КЭФ: не только о Сибири

Нельзя сказать, что повестка Красноярского экономического форума, состоявшегося в начале марта, потеряла свою актуальность, поскольку поиски путей развития Сибири актуальны всегда. Но в связи с начавшейся ранее спецоперацией на Украине и введенными в отношении целых секторов российской экономики санкциями повестка, конечно же, претерпела изменения и заставила некоторых спикеров форума делать пусть не конкретные, точечные, но глобальные выводы на ближайшее наше будущее

Сибирь: экономика будущего

Тема форума объединила работу дискуссионных площадок в офлайн- и онлайн-формате, здесь участвовали лидеры российского бизнеса, эксперты международного уровня, представители органов власти, общественности, деловых и научных кругов, а также молодые специалисты из регионов России.
Всего в рамках молодежной, деловой, образовательной программы форума прошло более 100 мероприятий — круглые столы, экспертные интервью и дискуссии, стратегические сессии, открытые лекции и диалоги, подписание соглашений. Была организована студия в Москве и Пекине, а количество просмотров онлайн-трансляций превысили 1,5 миллиона — это абсолютный рекорд для форума (в прошлом году участниками стали 18 тысяч человек).
Участниками КЭФ-2022 стали представители 23 стран: гости из Казахстана, Узбекистана, Монголии, Словакии, Франции, Киргизии, Китая, Беларуси и Республики Корея смогли приехать в Красноярск лично. Онлайн к выступлениям подключились эксперты из Испании, Греции, Австрии, Швеции, Литвы, Албании, Ливана, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Ирака, Индии, Шри-Ланки, Японии и Азербайджана. А смотрели в сети трансляции форума представители 56 стран.
Первые лица российской экономики также обсудили мировые проблемы на КЭФ-2022. Среди них — Олег Дерипаска, основатель Фонда «Вольное дело»; Шолбан Кара-оол, заместитель председателя Государственной Думы; Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктуры; Степан Солженицын, генеральный директор АО «СУЭК», Михаил Шамолин, президент, председатель правления группы компаний «Сегежа».
Подключились онлайн Виктория Абрамченко, заместитель председателя Правительства РФ; Андрей Клепач, главный экономист ВЭБ.РФ, а также Александр Панкин, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.

Каким будет сибирский регион через 30 лет?

Экспертная дискуссия о будущем сибирских регионов в условиях существующих ограничений КЭФ остается дискуссионной площадкой высокого уровня. Абсолютное большинство экспертов поддерживают мнение, что Сибирь и ее потенциал усилят сотрудничество России с азиатскими странами. По итогам круглых столов и дискуссионных площадок подготовлена резолюция и направлена в федеральные органы власти для учета при подготовке стратегических документов развития Сибири и Российской Федерации.
Теперь о крупных инвестиционных проектах. Красноярский экономический форум традиционно стал местом, где компании презентовали работу по реализации крупных инвестиционных проектов и анонсировали новые. Представители бизнеса показали текущие результаты, поделись собственным опытом и увидели, как реализуются проекты «коллег по цеху». Так, на роуд-шоу Енисейской Сибири презентовали шесть проектов, которые находятся в активной фазе реализации. Так, компания «Норникель» презентовала «Южный кластер» — один из самых крупных комплексных инвестиционных проектов. Он предполагает расширение мощности шахты «Заполярная», а также включает модернизацию

Норильской обогатительной фабрики. Результатом станет увеличение добычи руды до 9 миллионов в год и ежегодное производство более 20 тонн металлов платиновой группы.
«Северная звезда» представила проект по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре. Компания уже завершила первый этап строительства автодороги на 60 км, которая в дальнейшем свяжет основные объекты промышленного кластера: угольный разрез, обогатительную фабрику и морской порт «Енисей».
Строительство биотехнологического комплекса в Богучанском районе с объемом инвестиций более 150 млрд рублей также было заявлено как значимый проект для Красноярского края. В рамках его реализации создается комплекс, который охватывает весь цикл переработки древесины — от заготовок сырья до выпуска продукции высокого передела.
Проект по созданию транспортной инфраструктуры Бейского угольного месторождения, реализующийся на территории Республики Хакасия, был также представлен в ходе роуд-шоу. Участникам и гостям КЭФ-2022 презентованы также проекты, направленные на благоустройство и развитие краевой столицы. Так, на левобережье планируется реализовать масштабный проект «Красноярск-Сити» строительной компании «Сибиряк».

Инвестиции в будущее

На форуме также состоялось ESG роуд-шоу — крупные промышленные гиганты рассказали о своих бизнес-проектах в сфере экологии, современных тенденций менеджмента на принципах экологической, социальной и корпоративной ответственности. Например, на базе Сибирского федерального университета создан научно-образовательный центр «Енисейская Сибирь». Директор его проектного офиса Сергей Верховец рассказал, что ESG-принципы актуальны и для научных, и для образовательных организаций, и в последнее время молодежь находится в эпицентре ESG-повестки.
В работе форума активное участие приняли ученые-экономисты. Пятеро молодых ученых стали лауреатами первой премии Красноярского экономического форума. Также впервые в рамках мероприятия прошел КЭФ-ФЕСТ, включивший в себя просветительскую, спортивную, культурную и гастрономическую программы.
Форум стал местом подписания соглашений о реализации новых инвестиционных проектов. В этом году на полях форума было подписано более 30 соглашений. Они заключены между правительствами регионов, корпорацией развития Енисейской Сибири и инвесторами, которые заинтересованы вкладывать средства на территории регионов Енисейской Сибири.
Общая сумма заявленных инвестиций в рамках подписанных соглашений составила более 80 млрд рублей — это на треть больше показателя прошлого года. Самые крупные из них: с управляющей строительной компанией «Сибиряк» (на 47 млрд рублей, проект касается застройки микрорайона Новоостровский в Красноярске), а также с компанией «Мега-строй М» (на 30 млрд рублей, речь идет о строительстве современного логистического парка в Емельяновском районе).
Губернатор края Александр Усс, генеральный директор компании «Барнео» Александр Красноперов и председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко подписали соглашение о взаимодействии в сфере развития туризма в Красноярском крае. Один из ключевых пунктов соглашения — полеты на Северный полюс из аэропорта Хатанги.
Председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин и начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин в рамках КЭФ подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2022—2024 годы.
Подписаны соглашения о сотрудничестве между правительством региона и предприятиями, реализующими инвестиционные проекты в рамках КИП «Енисейская Сибирь». Стороны договорились обеспечить работой 4000 человек с помощью трех крупных компаний, занимающихся золотодобычей, глубокой переработкой древесины и освоением угольных месторождений — АО «Краслесинвест», ООО «Северная звезда» и ООО ГРК «Амикан».
Сибирский федеральный университет и Тюменский государственный университет подписали меморандум о развитии сотрудничества в области климатических проектов. Меморандум обозначил готовность вузов-партнеров создать совместные рабочие группы по реализации проектов в рамках эколого-климатической повестки.

НЭП и «геополитическая неопределённость»

А теперь о конкретике. В своём приветственном слове, прозвучавшем в ходе пленарной сессии, губернатор Красноярского края Александр Усс поблагодарил собравшихся «за то, что мы вместе». Это, видимо, именно то, что способно сгладить серьёзные вызовы, с которыми, в силу сложившихся обстоятельств, столкнулась наша страна и, конечно же, Сибирь, поскольку, как отметил полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, «президент неоднократно подчёркивал, что в 21 веке вектор развития нашей страны — это развитие на восток», а улучшение жизни сибиряков является одним из стратегических приоритетов. При этом, добавил он, в условиях «геополитической неопределенности» «международная повестка требует от всех мобилизации усилий, готовности оперативно отвечать на вызовы времени». «Если раньше Россию называли востоком Европы, — сказал Серышев, — то теперь мы всё более становимся севером Азии, поэтому роль Сибири в экономике страны в ближайшие годы будет существенно возрастать».
«Нам не привыкать противостоять вызовам, — отметила в своём оффлайн-выступлении заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко. — Мы умеем из вызовов формировать возможности». К формированию возможностей относятся, я полагаю, первые меры правительства, направленные на поддержку наиболее чувствительных отраслей экономики, отечественного бизнеса. Прежде всего, это, по словам Абрамченко, снижение административных барьеров — правительство занимается их сокращением и ликвидацией избыточных требований. Она подчеркнула, что в данных обстоятельствах правительство не намерено снижать инвестиционную активность и прерывать запланированные ранее проекты. Всё остаётся в силе, — «как ни хотели бы наши западные партнёры, мы формируем новую экономическую политику», подчеркнула выступающая, отметив, что ценность Сибири, прежде всего, в ресурсном потенциале. «В правительстве ведётся масштабная работа по подготовке новой стратегии развития Сибири», — сообщила Абрамченко. — Ключевая задача — сохранение населения и привлечение специалистов. Какие решения мы предлагаем? Мы создадим восемь индустриальных кластеров. Это лес, переработка алюминия, цветные и редкоземельные металлы, нефть и газ, драгоценные металлы, туризм, сельское хозяйство и уголь. Планируется создать более 450 тысяч новых рабочих мест, привлечь триллионы рублей инвестиций. Центры и территории данных макрорегионов уже определены».

Ресурсы и кластеры — на первом месте

По меткому замечанию одного из спикеров, «в течение 20 и начала 21 века Сибирь развивалась по принципу «человек следует за производством», отсюда и социальные, экологические проблемы, которые постепенно накопились. Да и кластеры, о которых упомянула Абрамченко, не могут сами по себе создать достойные условия для жизни. Необходимо комплексное развитие — на уровне макрорегиона. Каким образом в сложившихся обстоятельствах развивать экспортные направления, какая инфраструктура необходима для этого, каковы возможности импортозамещения, развития наукоёмких инновационных направлений? Как синхронизировать опережающие проекты развития Сибири и национальные цели развития?
«Именно в такой период нужно говорить о развитии России,» — считает экс-глава Республики Тыва Шолбан Кара-Оол. «Россию победить нельзя, — отметил он. — Её можно только разрушить изнутри, поэтому «нам не нужно разводить нюни, что всё разваливается, становится хуже, паника является самым главным врагом нашей сегодняшней обстановки, и не случайно Государственная Дума РФ приняла законопроект, обязывающий… писать правду в социальных сетях. Кроме армии и Военно-Морского флота, других союзников у нас нет». Кара-Олл упомянул и комиссию по развитию Сибири под руководством Сергея Шойгу, которая продвигает идею создания индустриальных городов-кластеров. Только со стороны государства надо «дать старт», сформировать федеральную целевую программу, «мы сами развернёмся». «Только благополучием мы сможем привлечь молодёжь в Сибирь», — подчеркнул спикер.

Теперь — о возможностях «принять» эти кластеры. По разным оценкам, объём дополнительной продукции, который может быть создан в результате «сибирской кластерной революции» к 2030 году, может равняться пятидесяти миллионам тонн дополнительно. Готовы ли мы доставить этот объём по назначению — речь, конечно же, о логистической инфраструктуре. «Да, мы плохо понимаем даже то, что будет через две недели, — отметил в своём выступлении Владимир Косой, президент Центра экономики инфраструктур. — На сегодня абсолютно понятно, что предстоит своего рода пространственное смещение в плане транспортной инфраструктуры, и для сибиряков это хорошая новость, поскольку пространственное развитие страны будет смещаться в сторону востока. Это связано и с логистикой — если до сих пор основными логистическими центрами Российской Федерации были Санкт-Петербург, Москва, южные регионы страны, то сейчас в значительной степени мы будем смещаться на восток. Проекты Минтранса в этом плане понемногу двигаются, что касается формирования транспортно-логистических центров. Что касается Транссиба, я не думаю, что стоит ждать радикальных изменений, что касается навалочных грузов (уголь, руда, лес), я ожидаю интенсификации работы. Нам придётся, так или иначе, смещаться на внутреннюю повестку дня, поэтому те проекты, которые запускаются сейчас, важны в плане развития городской транспортной инфраструктуры. Можно привести положительные примеры Норильска, Барнаула, красноярского метрополитена — эти проекты окажутся теми направлениями, на которых придется сосредотачиваться. В этом есть определенные положительные события, поскольку сейчас мы будем вынуждены в это вкладываться».
Логистика логистикой, но что будет происходить с экономикой в региональном разрезе? Отвечая на этот вопрос, Косой отметил, что события 20-х годов, связанные с пандемией, показали, что наиболее уязвимы при разрывах цепочек на финансовом рынке — центральные регионы, это касается, конечно же, Москвы и Санкт-Петербурга. Если же говорить о сибирских промышленных городах, то обстановка, в понимании Косого, будет значительно лучше, и те же транспортные городские проекты, скорее всего, можно будет развивать поступательно»

Государство — бизнес: обратная связь

Взаимоотношения бизнеса и государства. На эту палитру можно смотреть позитивно, но необходимы усилия, ресурсы. Эта программа, если она перспективна, требует длительного времени. Часто, даже если государственная поддержка выделяется, бизнес жалуется, что она недостаточно долгосрочна, а поэтому трудно работать вдолгую. Как строить развитие Сибири в обстоятельствах малопрогнозируемых? С точки зрения государственной поддержки бизнеса, в частности. Михаил Шамолин, президент и председатель правления ГК «Сегежа», компании, занимающей 1 место в мире по объему расчетной лесосеки, считает, что оперативного решения требует вопрос логистики, одна из тем — восстановление движения вниз по Енисею, логистические пути здесь разрушены, вторая — финансирование, строительство такого комплекса — это 200-250 миллиардов рублей инвестиций, в нынешних условиях, возможно, больше, так что помощь государства, естественно, необходима, в том числе, в плане процентных ставок, субсидирования и далее по списку. Возникает и вопрос оборудования, поскольку, по словам Шамолина, последние 30-40 лет развития лесной отрасли шло за счет импорта, преимущественно — европейского производства — текущая ситуация ставит заслон в этом направлении. Китай — это альтернатива, но понятно, что встаёт вопрос импортозамещения, это вечный разговор с долгоиграющей перспективой. По словам выступающего, странно, что страна, производящая такой объём лесопереработки, не имеет собственного оборудования. На мировом рынке сегодня — всего два-три «игрока», и Россия могла бы занять достойное место при четко сформулированной на уровне государства задаче, подкрепленной системным финансированием.

Железный занавес и столица в Новосибирске

Конечно, жемчужиной форума стало выступление Олега Дерипаски, основателя «Норникеля», — его визит на красноярский экономический форум был под вопросом, но всё же состоялся, и это хорошо. «Занавес опущен, и это факт», — начал своё выступление Дерипаска. Говоря о развитии Сибири, выступающий отметил колоссальную работу по интеграции проектов развития. «Была разработана очень качественная дорожная карта — как она будет реализована, покажет время, — подчеркнул Дерипаска. — Поменяются условия, это несомненно, и раз говорят, что надежды на западный бизнес нет, своё слово должен сказать бизнес российский. Нужно закончить всю эту тему гос-капитализма, скоро мы поймём, что станет с госбанками. Безусловно, что для макрорегиона «Сибирь» будет очень важна инфраструктурная самостоятельность, собственные, независимые от Москвы, финансовые учреждения, которые нужно докапитализировать. Ключевая ставка в 20 процентов — это запредельно, можете себе представить ипотеку в Братске за 22 процента? А это — остановка стройки. Приоритет — посмотреть на госпрограмму в новом виде, посмотреть, сколько партнеров у нас осталось, вы будете сильно удивлены, увидев этот список. Безусловно, нужно остановить падение экономики. Инфраструктура, газификация, снижение углеродного следа, важность переработки — всё это правильно и важно, но… нужно будет заново открывать железный занавес. Очень важно честно обсудить, где мы живём, как живём, на каких условиях, кто чем командует и какие риски кто несёт. Безусловно, будет важно поддержать население, я очень большой противник жесточайшего финансового прессинга людей, наоборот, его нужно ослабить, дать возможность оглядеться и занять позицию. Я и до этого был уверен, что интересы России лежат в Азии — рядом с нами экономика в 18 триллионов долларов в этом году — только в Китае. Если вы прибросите остальные цифры, это гораздо больше Европы. Эта наша упёртость на Запад… Ну не хотят они нас, — надо забыть. И построить еще одну страну на других условиях. К сожалению, дальше Братска мы двинуться не можем — инфраструктура… Нужно создать инфраструктуру, которая будет производить всё — от стройматериалов до всего остального. Восточная Сибирь — это начало освоения того же Дальнего Востока и реальный выход на азиатский рынок не с сырьём, а с переработкой. И нужно поменять систему управления — я всегда говорил: зачем нам столица в Москве, если все интересы — в Азии. Другое время подлёта ракет и всё остальное — мы же вообще будем по-другому смотреться, если столица, например, будет находиться в Новосибирске. Не готовы — давайте передадим сюда часть управления. Будут создаваться новые банки, новые финансовые институты. Урок получен, и для себя я сделал много выводов, но сначала должен быть установлен мир. Какова будет программа выхода из кризиса, станет, я думаю, понятно через месяцев шесть. А кризис — минимум года на три, жесточайший, умножайте кризис 1998 года на три. Я знаю, что выход из этого кризиса, с учётом накопленного опыта, понимания, будет найден».
Отмечу, что в этом году Красноярский экономический форум принял 44 тысячи участников, было подписано 37 соглашений на общую сумму инвестиций 82 млрд рублей. В силу сложившихся обстоятельств, он был посвящен стабилизации экономической ситуации в России после наложенных на страну санкций.

Сергей ГОНТАРЕНКО