Ожидания и реальность: что было, что есть и что будет

Обсуждение итогов уходящего года и перспектив, открывающихся на горизонте наступления нового 2025-го, в рамках опроса, предложенного членам редакционного совета журнала «Совет директоров», представило полноценную картину, отображающую все стороны жизни нашего общества. Предлагаем его вашему вниманию в рамках традиционной рубрики «Новогодний опрос»

Валерий Григорьевич Эдвабник, генеральный директор АО «Научно-исследовательский институт электронных приборов», член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук:
«Самым значимым событием уходящего года я считаю перелом в ходе военных действий СВО, когда мы пошли в наступление. Что касается года наступающего, в связи с ростом загрузки предприятий оборонного комплекса, главное, что важно и нужно довольно быстро решать – проблему дефицита отдельных рабочих кадров некоторых специальностей. В частности, монтажников радиоэлектронной аппаратуры – то, что интересует НИИЭП. Для этого необходимо разворачивать целый комплекс работ. Ну а поскольку работы предстоит много, желаю всем крепкого здоровья и удачи во всех начинаниях. Это не купишь, не завоюешь трудом упорным или знаниями. Это то, что дается нам только «сверху».
Сергей Анатольевич Максимов, президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири»:
«С точки зрения транспортников год уходящий запомнится сложностями в логистике. Мы давно говорим, что идет ориентация на Китай, юго-восточную Азию, в результате в мае 2024 года мы получили ситуацию, когда встали платежи с Китаем. Китайские банки и компании, боясь попасть под вторичные санкции, отказались с нами работать. Хотя работа на тот момент велась уже не в долларах и евро, а в юанях. Тем не менее, западные структуры начали отслеживать движение и в этой валюте. Честно говоря, это сильно парализовало работу. Потому что в юанях мы работать привыкли не только с Китаем, но и с Турцией, и с другими странами.
Опять-таки никуда не ушла и дала о себе знать наша давняя ситуация с Транссибом. По-прежнему актуальны вопросы с организацией движения, с согласованием отправки контейнеров и вагонов на восток, потому что туда идет уголь. Тем не менее, идет рост объема контейнерных перевозок, прирост примерно на 15 процентов, то есть определенные подвижки есть.
Что касается перспектив, то я вижу их опять-таки в сфере развития контейнерных перевозок, контейнерных терминалов. В этом году губернатор объявил пятилетку контейнеризации, и она касается не только транспортников, но и промышленников, и торговых сетей. Речь идет о том, чтобы большее количество грузов переводить в сферу контейнерных перевозок. Когда мы проанализировали ситуацию, оказалось, что у нас сегодня объем контейнерных перевозок составляет 9,5 процентов от всего объема перевозок грузов по Новосибирской области. Для понимания, в России этот показатель составляет 6,4 процента. А если говорить о мировых, то там это 58 процентов. Поэтому у нас есть, к чему стремиться, чем заниматься.
И на этом фоне информация к размышлению. Вот сегодня все говорят об увеличении налогов. Но несколько в стороне остался факт, что с 1 декабря железнодорожные тарифы повышены на 13,8 процентов. А с 1 января на контейнерные перевозки, как высокомаржинальные, он повысится еще на 5 процентов».

Виктор Георгиевич Архипов, президент Ассоциации «Деловой клуб руководителей «СЭР»:
«Как руководитель Ассоциации, в которую входят предприятия оборонной промышленности, не могу не отметить главным событием уходящего года наш ответ «Орешником», который продемонстрировал мощь и возможности России, не используя ядерную энергию. Надеюсь, этот факт заставит призадуматься тех, кто участвует в конфликте на стороне Украины, о том, что в случае необходимости мы будем его применять и дальше. Это стало переломным, как мне кажется, моментом, и дало уже совершенно другую окраску СВО.
Что касается событий, связанных с нашим регионом, очень отрадно, что средний темп роста промышленности в Новосибирской области не просто превышает, а по некоторым направлениям значительно выше среднего роста этого же показателя по стране. Я считаю, что этот факт имеет большое значение. И на фоне текущей финансовой ситуации очень бы хотелось, чтобы в 2025 году она улучшилась, и наши предприятия смогли активно развиваться, реализуя все свои возможности и потенциал».
Виктор Иванович Суслов, заведующий лабораторией анализа и моделирования экономических процессов Института экономики и организации промышленного производства СО РАН:
«Несмотря на то, что практически каждый день в этом году происходит достаточно много событий, которые имеют большое или важное значение для нашей страны и нас как ее жителей, я все-таки выделил бы два момента, касающихся территории России и Сибири, в частности. Первое – это начало очередного этапа освоения Северного морского пути. Оно связано с тем, что началось строительство современного ледокольного флота, состоящего из 5 или 6 крупных ледоколов. Первый из которых в этом году уже был построен. Это серьезный шаг. А второе – это начало реализации еще одного континентального проекта, который откладывался много лет, – строительство моста через Лену в районе Якутска. Это важный пункт в транспортной системе Дальнего Востока. Сейчас от БАМа подходит железная дорога к Якутску. Но к правому берегу. А Якутск находится на левом берегу. Этот мост ждали очень давно. И только в этом году приступили к его строительству. Это тоже очень важное событие, которое имеет перспективы на создание транспортной системы Дальнего Востока с выходом через Берингов пролив с выходом к Магадану. Оно в какой-то мере и планетарного масштаба, и российского. Но непосредственно касается Сибири и Дальнего Востока, поскольку позволит встроить этот мега-регион в мировую экономическую систему. Очень надеюсь, что эти проекты получат продолжение в 2025 году».
Юрий Петрович Воронов, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН:
«Хотел бы озвучить несколько моментов, которые реально повлияют на будущее.
В 2024 году прошло несколько громких судебных процессов и расследований, связанных с делами о коррупции. Уровень дел за этот год поднялся до ранга губернатора и заместителя министра. Полагаю, что в 2025 году компания по борьбе с коррупцией продолжится, причем, она будет очень жесткая.
Кроме того, было еще одно важное событие, которое прошло почти незаметно, но оно не менее принципиально. Была совершена первая межрегиональная сделка исламского банкинга в России (между финансовыми организациями Чеченской республики и Татарстана). Нормы ислама запрещают получение процента, а также финансирование некоторых секторов экономики, в частности, производства свинины, алкоголя, табака, игорного бизнеса. Сделка прошла в рамках эксперимента, в котором принимают участие 25 организаций, и который должен завершиться в сентябре 2025 года. Насколько я знаю нашу любимую Родину, у нас практически все эксперименты с самого начала обречены на удачу. На самом деле, это очень серьезный шаг, который означает, что у нас будет развиваться исламский банкинг. Он открывает нам такие возможности во внешней торговле с мусульманскими странами, которые никакая криптовалюта не сможет предоставить.
Кстати, в последние годы существования СССР исламские банки в нашей стране уже работали. Когда первый исламский банк появился в Ташкенте, мне удалось несколько дней провести в среде его специалистов, которые подробно объясняли принципы этой банковской деятельности. Если не использовать сложную терминологию, то разница следующая: деньги, которые вы положили в банк, остаются в вашем распоряжении, и у вас всегда спрашивают, согласитесь ли вы вложить их в некоторый конкретный бизнес, а также – на долю от прибыли, которая достанется вам.
И третий важный момент. В году наступающем очень высока вероятность того, что доллар (в той или иной мере) перестанет быть мировой валютой. О такой возможности говорят многие события 2024 года. Здесь наибольшую опасность представляют вероятные непродуманные действия президента США Дональда Трампа, сделавшего множество деклараций о таких действиях, в частности о стопроцентной пошлине на китайские товары.
Если говорить о том, что в будущем году ждёт Новосибирскую область, то мне представляются вполне вероятными два новых масштабных проекта, которые могут быть начаты в 2025 году. Первый – это возрождение малой авиации. К концу 2025 года хорошо бы иметь возможность долетать из Новосибирска до Краснозерского и Кыштовского районов, до Томска, Шерегеша или Горно-Алтайска.
Второй проект – развитие инфраструктуры и новых предприятий в северных районах области. В следующем году (так мне кажется) власти, наконец, заметят, что потепление климата где-то грозит бедами, а для нашего региона открывает новые уникальные возможности развития: отступают болота, появляются новые земли, пригодные для сельскохозяйственного использования».
Сергей Вадимович Карпекин, генеральный директор ООО «Сибирская юридическая компания», президент МАРП:
«2024 год был насыщен событиями деловой жизни: выставка «МашЭкспо Сибирь», в которой мы коллективно всем составом Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий, отметившей 35-летний юбилей, приняли участие, поездка в Томск на форум «Сибирский промышленник», проведение расширенной коллегии УФНС по Новосибирской области, участие в съезде РСПП. В рамках отчетно-выборного собрания МАРП меня переизбрали президентом Ассоциации на новый трехгодичный срок. Мы все куда-то двигались, вроде бы, вперед.
Наиболее важным событием для бизнеса оказалась налоговая реформа, которая произошла в этом году, а вступит в силу в начале следующего. Есть опасения, что у некоторых предприятий в связи с ростом налоговой нагрузки могут возникнуть сложности.
А в остальном – будем отталкиваться от достигнутого и решать проблемы по мере их поступления. Хочется, конечно, надеяться, что все будет хорошо, хотя кредитно-денежная политика немного напрягает».
Владимир Ильич Клисторин, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, профессор НГУ:
«Я не политолог и не военный эксперт, поэтому хотел бы сказать об экономических итогах и важнейших событиях уходящего года. Прежде всего, это, конечно, ключевая ставка Центробанка. Честно говоря, я не предполагал, что она действительно будет такой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Второе – это появление новых налогов. И это тоже, в общем, важное решение, которое, особенно вместе с ключевой ставкой, охладит экономический рост в стране. Ну, видимо, кому-то кажется, что экономика перегрета. Среди всех налоговых новшеств я бы выделил налоги на доход по банковским вкладам. Мне кажется, что это уже последний гвоздь в крышку гроба банковской тайны.
О чем еще хотелось бы сказать. У нас в стране, в связи с налоговыми и прочими новациями, взрыв самозанятых. Это опять исказит всю статистику. В свое время, когда поддерживали малый бизнес, количество малых предприятий вертикально взлетало путем деления и размножения. Такого рода новации очень сильно усложняют экономический анализ: понять, что происходит в экономике, становится все труднее и труднее.
Говоря о перспективе, я бы ответил словами Марка Твена: «прогнозировать очень трудно, особенно на будущее». По поводу инфляции, мне кажется, что высокая ключевая ставка ЦБ сейчас это, скорее всего, проинфляционный фактор, а не антиинфляционный. Потому что в результате этого у нас растут издержки. И инфляция издержек у нас уже давно выше, чем инфляция спроса. Второе – это, конечно, рост налоговой нагрузки, тарифов и какое-то, я бы сказал, сохранение неопределенности. Мне кажется, что в следующем году инфляцию нам не удастся побороть: ее не получится свести не то, что к 4 процентам, о которых говорят, а, дай Бог, хотя бы к 10. Извините за пессимизм».
Александр Андреевич Кисельников, доктор экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации:
«Главный фактор, который определял особенности 2024 года – это позиционный тупик, в который была загнана Россия в рамках СВО. Попытки выскочить из смертельной колеи, ничего, по существу, в системе власти и управления не меняя, предпринимались неоднократно, не смолкают они и сейчас. Но они безрезультатны. В целом этот сериал можно назвать «Сагой о красных линиях». Наиболее известные сюжеты: провокация в Буче, «попытка вторжения в Курскую область» (так начинаются сводки МО на эту тему, вот уже полгода).
Против России принято уже 24800 санкций (по состоянию на июнь т. г.), это беспрецедентная в мировой истории величина – она больше, чем суммарно наложено на всех остальных мировых изгоев, вместе взятых (Иран, КНДР, Куба, Китай и др.). Это удавка на шее России, и без адекватного ответа с нашей стороны инициаторам и бенефициарам этой процедуры, она неуклонно затягивается.
2024 год запомнился эпическими картинами борьбы с природой. Можно это назвать красиво, как классик – «Времена года» или попроще, перефразируя Эльдара Рязанова – «У природы нет хорошей погоды. Всякая погода – МЧС».
Наш Новосибирск побил все свои рекорды по размораживанию систем отопления с момента основания в 1893 г. Причем сразу в январе: 500 тысяч человек в левобережье столкнулись с этой тяжелейшей проблемой. И так по всей стране, и не только по размораживанию, но и по пожарам, и по затоплениям.
Конечно, можно порыться и найти немало частных положительных примеров. Но не хочется этого делать. Говорил ведь наблюдательный В. И. Ленин: «Если не решить общие проблемы, все время будешь натыкаться на частные».
Юрий Иванович Бернадский, президент Новосибирской городской торгово-промышленной палаты, генеральный директор МАРП:
«Если говорить о том, чем запомнится уходящий год бизнесу, то, в первую очередь, проблемой дефицита кадров, которая достигла серьезных масштабов. И здесь у нас работы, что называется, непочатый край. Соответственно, решать эти непростые задачи мы продолжим и в новом 2025 году.
Второе, о чем хотелось сказать в отношении уходящего года, – он показал сверх ожиданий существенное увеличение объема инвестиций. В среднем и в целом, рост реального производства в обрабатывающих отраслях региона положительный, и процента на 3 выше общероссийского Мы понимаем, что такого ожидать в 2025 году не придется. В уходящем году в определенной степени сработала инерция прошлых лет и потенциал, который был наработан. Но, с другой стороны, мы видим сегодня, что через ФРП Новосибирской области и федеральный Фонд развития промышленности прошло и получило поддержку экспертных советов почти 50 проектов, Минпромторг Новосибирской области поддержал 25 региональных научно-производственных центров. Плюс еще больше ста инвестиционных проектов промпредприятиями НСО реализуются. Результат такого объема инвестиций – существенный рост количества проектов технологического развития. Я думаю, это – хорошая база для того, чтобы в следующем году и в последующие годы держаться на уровне и также опережать общероссийскую, я надеюсь, положительную динамику развития экономики. Сегодня надо сконцентрироваться на том, что может государство и что могут сами предприятия в плане развития кооперации и наращивания своего экономического потенциала. Одной из основных задач на 2025 год я вижу обеспечение максимального вовлечения малых технологических предприятий в федеральную программу господдержки, которая насчитывает более 20 различных видов. Это необходимо сделать в свете Указа № 302 Президента России, которым поставлена очень непростая задача: к 2030 году в 7 раз увеличить объем производства малых технологических компаний.
Конечно, с учетом изменения ставки Центробанка, мы видим, как сильно меняется отношение бизнеса к собственным программам развития. К концу 2024 года существенно снижается и приближается к нулю объем финансирования долгосрочных программ развития, инвестиционных проектов банками. Поэтому есть тревожные ожидания, касающиеся 2025 года. Особенно с учетом налоговой реформы. Мы понимаем, что может последовать за тем, когда на четверть увеличена ставка налога на прибыль, когда есть вероятность увеличения ставки налога на имущество для крупных бизнес-центров, площадью более 3000 кв. м. Но, с другой стороны, мы надеемся, что такой же большой объем одной из главных налоговых льгот 2024 года – инвестиционного налогового вычета, который в этом году предприятия региона получили в размере более 3 млрд рублей, они смогут использовать и в 2025 году. Это средства, которые они вложили в производство, причем 75 процентов от общего объема инвестиций – это именно собственные средства предприятий. Плюс, в новом году добавится федеральный инвестиционный налоговый вычет. А любая дополнительная сумма возврата – это возможность для предприятий еще чуть-чуть нарастить производственные мощности. Это может оказать существенное влияние на безубыточность бизнеса для предприятия, которое балансирует на грани 3–5 процентов рентабельности. Поэтому, мне кажется, точка приложения господдержки очень верная.
Кроме того, значимым событием уходящего года стало избрание нового мэра города Новосибирска – Кудрявцева Максима Георгиевича. В настоящее время мы выстраиваем новые взаимоотношения с муниципалитетом, поскольку очень сильно поменялся руководящий состав. А соответственно, поменялись и взгляды на вопросы взаимодействия, реализации муниципальных программ. Я надеюсь, что к лучшему. По крайней мере, у нас есть такие позитивные ожидания».