Как выйти из «красной зоны»?
В правительстве Новосибирской области состоялось межведомственное совещание по вопросам высокого уровня аварийности клиентов страховых компаний, регистрируемого на территории Новосибирской области по результатам подготовленного Банком России «Мониторинга региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО». По итогам межведомственного совещания, прошедшего под председательством президента Новосибирского банковского клуба Владимира Женова, будет принята итоговая резолюция.
Начнем с беспристрастной статистики, озвученной в начале заседания Всероссийского союза страховщиков вице-президентом Всероссийского союза страховщиков (ВСС), заместителем исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергеем Ефремовым.
Региональный мониторинг проводится во всех субъектах и федеральных округах. Анализируются такие показатели как частота страховых случаев, средняя выплата и скользящий коэффициент выплат.
По каждому из них определяется штрафной балл для каждого региона в диапазоне от 0 до 2. К «красной» зоне относят субъекты с суммой баллов в диапазоне 4—7, к «жёлтой» — 1,01—3,99, к зелёной — с баллами от 0 до 1.
В опубликованном 1 декабря документе к высокорисковой «красной» зоне были отнесены шесть субъектов Северо-Кавказского федерального округа (за исключением Ставропольского края), а также Новосибирская область, Приморский край и Республика Тыва. В сравнении с первым полугодием из списка регионов «красной» зоны вышла Хакасия, ну а наш регион опустился на восьмое место. Так что поднятая тема более чем актуальна. Конечно же, и для страховых компаний, для которых страховое мошенничество является реальной проблемой, ведущей к значительным финансовым потерям.
Говоря о практике борьбы с этим явлением, заместитель генерального директора САО «РЕСО-Гарантия» руководитель новосибирского филиала Евгений Козлов отметил некоторые странности в работе автокомиссаров, которые вряд ли имеют, по его мнению, какое-то логическое обоснование. В частности, по данным страховой компании, лишь три человека из задержанных 5,5 тысячи водителей, участвующих в страховых событиях, признаны ими нетрезвыми. При этом, отмечает он, нет ни одного возбужденного дела. В суды, за редким исключением, потерпевшие не идут, передоверяя это своим представителям.
Говоря о методах мошенников, директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Новосибирской области Дмитрий Шевченко отметил, что методы мошенников хорошо известны. Этим занимаются, прежде всего, группы лиц, действующие по предварительному сговору, а также еще более опасные с точки зрения безопасности «кольцевики» или автомошенники, использующие уязвимости нерегулируемых перекрёстков. «Перед ними мы практически безоружны», — признал выступающий.
Одним из признаков подобных дорожно-транспортных происшествий является, например, использование старых японских автомобилей с дорогими запасными частями, а транспортное средство виновника, как правило, — это авто отечественного производства или грузовик.
По мнению страховых компаний, такое положение дел — это не только финансовые убытки для них, но и существенные потери для областного бюджета. В том числе репутационные, ведь безнаказанность в этом случае ведёт к росту преступности в регионе. Одной из причин текущей ситуации являются ограниченные кадровые возможности и людские ресурсы в органах внутренних дел.
Одним из выходов здесь видится организация при УВД по Новосибирской области специального подразделения по противодействию страховому мошенничеству, налаживание тесного взаимодействия между представителями служб безопасности страховых компаний, с одной стороны, и представителями УВД по Новосибирской области — с другой.
Страховщики отмечают, что нередко автомошенники ходят на «дело», как на работу, а в страховую компанию, видимо, как в кассу. Это следует из многократно повторяемых ФИО и конкретных марок/моделей транспортных средств, типовых обстоятельств ДТП. Например, некий Павел Сергеевич участвовал в целых 27 ДТП, и такое «невезение» (или — наоборот, в зависимости от страховых выплат) как минимум кажется странным.
Осложняет ситуацию то, что для эффективного противодействия мошенникам пока нет адекватных действительности законодательных изменений. Связанных, в первую очередь, с тем, что доказательства мошенничества, предоставленные самими страховыми компаниями, которые могли бы иметь вес и быть приняты во внимание в рамках расследования уголовного дела, не являются сколь-нибудь значимым доказательством с точки зрения уголовно-процессуального законодательства. Страховщики, в соответствии с действующими сегодня положениями закона, не являются участниками судебного процесса. При этом сам мошенник имеет все возможности представить собранные им материалы или «случайно снятое» видео, которые обязан рассмотреть следователь. Может быть, именно поэтому просьба о предоставлении службам безопасности страховых компаний записей с уличных видеокамер несколько раз прозвучала в ходе заседания в отношении органов внутренних дел.
На необходимость отработки инструмента ОСАГО на уровне страховых компаний региона, находящегося на данный момент в «красной» зоне, указал по онлайн-связи из Москвы заместитель начальника отдела методологического обеспечения обязательного страхования и противодействия страховому мошенничеству управления регулирования деятельности на рынке страхования департамента страхового рынка ЦБ РФ Василий Кулаков. За девять месяцев этого года, сообщил он, поступило 544 обращения по теме ОСАГО, при этом уровень жалоб на одну тысячу договоров в 1,4 раза выше среднего уровня по России. Это же касается и частоты страховых событий — она на 30 процентов превышает средний по стране показатель.
С.В. Захаров (представитель прокуратуры Новосибирской области), Д.В. Ходаков (представитель ГУМВД по Новосибирской области), Т.А. Рыжикова (представитель Новосибирского областного суда), присутствующие на заседании, признали, что борьба со страховым мошенничеством — дело государственное, и плотное взаимодействие со службами безопасности страховых компаний, возобновление деятельности рабочей группы по вопросам страховых мошенничеств поможет придать этой проблеме положительную динамику оздоровления.
Сергей ГОНТАРЕНКО