соблазн, что вновь сформировавшиеся целевые потребности потребительской аудитории могут трансформироваться в естественное желание удешевить продукт.
«Это большая опасность, — считает Сергей Ельников, — поскольку, стремясь предложить дешевый продукт, мы рискуем перейти «невидимую» планку с итоговым снижением качественных показателей. И этот, казалось бы, временный компромисс, продиктованный временными же трудностями, может стать константой, от которой производитель не сможет отказаться в дальнейшем». Именно поэтому планка «обещания качества» должна сохраняться вне зависимости от привнесенных обстоятельств.
Основой потребительского опыта с большим знаком «плюс» являются удобство и доступность, и это только актуализирует новый опыт, полученный за последние два года пандемии. Это реальная ценность и в сегменте B2B».

«Тем, кто производит сложные приборы для военно-промышленного комплекса, сложно, конечно, думать о доступности как основе потребительского опыта, но, говоря о специализации нашей компании и наших новосибирских партнерах, которые формируют стратегию в области светопрозрачных конструкций в регионе, рассуждать об этом корректно, — заметил спикер. — С началом пандемии по нашим настоятельным рекомендациям многие партнеры стали внедрять онлайн-сервисы по заказам, менять график работы своих менеджеров, вводить мобильные предложения, сокращающие цикл выполнения заказа с двух дней до шести часов, проводить акции с целью обеспечения максимальной безопасности при контакте с клиентами. Те, кто упустил этот момент, оказались в более сложной ситуации. Только ленивый не говорит сегодня о цифровом взаимодействии, и это нормально, но дело в том, что во многом наш, например, бизнес завязан на личном контакте: у нас нет интернет-магазина, нет дилеров, нет торговых площадок. Поэтому переход на «цифру» для нас и нам подобных компаний — дело непростое. Но заниматься этим пришлось, тем более что «цифра» — это лишь средство коммуникации с партнером, это показатель обоюдной заинтересованности во взаимовыгодных отношениях. А изменившаяся обстановка только капитализирует общие усилия и делает использование этого инструмента важным и востребованным».
Сергей Ельников поделился данными по своему сегменту рынка: из шести тысяч мелких, средних и крупных компаний, занимающихся производством светопрозрачных конструкций, по состоянию на 2012 год к 2021 году на российском рынке осталось лишь 800. Как правило, ушедшие с рынка компании продолжали думать и надеяться, что вернется время «легких» денег, которые не занимались внедрением цифровых сервисов, интернет-продвижением, обучением персонала, его мотивацией, то есть всеми теми вещами, которые в конечном итоге формируют иммунную систему компании.
«Скорость важнее силы, точность важнее скорости» — это максима эффективного бизнеса. В сегодняшних обстоятельствах — тем более. Сила — это эффективность управленческой технологии, скорость — быстрота освоения управленческой технологии руководителем, точность — это то, как управленческая технология применяется конкретным руководителем на практике — ведь почти любую технологию можно применять так, чтобы она наносила вред, а не приносила пользу. В погоне за силой и скоростью руководители часто недостаточно внимания обращают на точность. Это может привести к тому, что итоговый результат с большой долей вероятности может быть поставлен под вопрос.
Но при всех искомых, без вменяемой, здравой, современной управленческой технологии развитие бизнеса невозможно априори.
А теперь о нашем времени. Если обратиться к глобальному мониторингу на уровне респондентов разных стран и получить ответ на вопрос «сколько времени нужно экономике для того, чтобы вый-
ти на нормальный режим работы», то среднемировые показатели выглядят так: 7 процентов считают, что всё уже хорошо, 19 процентов ожидают относительного благополучия в течение одного года, 35 процентов отводит стабилизации от двух до трех лет, и 39 процентов полагают, что экономике понадобится на это три и более лет. Из списка стран более всего оптимистичен Китай. Россия же — в самом конце списка с самыми негативными ожиданиями в 66 процентов. Что закономерным образом является следствием неопределенности, геополитической и внутриполитической нестабильности, воздействия фактора риска политических флуктуаций, и это не очень хорошо для предпринимательского, инвестиционного климата и для ведения бизнеса в целом.
Как учитывать все эти факторы, какие решения принимать, как действуют предприятия, как продолжают развиваться — обо всем этом говорилось на Сибирском производственном форуме. Ко всему прочему, я обратил внимание на живую, непринужденную атмосферу SibPro — и в ходе выступлений спикеров, и после них. Поэтому обратился к Олегу Руденко с вопросом: «Наверняка в кулуарах вы общались с представителями бизнес-сообщества — что они говорят о форуме этого года и как на данный момент его оцениваете вы сами?»
— С самого первого форума мы всегда тщательно обрабатываем обратную связь. Пожелания и предложения аудитории помогают нам формировать повестку следующего мероприятия. В этом году многие участники положительно отзывались о практикоориентированности докладов, предложенных для разбора инструментах, их непосредственной связи с реальной производственной деятельностью и способах их внедрения на предприятии. Большой интерес аудитории вызвало обсуждение успешных моделей бережливого производства, продаж, автоматизации и управления персоналом. Много положительных откликов было о секции юридического обеспечения деятельности предприятий. Всё это, конечно, радует нас как организаторов. Да и что говорить, коллеги соскучились по отраслевым мероприятиям оффлайн.
— В наше время не просто что-либо загадывать на перспективу, но есть ли понимание: каким может или должен стать следующий Сибирский производственный форум?
— В данный момент мы подводим итоги мероприятия, обрабатываем обратную связь, обсуждаем перспективы. Каким будет VI Сибирский производственный форум — покажет время. Но мы приложим все усилия, чтобы он стал максимально полезным для участников и отвечал актуальным запросам отрасли. Мы считаем, что чем больше предприятий будут нацелены на развитие производственной среды, тем эффективнее и комфортнее нам всем будет в ней работать.

Сергей ГОНТАРЕНКО