Сергей Карпекин: «Выход в люди дал эффект»

В Ордынском районе состоялось расширенное выездное заседание коллегии Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области, в рамках которого руководитель налоговой службы региона Геннадий Морозов рассказал об итогах работы за 2024 год. Это был основной, но не единственный пункт в повестке дня. Вслед за ним был организован круглый стол, в рамках которого были подсвечены наиболее актуальные проблемы, связанные с изменением налогового законодательства
– Хотелось бы отметить, что мероприятие получилось масштабное. Наряду с руководителями сельхозпредприятий участие в нем приняли заместитель председателя правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко, заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Ирина Диденко, глава Ордынского района Олег Орел, директор Центра содействия развитию предпринимательства в Новосибирской области Михаил Космынин, руководитель комитета по финансам и налогообложению Новосибирского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Наталья Рапота, а также главы муниципальных образований Ордынского района, – рассказывает председатель Общественного совета при УФНС России по Новосибирской области Сергей Карпекин. – От Общественного совета, который я представляю, скажу, что новая практика достаточно интересна по формату. Некоторое время назад аналогичное мероприятие мы проводили в Маслянино. Такой выход в люди, на землю полезен, в том числе, с точки зрения знакомства с деятельностью предприятий района на месте. Это дает возможность узнать об особенностях и проблемах, с которыми они сталкиваются в сегодняшней действительности, и помочь в выработке важных решений по недопущению нарушений, которые могут повлечь либо наказание, либо их ликвидацию.
– Сергей Вадимович, круглый стол был посвящен теме самозанятых и налогам с доходов физических лиц. Почему именно это направление было в центре внимания?
– Эксперимент с самозанятыми начался в нашей стране давно и привел к тому, что сегодня в Новосибирской области зарегистрировано больше 200 тысяч самозанятых. С одной стороны, это, конечно, успех. Данная форма, по сути, позволила им легализовать свою индивидуальную трудовую деятельность, свой доход, предоставив льготные условия: они платят налоги за услуги физлицам – 4 процента, юрлицам – 6 процентов, при этом освобождены от уплаты страховых взносов.
Но, как и всякая инициатива, самозанятость имеет помимо положительных, еще и негативные моменты. Было мнение, например, что самозанятость влияет на ситуацию с дефицитом кадров на рынке труда. Уходя в самозанятость, население отвлекается от участия в трудовой деятельности в качестве наемных работников, которые больше платят налогов в бюджет.
Не смогли обойти стороной и тему, связанную со злоупотреблениями отдельных хозяйствующих субъектов, которые вместо того, чтобы принять человека на работу, заключают договор с самозанятым. Тем самым они опять же экономят на налоговых отчислениях. В ходе обсуждения за круглым столом было четко сказано о том, что налоговая служба сейчас активно этим вопросом занимается и анализирует подобные схемы. Соответственно, появились и определённые рекомендации. В случаях выявления подобных схем предприятиям будут предъявляться претензии о незаконном использовании самозанятых для ухода от налогов. По информации налоговой службы сегодня в Новосибирской области в группе риска находится порядка 180 предприятий, которые работают более чем с 700 самозанятыми. Соответственно, с этими предприятиями ведется определенная работа. Их просят пояснить свою активную массовую работу с самозанятыми. Доказать, что это правомерно. В противном случае – просто изменить модель поведения: принять этих сотрудников на работу, если они действительно работают, и уточнить свои налоговые обязательства.
– На Ваш взгляд, может ли такая подозрительность со стороны налоговых органов подтолкнуть самозанятых к уходу в найм?
– Это вряд ли. Люди идут в самозанятость, и тенденция к продолжению роста сохраняется. Единственное, возникает еще один риск. На территории некоторых районов области наблюдается тенденция к увеличению числа самозанятых на фоне явного снижения количества индивидуальных предпринимателей. В свою очередь, это может свидетельствовать о том, что некоторые предприниматели переходят в статус самозанятых, чтобы где-то, в том числе, минимизировать свои налоговые платежи.
– Но ведь существуют различия в видах деятельности самозанятых и ИП…
– Разница между ИП и самозанятым есть, включая тот факт, что не всеми видами деятельности самозанятый может заниматься. Хотя это дискуссионный вопрос. Сейчас, например, многие таксисты оформляют себя самозанятыми. И государственный орган пока сморит на это сквозь пальцы. В чем подвох? Самозанятые не могут заниматься деятельностью, если она подлежит лицензированию. А пассажирские перевозки – это лицензируемый вид деятельности. Здесь возник казус. Ранее многие таксисты вообще никак не декларировали свои доходы. Когда они стали регистрироваться самозанятыми, на это стали смотреть положительно, поскольку в таком случае они хоть какие-то доходы стали декларировать и платить налоги.
По словам Сергея Карпекина, подобный формат мероприятий будет продолжен. Он взят на вооружение как перспективный и эффективный, если учесть, что районов у нас в регионе много, и везде есть свои особенности.
– Я думаю, налоговая служба правильно делает, что так расширяет кругозор участников, проводя такие совещания на местах. У предприятий была возможность задать вопросы, связанные с какими-то конкретными ситуациями. Налоговая служба идет сейчас навстречу и предлагает возможные решения в случае возникновения сложных ситуаций, чтобы мягко выйти из кризиса. Все заинтересованы, чтобы предприятия работали. И если какие-то вопросы и возникнут, то нужно обязательно найти возможность их решить, – заключил он.
Юлия Цыганкова