Профессиональное кредо Новосибирской области

А. Головнин

Заместитель министра — начальник управления профессионального образования и подготовки трудовых ресурсов министерства образования Новосибирской области
Андрей Головнин начал свою педагогическую деятельность в 1984 году преподавателем истории в училище №1.
Прошёл трудовой путь от выпускника СПТУ №6 до замминистра — начальника управления профобразования региона, поработав преподавателем, завучем, директором школы, начальником отдела образования Советского района Новосибирска.
4 декабря Андрей Николаевич отметил 65-летний юбилей, и сегодня он полон новых планов по решению самых насущных задач, стоящих перед системой профобразования Новосибирской области

— Расскажите, как изменилась организация профобразования в Новосибирской области за время вашей работы?
— В 2007 году ресурсы и возможности бюджета Новосибирской области, не позволяли, к сожалению, вкладывать необходимые силы и средства в развитие профессионального образования. Тем не менее текущая деятельность финансировалась стабильно.
Время требовало новой модели функционирования и развития системы профобразования региона, адаптированной к рынку труда.
В Советском Союзе система управления профобразованием и сеть учреждений была выстроена совершенно иначе, чем сейчас. Регион к концу 80-х годов стал одним из крупнейших промышленных центров страны, многотысячные коллективы предприятий обеспечивали выпуск изделий станкостроения, машиностроения, приборостроения, оборонной продукции.
Практически каждое крупное предприятие имело своё подшефное образовательное учреждение.
Но пришли 90-ые годы и вместе с ними принципиально иные социально-экономические, правовые отношения в стране и, как следствие, произошла структурная перестройка экономики региона.
Учреждениям профтеха в этой ситуации оставалось жить… самим по себе. Одна часть из них находилась в ведении региона, другая — в ведении федеральных отраслевых министерств, связи с бывшими «шефами» ослабли — некоторые предприятия просто прекратили деятельность из-за отсутствия госзаказа, иные не выдержали конкуренции.
Начиная с 2010 года на регион стали передаваться техникумы, которые до этого находились в ведении федеральных министерств.
Новосибирская область приняла под свою опеку пятнадцать образовательных учреждений с федерального уровня: строительно-монтажный техникум, авиационно-технический, химико-технологический колледжи и многие другие. У руководителей и коллективов этих учреждений были опасения, что ухудшится уровень финансового обеспечения, но прошло совсем немного времени и стало очевидно, что возникающие вопросы в регионе рассматриваются и решаются оперативно, а уровень финансового обеспечения даже чуть выше.
В целом, с 2010 финансовая ситуация для развития системы профессионального образования стала улучшаться и автоматически возник вопрос: как эффективно использовать финансовый ресурс, в какие направления развития в первую очередь необходимо вкладываться?
Одним из решений по развитию системы СПО Новосибирской области стало решение передачи управления системой профессионального образования в сферу управления трудом. Сделано это было для того, чтобы наладить эффективное оперативное взаимодействие между образовательными организациями и предприятиями промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг.
— Чего в итоге удалось добиться в результате такой реформы?
Учитывая сложившуюся ситуацию в системе профессионального образования в регионе, профильное министерство провело кардинальную реструктуризацию всей системы профобразования — концентрацию материально-технических, педагогических ресурсов на базе отдельных учреждений по отраслевой принадлежности.
Мы отказались от практики, когда учреждения среднего профессионального образования принимались готовить работников по самым разнообразным профессиям: от секретарей-машинисток до сварщиков, продавцов и станочников. Специализацию в подготовке рабочих кадров училища и техникумы позволить себе не могли — надо было привлекать внебюджетные средства, но это мешало развитию и от этого страдало качество подготовки будущих работников.
К тому же, с точки зрения потребителей образовательных услуг — абитуриентов и предприятий, такая ситуация также была неприемлемой. Ведь и выпускник школы, и руководитель компании должен точно знать, где лучшая материально-техническая база и лучшие преподаватели по той или иной профессии и специальности.
Мы выбрали модель специализации образовательных организаций, стали создавать центры подготовки высококвалифицированных кадров по самым востребованным и перспективным профессиям и специальностям для предприятий нашего региона, определяя объемы подготовки (КЦП) сообразно количеству занятых работников в той или иной отрасли.
Например, центрами подготовки станочников для предприятий области стали четыре колледжа, в которых установлено самое современное токарно-фрезерное оборудование, подобран отличный педагогический коллектив.
В ИТ-сфере — четыре колледжа, в строительной отрасли — 2 колледжа, пищевой — три учреждения, в сфере АПК — 8 колледжей и лицеев и т. д. Мы были не одиноки — по этому пути пошли и несколько других регионов страны.
Что такое решение себя оправдало, свидетельствует сегодняшняя позиция Министерства просвещения России, предложившего регионам войти в проект «Профессионалитет», стимулирующий специализацию учреждений профессионального образования.
Ещё одно решение при реструктуризации сети касалось сельских училищ. В период СССР училища создавали практически в каждом сельском районе, зачастую в приспособленных помещениях.
Мы же предложили сосредоточить подготовку студентов по сельским профессиям и специальностям на базе отдельных учреждений сразу для куста близлежащих районов. Для некоторых муниципалитетов такое решение было болезненным. Но это было необходимо сделать — нормальная нагрузка на сельское учебное профессиональное учреждение — 500-600 человек. В нашем регионе практически ни один район обеспечить училище, техникум таким количеством учащихся не может. Были примеры, когда в отдалённом селе стоит здание училища, 25 сотрудников которого обучают 35 учащихся. Стоимость одного студента в подобном учебном заведении обходилась региональному бюджету дороже, чем стоимость обучения в Московском государственном университете.
Особое внимание в системе уделено работе с детьми, имеющими либо физические, либо ментальные отклонения. Мы выделили отдельную группу учреждений (специализированную) в центры профессионального обучения для детей с особыми возможностями здоровья, которые нуждаются в специальных коррекционных программах. Методическим, организационным центром для областной системы инклюзивного профессионального образования стал «Новосибирский профессионально-педагогический колледж».
За последнее десятилетие система прошла через несколько значимых периодов изменений — мы встроились в движение «Молодые профессионалы», показали неплохие результаты на федеральном уровне, при активной поддержке Правительства и Губернатора Травникова А. А. серьезно обновили учебно-материальную базу наших организаций. Научились организовывать и проводить новую форму оценки качества подготовки студентов — демонстрационный экзамен.
— В итоге, что из себя представляет сегодня система профессионального образования Новосибирской области? Какое место занимает регион в этой сфере деятельности по сравнению с другими субъектами страны?
Система СПО Новосибирской области входит в топ-10 регионов Российской Федерации по качественным показателям работы учреждений профобразования. У нас достаточно высокий уровень трудоустройства — 78 процентов юношей и девушек после окончания колледжей выходят на первое рабочее место. Иногда спрашивают, а где остальные выпускники, куда идут после обучения остальные 22 процента? Во-первых, многие ребята после получения уходят служить в вооружённые силы. Значительная часть выпускников поступают в вузы. Молодые люди начинают создавать семьи, девушки ожидают появления ребенка, часть ребят уезжают в другие регионы.
Качество профессионального образования в регионе подтверждается и победами наших студентов на всевозможных олимпиадах, конкурсах профмастерства. На сегодняшний день регион занимает пятое место в Российской Федерации по количеству медалистов и призеров после Москвы, Московской области, Татарстана и Санкт-Петербурга по результатам Национального Чемпионата профессионального мастерства 2022 года.
— Хватает ли сегодня выпускников профучилищ для новосибирских предприятий и организаций?
— Увы, их не хватает. Во-первых, потребность предприятий и организаций значительно выше (в разы), чем объем выпуска системы СПО, и во-вторых, значительная часть выпускников школ выбирает вуз для поступления, к сожалению, не для того, чтобы пойти трудиться по избранной специальности, а ради документа об образовании, как результат — неиспользованный потенциал выпуска.
Тем не менее, мы ежегодно увеличиваем объёмы цифр приема для подготовки рабочих и специалистов. Так, в приемной кампании 2023 года прием на бюджетные места планируем увеличить (относительно 2022 года) примерно на 800 человек — для сферы ИТ-технологий, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства.
— Какие профессии и специальности сегодня наиболее востребованы у молодых сибиряков?
— Это можно понять по количеству заявлений от абитуриентов в ходе последней приёмной кампании. Вот на какие профессии и специальности сибирские выпускники школ стремились поступить в 2022 году больше всего: дизайн, коммерция, информационные системы и программирование, операционная деятельность в логистике, переработка нефти и газа, графический дизайн, товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, гостиничное дело, туризм, производство и обслуживание авиационной техники.
— Есть непопулярные профессии, обучать которым перестали?
— Действительно, около девяноста образовательных программ для выпускников школ прекращены за последние 7 лет. Например, зачем сегодняшних школьников учить основам компьютерной грамотности по профессии «оператор ЭВМ»? Подобным вещам целесообразно обучать взрослое население, давая возможность тем же пенсионерам трудоустроиться. Мы видим, что запрос работодателей на специалистов кардинально меняется с развитием технологий.
— А какие специальности появились?
— Из новых — например, аддитивные технологии (технологии послойного наращивания и синтеза объектов), управление беспилотными летательными аппаратами и другие. Кардинально увеличивается список учебных программ по IT-технологиям. К ним относятся сегодня двенадцать новых специальностей: начиная от программирования и заканчивая веб-дизайном и мультимедиа. Причём IT-специалистов требуется всё больше и больше, и по поручению губернатора мы со следующего года увеличиваем приём абитуриентов по таким специальностям на двести бюджетных мест.
— Какие изменения в профессиональном образовании региона сейчас происходят в связи с изменившейся экономической ситуацией в стране? Ведь многие предприятия получили большие госзаказы и им необходимо срочно набирать специалистов.
— Уже внедрили в обиход систему обучения, при которой производственная практика выносятся на предприятие. Это касается студентов старших курсов, которые достигли определенной квалификации и способны войти в реальный производственный процесс и принять участие в реализации производственного плана предприятия.
Наши колледжи начали внедрять индивидуальные образовательные траектории — форма обучения, при которой студенты значительное время работают на предприятии, а в установленные дни теоретическую базу в виде лекций, семинаров, консультаций получают дистанционно или приходят в образовательное учреждение в установленные дни.
Еще одно направление, которое мы намерены реализовать с предприятиями — подготовка студента на будущее рабочее место по трехстороннему договору целевого обучения, когда студент за счет бюджетного финансирования, но при определенном содействии предприятия с любого курса готовится на будущее рабочее место. От предприятия требуется не так уж и много — определенная социальная поддержка студента (стипендия, оплата питания или проезда) и гарантия трудоустройства. Пока идет с трудом, но, думаю, нарастающая конкуренция за трудовые ресурсы заставит кадровиков и руководителей предприятий активней использовать эту форму подготовки специалистов «под себя».

Павел Разуваев