Ключевая ставка, деприватизация, проблема кадров
Об этом и не только шла речь на XXXIII Съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, который состоялся 25 апреля в Москве. Президент России, принимавший в нем участие, подтвердил, что знает о происходящем в российской экономике не понаслышке, и попросил участников не волноваться
О том, чем запомнился этот Съезд, мы попросили рассказать руководителя регионального отделения РСПП в Новосибирске, президента МАРП, непосредственного участника Съезда Сергея Карпекина.
– Съезд проводился в традиционном формате, состоящем из двух частей. Поскольку участие в нем принимали руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство Банка России, члены Правления РСПП, по каждому направлению был представлен подробный доклад. Основными темами для обсуждения были ключевые направления взаимодействия бизнеса и власти в 2024 году, цели и задачи развития экономики России до 2030 года и роль бизнеса в их достижении. Что важное, на мой взгляд, хотелось бы отметить из прозвучавших выступлений? На сегодняшний день все определенные в прошлом году программы поддержки и развития активно реализуются в нашей стране. В частности, в прошлом году мы говорили об инвестиционно-кластерной платформе. Согласно данным федерального Минпромторга, в 2023 году через эту платформу было профинансировано 38 проектов промышленного развития на серьезную, я считаю, сумму – порядка 800 млрд рублей. Эти средства были вложены в станкостроение, электронику, приборостроение. И сегодня мы видим определенный эффект от этих государственных инвестиций. В частности, обрабатывающее оборудование, которое выпускается на предприятиях станкостроения, объединившихся в холдинг СТАН, и многое другое, – первое, о чем рассказал Сергей Вадимович. – Не менее важным я считаю реализацию инициативы, которая обсуждалась с президентом России на прошлом съезде – о проведении силами РСПП конкурса для социально-ответственного бизнеса. В этом году были подведены итоги первой национальной премии «Лидеры ответственного бизнеса». Заслуженные награды за активное участие в благотворительности, обучение своих сотрудников, развитие кадрового потенциала, экологические программы получили порядка 10 крупных предприятий страны. Соответственно, конкурс получит продолжение. Также в ходе Съезда министром труда, главой РСПП и председателем Федерации независимых профсоюзов было подписано трехстороннее соглашение, действие которого рассчитано до 2026 года.
– Сергей Вадимович, вторая часть Съезда, в которой принимал участие Президент России Владимир Путин, была такой же насыщенной?
– Да. И она стала логическим продолжением первой части. Доклады, рассказывающие о том, чего удалось достичь за прошлый год, обозначили основные проблемы и вопросы, которые как раз и обсуждались на встрече с президентом.
Одним из первых прозвучал вопрос о высоком уровне ключевой ставки, который беспокоит сегодня многих, поскольку она напрямую влияет на стоимость денег. 16 процентов – это очень много. При такой ставке очень сложно брать кредиты и развивать какие-то проекты, делать инвестиции на эти заемные средства, потому что окупить такие высокие проценты достаточно сложно. Отвечая на него, президент сказал, что в настоящее время в экономике появились тенденции к возможному снижению ставки. При этом уточнил, что мы видим примеры других стран, где снижение этой ставки приводит к двухзначной инфляции, которую очень трудно остановить. Поэтому, сказал он, мы будем очень аккуратно за всем этим наблюдать. И, если тенденции по стабилизации инфляционных процессов укрепятся, то постепенное снижение ставки более, чем возможно. Но делать это будут максимально аккуратно, чтобы не запустить лавинообразные процессы инфляции. Позиция президента понятная, поэтому ждем, надеемся, что состояние экономики позволит нам планомерно начать снижать ставку и довести ее до приемлемого уровня, когда экономика сможет активно пользоваться заемными средствами, финансировать свои инвестиционные проекты.
Еще одним важным и беспокоящим многих вопросом к президенту была деприватизация. Основная позиция президента по этому поводу, которую он озвучил, была такая: не надо это рассматривать как некую тенденцию или некий тренд. Дав свою оценку этим процессам, он сказал, что деприватизация включается только в отношении тех предприятий, которые явно и очевидно наносят ущерб безопасности РФ. Конечно, учитывая, что мы знаем, какие предприятия уже были деприватизированы, сложно понять, каковы все-таки критерии. Одно дело, если речь идет о боеприпасах, критически важных технологиях для обороны страны, другое – когда под раздачу попадают предприятия, которые занимаются, например, продуктами питания. Но, видимо, есть какие-то определенные обстоятельства, которые учитываются при принятии таких решений. Возможно, они связаны с действующими собственниками этих предприятий. Президент показал, что знает о том, что бизнес обеспокоен этим. Но просил не волноваться предприятия, которые действуют не во вред безопасности России.
Обсуждали участники Съезда с президентом и кадровые вопросы. Наличие проблемы, связанной с демографической ямой, четко показывает, что нехватка людей на предприятиях не решится в ближайшее время. Им просто неоткуда взяться. Поэтому большой упор стоит сделать на повышение производительности труда, используя высокопроизводительные технологии и оборудование. Плюс – переобучение, подготовка более качественных кадров. Проекты «Специалитет» и «Передовая инженерная школа» запущены, и они будут масштабироваться.
Также в ходе общения с Владимиром Владимировичем Путиным в общих чертах обсуждались изменения, которые произойдут в налоговой сфере. В частности, говорилось о том, что система налогообложения должна быть более справедливой. Правительству дано поручение о разработке до конца года переходного режима для малых предприятий, которые переходят в средний или крупный бизнес, чтобы они могли без шока адаптироваться к новой системе налогообложения, которая у них, в связи с этим, появляется. Опыт такой в нашей стране есть, поэтому, уверен, с этим правительство справится.
Услышали мы об активизации работы некоторых институтов, в частности, деятельности Внешэкономбанка в части выдачи гарантий под инвестиционные проекты, Фабрики проектного финансирования, которая развернула свое финансирование для инновационных и высокотехнологичных проектов, о существенном увеличении капитализации Фонда развития промышленности. Это эффективный инструмент промышленной поддержки. В настоящее время речь идет о том, чтобы увеличить его до триллиона рублей, которые позволят увеличить количество финансируемых проектов.
Отдельно в ходе общения с президентом прозвучала тема логистики. У руководства страны есть понимание этой проблемы, и оно прилагает максимум усилий, чтобы расширить транспортные коридоры, необходимые для деятельности предприятий.
– Были ли в этом году от РСПП какие-то новые инициативы и идеи?
– Российский союз промышленников и предпринимателей предложил попробовать определённым образом дифференцировать размер налогообложения предприятий в зависимости от их инвестиционной активности. Мысль правильная. Смысл ее в том, что чем больше предприятие вкладывает инвестиций, тем меньше налогов должно платить. И здесь кое-какие инструменты уже есть и работают. Например, инвестиционный налоговый вычет, который в Новосибирской области за прошлый год составил больше 3 млрд рублей. Я считаю, что это серьезная помощь, поскольку эти средства остались на предприятиях для дальнейшего развития. Мы сейчас активно делимся опытом с регионами, где такой вычет еще не введен. Со слов президента я понял, что он будет продолжать действовать и расширяться. Есть даже идея сделать этот вычет по некоторым отраслям на федеральном уровне.
Каких-то новых задач в рамках Съезда поставлено не было. Было принято решение продолжать развивать те начинания, которые были инициированы ранее.
Юлия Цыганкова