«Юнисервис Капитал»: как новосибирская компания помогает привлекать инвестиции

А. Антипин

В 2022 году в Новосибирске появился новый брокер — «Инвестиционная компания Юнисервис Капитал» получила лицензии на осуществление брокерской, депозитарной деятельности и на предоставление услуг инвестиционного советника. Это первая независимая инвестиционная компания, созданная за Уралом за последние
10 лет. О работе компании рассказывает ее основатель Алексей Владимирович Антипин

— Алексей Владимирович, расскажите, чем занимается ваша компания? Банки кредитуют бизнес и граждан, тут всё понятно, а какое направление деятельности у вас?
— Если проводить аналогию с банковским бизнесом, то для компаний мы предоставляем инструменты привлечения капитала в средний бизнес, но с набором важных отличий: возможность компании управлять своим долгом, свобода выбора рыночных условий привлечения средств и развитие своего бизнеса на новых финансовых рынках, ранее не доступных среднему бизнесу. Всем этим мы занимались на протяжении 13 лет, а опыт нашей команды превышает 16 лет. Получив лицензию в 2022 году, мы получили право работать не только с компаниями, но и с инвесторами, которым теперь предоставляем услуги в области брокерского обслуживания. Получение лицензии — это не только официальный статус инвестиционной компании, но и большая ответственность перед теми, кому оказываем услуги, и теми, кто нас контролирует.
— В чем вы видите главную миссию компании?
— Не устану это повторять: главная идея компании «Юнисервис Капитал» с момента ее основания и до сегодняшнего дня неизменна — помогать бизнесу расти, оказывая качественные финансовые услуги. Меняются инструменты: когда-то мы начинали с векселей, затем им на смену пришли облигации. Вполне вероятно, что акции — то есть инвестиции в капитал компаний — станут новым трендом в ближайшие 2—3 года. Но суть не меняется — бизнесу должны быть доступны альтернативные источники финансирования. Одно лишь банковское кредитование не способно обеспечить рост компаний на определенных этапах. И наши специалисты помогают бизнесу получить доступ к этим инструментам.
— Вашу компанию и вас лично в Новосибирске знают многие собственники бизнеса. Можете ли вы сказать, что вы имеете четкую региональную привязку своей деятельности?
— Нет, такой привязки нет. Мы работаем с бизнесом по всей России. Что точно есть, так это определенная популярность в родном регионе. Нас зовут выступать, комментировать и делиться знаниями прежде всего здесь, в Новосибирске и ближайших городах — Кемерове, Барнауле, Новокузнецке, Томске и Красноярске. И, конечно же, мы всегда рады видеть в числе клиентов наших земляков: хорошо, что компании из Сибири получают возможности для роста.
— Что насчет лицензии? Компания существует с 2009 года и только несколько месяцев назад стала профессиональным участником рынка ценных бумаг? Почему так?
— Дело в том, что как таковая деятельность организатора облигационных выпусков не является строго лицензируемой. Условно, организатор — это тот, кто берет на себя обязательства помочь той или иной компании подготовить документы, презентовать бизнес и привлечь в него инвестиции, реализовав ряд мероприятий. К брокерской деятельности, лицензию на осуществление которой мы получили в конце декабря 2022 года, всё это не имеет прямого отношения. Там, где нужен был этот самый статус профессионального участника, нам помогал наш партнер — банк «Акцепт», с которым нас связывают годы сотрудничества.
Но в итоге и биржа изменила свой подход к работе с организаторами, и мы подросли достаточно, чтобы оформить все необходимые лицензии.
— Каковы ваши планы по расширению рынка оказания услуг, открытию новых филиалов?
— Что касается открытия филиалов, речь, скорее всего, может идти о Москве. Вообще же мы прекрасно взаимодействуем с клиентами дистанционно, летаем в командировки на мероприятия и переговоры. Этого достаточно и нам, и нашим партнерам.
— Не жалеете об упущенных возможностях?
— Нет, никогда. У нас есть своя политика в отношении рисков. Она не идеальна — потому что невозможно её идеально настроить и применить к малому и среднему бизнесу. Случаются и дефолты у тех компаний, которым мы когда-то помогали выходить на биржу. Бывало и такое, что мы отказывались от сотрудничества с компаниями, которые вполне успешно размещались с другими организаторами и существуют по сей день. Всё возможно, но точно могу сказать: мы никогда не предлагали рынку инвестировать в бизнес, в который не верили бы сами.
— Алексей Владимирович, какой вы видите свою компанию через пять лет?
— Как сказал мой очень хороший знакомый, основатель крупной и уже федеральной компании: когда речь идет не о соревнованиях, а о бизнесе и говорим мы про дистанцию в десятки лет — быть вторым — это очень выгодная позиция.
Я его сначала не совсем понимал, но сейчас убедился в его правоте, примеряя на свой бизнес: чтобы нам стать организатором номер один по объемам привлечения инвестиций, нам придется отказаться и от риск-профиля (забыть об осторожности), и о той качественной работе с клиентами, которая мне больше всего нравится. Я не готов к этому. Поэтому надеюсь, что наша компания продолжит идти своим путем, сосредоточившись на том, что мы умеем делать хорошо и что мы хотим освоить в ближайшее время: это качественная трансформация растущего российского бизнеса из частной компании — в публичную. Где облигации — не самоцель, а лишь этап выхода компании на рынок акционерного капитала. Ну и второе — формирование интересных, привлекательных для инвесторов продуктов и услуг в рамках нашей брокерской деятельности.