«Зеленая» экономика Игоря Диденко
Новосибирский картонно-бумажный комбинат (НКБК), специализирующийся на производстве гофрокартона и изготовлении упаковочной продукции из него, совершил очередной технологический прорыв. Благодаря запуску новых цехов и применению «зеленых» технологий сибирское предприятие не только значительно увеличило ассортимент и объем выпускаемой продукции, но и представило новые товары. О рекордах уходящего года и экологических направлениях производства рассказывает генеральный директор Новосибирского КБК Игорь Диденко
С новыми рекордами – в новый год
Новосибирский картонно-бумажный комбинат завершает год с рекордом в 156 миллионов квадратных метров гофроизделий. «Мы подсчитали, что ежегодно загружаем нашей продукцией около 10 тысяч фур. Из них можно было бы выстроить автопоезд длиной от Новосибирска до Красноярска, а всю картонную продукцию, произведенную на нашем предприятии в 2024 году, можно разместить на территории в 16 тысяч гектаров. Это 22 тысячи футбольных полей», – отметил Игорь Диденко и добавил, что потребности Новосибирской области в картонной упаковке НКБК перекрывает практически полностью. Относительно прошлого года производство предприятия по объемам выпускаемой продукции приросло на 12 процентов.
Ежегодно на предприятии появляется новое оборудование, открываются цеха. Нынешний год не стал исключением. В начале 2024 года в одном из цехов начали работу автоматические высокоскоростные префидеры – две установки для автоматической подачи гофрокартонных заготовок. Один имеет производительность до 400 заготовок в минуту, другой – до 450. Ранее на комбинате был произведен запуск высокоскоростной конвейерной линии. Теперь мощность комбината составляет 18 миллионов квадратных метров в месяц, и в год здесь смогут производить до 200 миллионов квадратных метров гофроизделий. Как говорит Игорь Диденко, автоматизация технологического процесса – неотъемлемая часть развития современного производства. «К примеру, ручная укладка заготовок операторами на конвейеры автоматических машин не может обеспечить требуемой интенсивности работы. К тому же люди к концу смены устают, и установка префидеров позволяет значительно облегчить их труд», – рассказывает руководитель.
Санкционная проблематика также внесла свои коррективы в техническое оснащение предприятия. Из-за недоступности запчастей на европейское оборудование здесь произошла оперативная переориентация на Китай. «Китайцы готовы с нами сотрудничать по новому оборудованию собственного производства. У себя на площадке мы недавно запустили ещё один цех по производству гофроящиков, где действуют две новейшие китайские линии», – отметил Игорь Диденко.
На предприятии также появилась возможность изготавливать мелкотиражную гофропродукцию. «Если наше основное производство – высокотехнологичное, рассчитанное на крупные, повторяющиеся заказы, – продолжает Игорь Анатольевич, – то здесь будет производиться и мелкотиражная, а также негабаритная тара. Бывает так, что по разным причинам заказчикам нужна коробка очень быстро. Наше основное производство большое, планирование в котором осуществляется на неделю вперед. И только согласно утвержденным регламентам совместно с заказчиком для того, чтобы обезопасить всех от возможных простоев, этот цех позволяет нам принять такой заказ и, к примеру, через два часа уже отдать готовую коробку».
Доставка в режиме нон-стоп
Для скорой доставки готовой продукции НКБК располагает собственным автопарком, который включает в себя 28 единиц транспорта. Причем, перевозка товаров осуществляется круглосуточно. «Фактически дальше 500 километров от Новосибирска мы свою продукцию не возим. В основном, наши потребители находятся в Новосибирской области (70 процентов из общего числа), и небольшая доля – в Томской и Кемеровской областях, Красноярском крае и на Алтае. Гофрокартон – материал объемный и относительно дешевый. Поэтому перевозки такой продукции на большие расстояния невыгодны – практически перевозится воздух. Тем не менее, мы развиваем новые темы и занимаемся разработкой продукции, которую можно поставлять на дальние расстояния. Например, микрогофрокартон – материал с многокрасочной печатью, с дополнительными техническими элементами. Это либо уже сформированное, готовое изделие, либо так называемый «сложенный американский ящик», который можно транспортировать вплоть до Урала», – говорит Игорь Диденко.
В 2024 году компания запустила дополнительно 3000 квадратных метров складов, которые как раз позволили организовать загрузку автомобилей в режиме нон-стоп. В зоне погрузки работает дежурный, который ночью загружает все имеющиеся в арсенале машины. Когда водители выходят на смену, то их ждут наполненные товаром грузовики с выписанными документами, поэтому продукция уезжает с комбината рано утром. За счет удачного расположения предприятия, около Северного объезда, в Красном Яре, продукция может транспортироваться в левую часть Новосибирска без пробок. А это значит – вместо двух рейсов машина сможет сделать, к примеру, четыре. «Избитая фраза «время – деньги» сегодня особенно работает. Потому что часто это не просто экономия средств, а отчасти решение вопроса дефицита кадров, автотранспорта и так далее. Каждый водитель должен максимально эффективно работать», – уверен Игорь Анатольевич.
Впрочем, на предприятии стараются решать проблему и нехватки инженеров, квалифицированных рабочих и узкопрофильных специалистов. К примеру, в НКБК давно отладили институт наставничества – здесь действуют системные, проработанные процессы обучения персонала. Сотрудник комбината проходит весь необходимый путь по карьерно-квалификационной лестнице – от новичка-ученика до начальника участка или цеха, технолога. К тому же, на предприятии дается возможность получить любую квалификацию в среднеспециальных учебных заведениях или вузах, хотя основные технологические навыки, конечно, даются на предприятии. Этот процесс занимает от трех до шести месяцев. Итог – полновесная, функциональная квалификация, требующаяся для наилучшей работы по любому из направлений производства гофроупаковки.
«Бесконечный» картон
Сегодня Новосибирский картонно-бумажный комбинат производит гофроупаковку практически для всей потребительской продукции – для бытовой химии, хлеба, парфюмерии. Один из ассортиментных «хитов» – упаковка для пиццы. В Новосибирской агломерации около 500 пиццерий, для которых предприятие производит буквально миллионы коробок. Список производимой продукции дополняет картонно-бумажная тара для «Почты России» и известных маркетплейсов. «Онлайн-торговля отечественных производителей, удачно вышедших на маркетплейсы, либо создавших собственные интернет-магазины – мощный фактор развития для нашей отрасли. Впрочем, то, что идет в интернет-розницу из-за границы, в России перефасовывается. Так что групповая упаковка этим товарам тоже нужна», – говорит Игорь Диденко. – Ситуативные модели потребления сегодня меняются, а это влияет на типологию упаковки. И здесь есть несколько треков: от шринкфляции (уменьшения объема продукта в единице упаковки), до уменьшения группы упаковки. Яркий пример – молочный сектор. Раньше молоко упаковывали по 20, потом по 12, потом по шесть пачек в коробку. Получается, что для упаковки того же количества молочных тетрапаков теперь нужно больше единиц гофроящиков. Они стали меньше объемом, но стали больше числом. Похожая картина по большинству позиций. И возникает огромная потребность именно в групповой упаковке».
Во второй половине 2024 года предприятие вышло на новые рынки потребителя гофротары. Новосибирский картонно-бумажный комбинат освоил производство «бесконечного» упаковочного гофрокартона – материала, позволяющего товаропроизводителям и торговым операторам оптимизировать вопрос упаковки. Лента такого гофрокартона имеет рилевочные линии с шагом в один метр, поэтому её можно сложить в стопку, похожую на гармошку или цепочку из буквы Z. За сходство с этой латинской буквой он и получил второе популярное название – Z-картон.
Достоинством «бесконечного» картона является эффективное использование каждого сантиметра площади листа, минимизируя количество обрезков при высечке. «Z-картон – материал, очень важный для товарной экономики, – подчеркнул Игорь Диденко. – Такое решение будет эффективным для предприятий, которые не хотят перепоручать производство упаковки для своей продукции другим компаниям и предпочитают разместить автоматизированные раскроечные линии на собственных площадях. Прежде всего, я имею в виду мебельные предприятия, которым для упаковки даже одной единицы мебели может потребоваться до 50 различных коробок. Для них это очень действенное решение. Так что все мебельные фабрики Сибири и Дальнего Востока могут теперь «спать спокойно» – упаковкой они обеспечены».
Предприятие уже начало поставлять новую продукцию местным производителям. Потенциальным рынком для этого материала является вся зауральская часть России вплоть до Владивостока. И прежде всего – мебельные производства. Раньше в Сибири Z-картон не производился, все предприятия, его использующие, снабжались из европейской части России. Для товаропроизводителей Сибири и Дальнего Востока такое уменьшение плеча поставок – значительное увеличение экономической эффективности.
«Зеленые» технологии – новый продукт
Сегодня НКБК – единственный гофропроизводитель за Уралом с собственной сырьевой базой. Макулатура на предприятие поступает из сетевых магазинов и новосибирских производств. Прежде чем стать упаковкой, бумага проходит целый путь. Первым делом макулатура проходит взвешивание и попадает на транспортер, проходя по которому падает в гидроразбиватель. Там она, смешиваясь с водой, получает нужную консистенцию, проходит различные стадии очистки от скрепок, скотча и прочего небумажного мусора. Так появляется бумажная масса – пульпа. Она опускается в бассейны, где достигает определенной концентрации, и по трубам поступает уже в соседний цех, на бумагоделательную машину (БДМ).
И в этом еще не вся «магия» производства нового продукта из отходов. НКБК пошел дальше и запустил первую очередь производства экологичной упаковки для яиц из пульперкартона. Сейчас более 7 миллиардов яиц, производимых в Сибири и на Дальнем Востоке, ежегодно пакуется в пластиковые контейнеры и вспененный полистирол, и только 4 миллиарда перевозится в экологичной упаковке. Оценив заказы птицефабрик, на предприятии приняли решение при поддержке Фонда развития промышленности создать фабрику по выпуску литой бумажной тары. Ее здесь будут производить из переработанной газетно-журнальной макулатуры. Адресаты этой новинки – и розничная торговля, и оптовики в лице кондитерских предприятий и общепита.
Благодаря новому старту макулатура получает новый функционал, 120 дополнительных рабочих мест и бесспорный экологический эффект в виде этой «зелёной» технологии. «Все это мы делаем в русле задач, оглашенных в президентском послании. В нем было сказано, что необходимо запустить 400 новых экологичных производств по переработке вторичных материалов. Что мы как раз и делаем. Очень важно, что пульперкартон тоже был поддержан и профинансирован как раз фондом развития промышленности. Это не первый проект. Ранее по проекту по производительности труда мы полностью укомплектовали все производственные линии роботизированной техникой», – говорит Игорь Диденко.
Согласно планам компании, ближе к весне 2025 года производство пульперкартона выйдет на новый уровень, и будет официально дан старт выпуску экопродукции. На полную мощность предприятие выйдет в 2026 году. При производстве экологичной тары в год будет перерабатываться 8 тысяч тонн макулатуры, а значит, дополнительно будет сберегаться 85 тысяч деревьев ежегодно. Это будет еще одно предприятие, которому аналогов в регионе нет.
Стоит отметить, что на Новосибирском картонно-бумажном комбинате стараются найти применение и отходам производства. К примеру, пленочная упаковка, в которой поставляются расходные материалы и сырье, не складируется, а перерабатывается в новый продукт. Предприятие запустило в работу цех по производству стретч-пленки. «Это упаковочный материал тотальной востребованности. Он и индустрии нужен, и оптовикам, и традиционной рознице, и маркетплейсам. Мы будем производить как первичный стретч для автоматических линий и скоростных палетайзеров, так и вторичный стретч для автоматов ручной упаковки», – сказал Игорь Диденко и уточнил, что в перспективе вторичный стретч будет собираться так же, как бумажная макулатура. Далее собранное превратят в гранулят, а уже из него будет производиться востребованный упаковочный материал. По стретч-пленке предприятие намерено стать общесибирским лидером – производить больше тысячи тонн в месяц.
Впрочем, НКБК старается обеспечить собственными расходными материалами и свое смежное производство. В 2024 году предприятие начало изготавливать картонные гильзы – универсальный упаковочный материал, который используется для намотки в катушки или рулоны. Для нового производства на предприятии также оборудовали полноценный цех. Такие втулки уже начали пользоваться спросом на рынке. Комбинат поставляет новую продукцию в типографии и производителям пленочной продукции Омской области и Алтайского края.
Магия масштабного производства
Наступивший год для предприятия пройдет под знаком подготовки к новому масштабному строительству. В октябре 2024 года Инвестиционный совет Новосибирской области одобрил проект компании по строительству завода по переработке макулатуры и выпуску из вторсырья бумаги и картона. «На Урале, в Сибири генерируются огромные объемы макулатуры, но перерабатываются за тысячи километров. А ввозится картон и бумага, оставляя добавленную стоимость, рабочие места и налоги в других регионах. Сегодня НКБК обеспечен собственным сырьем на 45 процентов, поэтому потребность запуска нового картонного производства назрела», – уточнил Игорь Диденко.
Старт предприятия намечен на 2028 год. Планируется, что новый завод будет перерабатывать 112 тысяч тонн макулатуры и выпускать 102 тысячи тонн картона в год. Работы по его проектированию сейчас почти завершены, ведется работа с контрактами по согласованию финансирования проекта. На проектную мощность новое предприятие выйдет в 2030 году, создав более 100 рабочих мест со средней зарплатой более 100 тысяч рублей.
«У нас есть опыт, работающая фабрика, спрос и самое главное – понимание, как это, соответственно, грамотно воплотить в жизнь. Новый завод является важным объектом не только с точки зрения экологической функции, но и позволит создать высокотехнологичные оплачиваемые рабочие места и получать налоги от деятельности предприятия. Для справки, в этом году комбинат заплатит примерно 500 миллионов налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации, – отметил Игорь Анатольевич. – Наша задача – не просто создать бизнес: во всем мире задан тренд на вовлечение общества, на решение социальных задач, на сотрудничество с властью. Мне нравится этот посыл и наша деятельность: из отходов получается готовый продукт – это же просто магия!».
Стоит отметить, что этот масштабный проект для компании будет третьим. Более того, в перспективе, после запуска мусоросортировочных комплексов на левом и правом берегу Новосибирска, есть планы построить еще один завод, нацеленный на переработку полигонной макулатуры и тетрапака.
Олеся Соснина