Конструирование наоборот

Ю. Воронов

Бывает в жизни так, что занимаешься каким-то делом, и только спустя много лет тебе говорят, как это дело называется

В советское время в Новосибирске на улице Ватутина работал Демонстрационный зал товаров народного потребления. Публику в него не пускали: он был предназначен для того, чтобы с потребительскими товарами иностранного производства знакомились специалисты новосибирских предприятий. Образцы из командировок дипломаты и специалисты привозили со всего мира. Подобные демонстрационные залы были не только в Новосибирске.
В то время я работал в НИИ комплектного электропривода — лучшем конструкторском коллективе Советского Союза. Готов и сейчас спорить с кем угодно, что он был лучшим в стране.
Наш институт входил в объединение «Электроагрегат», и на мою лабораторию в нём была возложена обязанность внедрять производство товаров народного потребления на предприятиях родного главка «Электротрансмаш», части Министерства электротехнической промышленности СССР.
Предполагалось, что для начала производства новых потребительских товаров отечественные промышленные предприятия будут использовать экспонаты демонстрационных залов для понимания, на что следует ориентироваться.
Одним из потребительских товаров, который я забрал в Демонстрационном зале на ул. Ватутина, был французский кофейник, который многие из тогдашних (а может, и из ныне живущих) новосибирцев знают как кофеварку завода «Электроагрегат». Кофейник превратился в кофеварку из-за не очень высокой квалификации переводчика с французского языка.
Кофейник я забрал под залог собственного паспорта. Поэтому, когда на следующий день после доставки на завод я увидел его разобранным на детали, мне стало неуютно. Но радость на лицах заводских конструкторов была такой, что эмоции пришлось подавить. Потом как-то это разрешилось, но не раньше, чем был изготовлен первый образец. Такие были времена. Весь риск — за твой счёт.
Существенно спокойнее прошло внедрение кофемолки на московском «Заводе имени героев 1905 года» (образец был взят там же, на улице Ватутина) и ещё десятка товаров на других заводах Министерства электротехнической промышленности СССР. Хорошая это была работа, увлекательная и творческая. Заканчивалась она каждый раз на изготовлении двух-трех опытных образцов и заключением заводом трехлетнего договора с Росхозторгом о поставках данного товара в торговую сеть.
Вполне допускаю, что в других коллективах шла разборка на части совсем иных изделий, более сложных, чем кофеварка. Такие изделия вряд ли выставляли в демонстрационных залах. Но у меня не хватает воображения представить, как это танк зарубежного производства разбирают в цехе на части, и к нему подходят люди со штангенциркулями в руках.

Обратное конструирование: возможности и актуальность

И вот сейчас, спустя почти полвека, я узнал, что это моё занятие по-настоящему называлось организацией обратного конструирования. Актуальность подобной работы выросла неимоверно в течение последних недель. Санкции в отношении России привели к тому, что стало вполне вероятным отсутствие запасных частей к импортному оборудованию. Частично эту задачу можно решать с помощью обратного конструирования. Нельзя, видимо, решить таким образом проблему замены электронных комплектующих или частей оборудования, изготовленных из недоступных нам материалов. Но смягчить проблему вполне возможно.
За прошедшие десятилетия существенно продвинулись вперед технологии проектно-конструкторской деятельности.
Когда в прошлом заводские инженеры разобрали на части принесённую мной кофеварку, каждую деталь её приходилось измерять штангенциркулем и объявлять человеку, стоящему у кульмана, какое число он должен вписать в чертёж. Сейчас вполне возможно похожую деталь попросту положить в камеру, где с каждой стенки на неё направлен лазер-дальномер, с тем чтобы вся геометрия детали была описана за несколько секунд и на основании этих измерений появился автоматически сделанный чертёж. И так же автоматически — сгенерирована программа для изготовления аналога детали на станке с ЧПУ или на 3D-принтере.
Несомненно, остаются проблемы анализа материала, из которого деталь сделана, установления соответствия иностранных и отечественных норм к такому материалу и так далее.
Если вернуться к кофеварке давних времён, то среди непосредственных причин выбора её было наличие в основной технологии завода прозрачной пластмассы японского производства. Именно она и оказалась слабым звеном. Сделанный из неё выступ на крышке кофеварки зачастую не выдерживал температуры, растрескивался и отваливался. Ещё одну функцию изделия так и не удалось реализовать. Французский прототип отключался, когда вода в кофеварке вскипала. Новосибирскую кофеварку нужно было отключать самому. Она отключалась, только когда вода выкипала и температура повышалась выше ста градусов. Недостаток удалось неожиданно превратить в маркетинговый ход. Одна семья как-то включила кофеварку и уехала в отпуск. И новосибирское изделие исправно включалось и выключалось целый месяц. Французская предшественница, как сказали мне знающие её люди, такого бы не выдержала.

Вопросы организации и масштабирования

Возможно ли в настоящее время создание службы обратного конструирования на предприятии, которое испытывает проблемы с запасными частями для эксплуатируемого оборудования? При всей новизне данной задачи, на мой взгляд, обратное конструирование — самостоятельный вид производственной деятельности. В этом важном деле должны создаваться самостоятельные фирмы, для которых обратное конструирование представляет собой основной вид деятельности.
Сеть центров автоматического обратного конструирования (ЦАОК) должна охватить всю экономику страны, с тем чтобы сделать её более устойчивой от внешних воздействий. Для этого, видимо, необходима специальная государственная программа. Следует выработать типовой формат ЦАОК, стандартную комплектацию оборудования, по мере возможности отечественного. Если даже придётся находить оборудование зарубежного производства, то лучше комплектовать систему обратного конструирования, чем в условиях её отсутствия разыскивать возможности получения запасных частей сотен тысяч наименований.
В состав типового ЦАОК должна входить измерительная система, система автоматического проектирования (САПР), процессор автоматического составления программ для станков с ЧПУ и трехмерных принтеров, комплект постпроцессоров, преобразующий такие программы в программы для конкретных видов оборудования, существующего на дружественных предприятиях-партнёрах. Возможно, что в составе ЦАОК должен быть и производственный участок для индивидуального производства изделий-аналогов.
Но даже если такой участок внутри ЦАОК и будет создан, основным результатом работы ЦАОК будет изготовление программных пакетов, пригодных для использования предприятиями-заказчиками или дружественными предприятиями, располагающими соответствующим оборудованием. Из этого следует, что вокруг каждого ЦАОК должна быть создана группа предприятий-посредников, занятых производством изделий-аналогов по заказам.

Быть на шаг впереди проблемы

Когда появляется сложная экономическая проблема, ни один путь её решения не запрещён. Повысилась безработица — нужно не только создавать рабочие места, но и резко улучшать систему информирования о вакансиях. Когда из-за отсутствия запчастей останавливаются (или могут остановиться) станки и цеха, нужно не только искать новые пути их приобретения, но и самим научиться делать им замену. Цель понятна: нельзя допускать свёртывания производства из-за внешних обстоятельств.
В моём предложении не так уж много новизны. Каждое предприятие, встретившееся с проблемой дефицита запчастей и комплектующих, как-то решает возникшую проблему. Основная мысль состоит в том, что решение это не нужно пускать на самотёк, а целесообразно рассматривать его как задачу государственную, а не разрозненно, как множество частных трудностей. Со временем каждый из центров сформирует свою специализацию: по классам изделий и деталей, по видам САПР и по используемым алгоритмическим языкам. Некоторые ЦАОК будут специализироваться на запчастях для сельскохозяйственной техники, другие — для металлообрабатывающих станков. Не исключено и возрождение того, чем приходилось заниматься мне в давние годы — изготовление клонов иностранных товаров широкого потребления.
В связи с санкциями с высокой вероятностью будет сокращаться разнообразие потребительских товаров на прилавках российских магазинов.
Требуется незамедлительно организовать проведение мониторинга исчезающих товарных позиций с последующей выработкой централизованных заказов в систему ЦАОК.
Новосибирск как никакой из российских городов имеет большие возможности для создания первого в стране ЦАОК, который будет служить образцом для подражания и для обмена опытом. Несмотря на тяжёлые времена, здесь сохранились производства с современными технологиями и оборудованием. Продолжается подготовка высококвалифицированных инженеров разных специальностей.
Идея создания сети ЦАОК пересекается с предложениями не признавать патентного законодательства недружественных стран, тех, что ввели против нас санкции. Но непризнание в большей степени — политическая декларация, тогда как работающие по всей стране ЦАОК — практическая мера, решающая проблему по существу, без излишнего афиширования такой постоянной работы.
Впрочем, каждый ЦАОК на всякий случай должен иметь работающего или приглашенного патентоведа, который установит, нарушаются ли в данном конкретном случае чьи-то патентные права, а также поможет выработать способ, каким эти права возможно обойти.

Юрий Воронов

Сергей Карпекин, Президент Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий:

«Я думаю, нужно разделять потребительское и промышленное импортозамещение. С одной стороны, мы видим уход с рынка импортных товаров, которые мы привыкли видеть на полках магазинов. В этой нише отечественный бизнес может найти себя, использовать свой потенциал. С этой ситуацией мы уже сталкивались и с ней справились.
Промышленное импортозамещение — несколько иное. Чтобы произвести конечный продукт, здесь требуется высокотехнологичное дорогое оборудование, комплектующие — с этим у нас есть определённые сложности. К тому же, недостаточно произвести — нужно это продать, окупить немалые вложения, выйти на определённый уровень прибыльности — это связано с рыночной парадигмой, в которой мы существуем. Поэтому предприятия «B2B»-сегмента, работающие в интересах промышленности, нуждаются в серьёзной системной поддержке государства.
Идея обратного конструирования имеет право на существование. Более того: такой опыт имеется, в том числе и успешный. В нормально функционирующей рыночной экономике бизнес способен на это. В ситуации, которая сложилась у нас сейчас, можно создавать новые или поддерживать уже существующие структуры, готовые реализовать подобные идеи, причём, и в России, и в Новосибирске такие команды инженеров есть.
Чтобы интенсифицировать этот процесс, целесообразно определить самые необходимые сегодня направления специализации и создать несколько экспериментальных центров автоматического обратного конструирования, о которых говорит Юрий Петрович Воронов. Да, на первоначальном этапе потребуется финансирование, поддержка в оснащении их сложным современным оборудованием. В дальнейшем, возможно, такие структуры смогут самоорганизоваться, выйти на уровень самоокупаемости, но на старте, думаю, помочь стоило бы, это принесло бы пользу».