Полюс у каждого свой!

Атомный ледокол с высоты полета

В разгар лета, которое в этом году в Новосибирске выдалось на редкость жарким, Татьяна и Владимир Женовы побывали на Северном полюсе на вершине планеты, расположенной в точке 90° северной широты, которую они впервые открыли для себя ровно 10 лет назад
Татьяна и Владимир Женовы. «Здравствуй, Северный полюс»

Наша встреча с Владимиром Гавриловичем состоялась в офисе Новосибирского банковского клуба. Надо признаться, его «горящие» глаза, в которых то и дело ежесекундно менялись кадры, о которых он хотел рассказать, интриговали. Если бы было возможным оцифровать взгляд человека, нашедшего умиротворение в увлекательном путешествии, переложить его ощущения, мысли в зрительные образы и музыку, получился бы великолепный фильм. Но… обо всем по порядку. Комфортная улыбка, записи основных событий и цитат участников экспедиции на листочках бумаги… Путешествие начинается!

«На Полюс! На Полюс! Бежим,
поспешим,
И новые тайны откроем!
Там, верно, есть остров –
красив, недвижим,
Окован пленительным зноем!..»

                                         Константин Бальмонт

Такое представление о Полюсе было в 19 веке. Но сейчас мы знаем, что Северный полюс — это не остров, это самое сердце Арктики – точка пересечения оси вращения Земли с её поверхностью в Северном полушарии. Находится в центральной части Северного Ледовитого океана, на уровне моря. Путь к нему неблизкий, но для четы Женовых – желанный. К экспедиции они готовились полгода.

Такой тишины больше нет нигде

– Меня все спрашивают: почему мы решили поехать туда еще раз? На самом деле, перечислять можно бесконечно, но попробую назвать главное. Во-первых, честно, хотелось убежать, хоть и ненадолго, от обыденности, пусть ярких, но все-таки будней. Насытиться тишиной после бурного года Клуба. По-настоящему. Тишиной северной. Тишиной зыбкой. Такой тишины больше нет нигде, – признался Владимир Женов, начав свой рассказ. – Во-вторых, не стесняясь, скажу, что вновь хотелось увидеть голубые глаза льдин… Ты смотришь в них, а они смотрят на тебя… (после этих слов взгляд Владимира Гавриловича устремился в небесную высь за окном, и он на несколько секунд словно перенесся назад. – Прим. автора). Хотелось услышать хруст льда, который в этой тишине звучит необыкновенно. Все это позволяет взглянуть на привычные нам в обычном мире вещи совершенно под другим углом. И, конечно же, оказаться действительно на вершине планеты, убедиться, что у нее не существует абсолютного края; осознать, что, находясь на Северном полюсе, ты всегда смотришь на юг, почувствовать мощь атомного ледокола – его сумасшедшую сверхъестественную силу. Именно здесь ты остаешься наедине с самим собой, с мирозданием. Полностью согласен с путешественником Федором Конюховым, который сказал: «Полюс нельзя покорить, его можно лишь достичь». И дополнить строками Андрея Вознесенского:

…Над мировым кружением
отчаянным,
стою и думу думаю свою.
Мне полюс говорит:
«Пусть все вращаются,
Я постою».

Те самые властелины Арктики

Что такое полюс? На первый взгляд – ничего! Это просто географическая точка – 90 градусов северной широты. Но все вместе взятое, о чем я сказал выше, является силой притяжения полюса. Сюда стремятся, потому что он есть!

Дорога до Мурманска

– Владимир Гаврилович, какими событиями запомнилось это путешествие?
– Как ни странно, очень много впечатлений оставила дорога до Мурманска. Она пролегала через летний взбалмошный Питер, толпы туристов. Я люблю Петербург какой-то своей любовью, – с нежностью говорит Владимир Гаврилович. – Это большая Нева, это Лахта центр, это Елагин остров. Мы любим останавливаться в отеле «Англетер» около мощного Исаакиевского собора, рядом с которым стоит и таинственно взирает на суетящихся людей Медный всадник. Адмиралтейство, начало Невского – страшно люблю. Ставший уже родным маленький Ладожский вокзал. Несколько слов хотел бы сказать о фирменном поезде «Арктика», на котором мы добирались до Мурманска. В нем всегда все делалось для пассажиров, однако не в этот раз, – произнес рассказчик, улыбаясь. – 20 мая отменили вагон-ресторан. Но положение, как всегда, спасают вездесущие бабульки на станциях.

«Белая» радуга

Впрочем, о гигиене и ассортименте лучше не рассуждать. Несмотря на бытовые перипетии в поезде, наш путь скрашивал вид из окна. Дорога через Карелию на Кольский полуостров, честно говоря, очень красивая: реки, озера, ольха, ива, береза, ель, сосна. Все острее и острее по пейзажам чувствуешь приближение Севера. Добравшись до ставшего уже знакомым, теплым, гостеприимного Мурманска, поскольку оставалось время до отплытия ледокола, решили съездить в Териберку. Увидеть своими глазами, что же это за место. И дело не в фильме «Левиафан». Все гораздо проще: хотелось узнать, почему о ней так много говорят. Как оказалось на месте, на сегодняшний день это большая туристическая деревня, которая мощно развивается по двум причинам. Первая – туда заканчивают прокладывать дорогу, вторая – это одно из немногих мест на побережье, куда можно ездить без пропусков как в погранзону. Что касается ее названия. Оказывается, Кольский полуостров раньше назывался Терь. Приятно было открыть для себя что-то новое, – добавляет, улыбаясь.

3 дня до полюса

– Из Мурманска мы вышли на одном из самых крупных атомных ледоколов в мире под названием «50 лет Победы», который я изучил вдоль и поперек еще в прошлую поездку, – продолжает свой рассказ Владимир Женов. – До Северного полюса оставалось 3 дня. 17 июля появились первые льдины. Нам довелось увидеть «белую» или, как ее еще называют, «туманную» радугу. Это явление присуще только северным широтам, где в условиях низкой влажности капельки не разлагаются на цвета. Встречу с такой радугой считают хорошей приметой. Неожиданно повезло близко встретить пару белых медведей – самца и самку. Они как будто специально пересекали курс ледокола, позировали то слева от борта, то справа… Для них наше появление было непривычным. И на правах хозяев Арктики они проявили к нам свой интерес. Ледоколу то и дело приходилось уворачиваться от них. Те, кто видел белых медведей в первый раз, вдосталь насладились зрелищем. Видели мы и моржей. Необыкновенной в этом году была вода: от синего, иссиня-голубого до черного и коричневого цветов. 19 июля, в разгар полярного дня, мы пришли на Полюс. Было очень волнительно. Своими глазами увидели подтверждение прогноза климатологов и гляциологов о том, что Север тает: долго искали место, где бы ледокол мог встать, а мы – высадиться… Температура – 0°. Специалисты утверждают, что через 10 лет льда на полюсе совсем не будет, а жаль. Спустившись с палубы и соорудив небольшой временный лагерь, мы большим кругом, с шампанским в руках отметили свое «кругосветное» путешествие по вершине мира. А я, по традиции, сбросил во льды, на глубину 4 км в капсуле свои памятные записки. Полюс для меня каждый раз разный. Видимо, мы тоже меняемся. Вместе с Полюсом.

Татьяна и Владимир Женовы
с Оскаром и Фёдором Конюховыми

Путь назад был менее насыщенным впечатлениями. По сравнению с прошлым круизом гораздо меньше было высадок, меньше летали на вертолете. Тем не менее, Земля Франца-Иосифа, как и в первый раз, покорила своими заливами, просторами, видами, сочетанием белого и черного цветов, ледниками. Одним словом – суровой красотой Севера!
– В любом путешествии одну из важных ролей играет команда. Вы знали, кто будет с Вами на борту ледокола?
– Догадывался, – отвечает, улыбаясь. – Наша команда состояла из трех частей. Помимо организаторов, была команда ледокола и экспедиционная группа, т. е. на борту было около 300 человек в том числе 125 пассажиров, половина из них – китайцы.
Капитан, который в нашу прошлую поездку 10 лет назад был старпомом, вспомнил нас, несмотря на то что рейсы на Северный полюс с туристами у него регулярные, а в остальное время ледокол занимается проводкой караванов по Северному морскому пути.
Очень яркой и интересной была экспедиционная команда. Большинство из них – ученые. Было здорово слушать их лекции, расширяющие твой кругозор, когда за иллюминатором можно было видеть то, о чем они рассказывают. Приятно было встретить знакомых по прошлым путешествиям. Мы обнимались как родные. Многие даже вслух хвалились, говоря, например, что «с Владимиром и Татьяной вместе были на острове Врангеля». Зал «гудел», потому что на остров Врангеля сложно попасть. Суда сейчас туда практически не ходят – очень дорого, долго, тяжело.
Неизгладимое впечатление произвела встреча с режиссером Климом Шипенко, который был среди нас. Деликатный, тактичный человек, очень яркий и самобытный режиссер, которому нисколько не повредила слава. Признаюсь, нам с Татьяной удалось посмотреть фильм «Вызов» только там. Услышав его операторские рассказы о том, как снимался фильм, – был в восторге. Искренне преклоняюсь.
Считаю большой удачей встречу и знакомство с Федором Конюховым и его сыном Оскаром. Оказывается, незадолго до нашего прибытия, Федор поставил очередной мировой рекорд – покорил полюс на параплане. Узнав о том, что его лагерь неподалеку, мы хотели отправиться к нему в гости. Но он не разрешил. Сказал: «натопчете, лед таять начнет, а еще вирусы принесете» и сам пришел к нам на судно. Федор Конюхов оказался, как мы и предполагали, страшно интересным человеком. Рассказал о том, что изучает микрозагрязнения, климатическую активность. Говорил тяжело, медленно, взвешенно, но при этом много шутил. Я даже записал его фразы. Когда ему задали вопрос: не боится ли он белых медведей, он неожиданно для всех ответил: «А чего их бояться, они очень красивые, они здесь хозяева… Я очень люблю Северный полюс… Южный полюс – это просто американская полярная станция. А Северный полюс все время движется. За ним нужно гнаться». Федор очень религиозный человек. Как он сам сказал про себя: «Да, я – белый монах, священник, протоирей. Я понимаю, что я – блаженный. Я один для себя, для страны и для семьи. С детства увлекался севером. Прекрасно знал про Амундсена, Седова, Скотта, Кука. А сейчас очень хочу в космос. Хочу в стратосферу. Но пока не получается. Завидую Климу Шипенко. Он видел землю со стороны, а я – нет». Это просто фантастический человек, который в свои 74 года мечтает об изучении тигров в Приморье и полете в стратосферу.
Очень сильное впечатление произвел на меня и Оскар Конюхов. На самом деле, именно он – движущая сила Федора и руководитель штаба всех его поездок. Сам Оскар называет себя проектным менеджером, задача которого все организовать. А еще в беседах называет отца только по имени – Федором, что очень важно с управленческой точки зрения (без семейственности). Обещал позвонить мне первому, как окажется в Новосибирске.

Скала «Птичий базар» на Земле Франца-Иосифа

А еще, впервые в истории Новосибирского банковского клуба, прямо на Северном полюсе было написано заявление о вступлении в члены НБК представителей Группы компаний «F-1», – с гордостью завершил свой рассказ Владимир Гаврилович.
Путешествие завершилось. Но пережитое его участниками останется в сознании на долгое время. Вместе с увиденными айсбергами, моржами, белыми медведями, голубыми глазами льдин и познанным умиротворением, полученным на Полюсе в зыбкой тишине, периодически прерывающейся хрустом льда.

Юлия Цыганкова