Инженер – это человек с особым мировоззрением

С 3 по 6 марта «Новосибирск Экспоцентр» традиционно встречал участников и гостей Международной промышленной выставки-форума «МашЭкспо Сибирь», которая в очередной раз продемонстрировала широкие возможности для демонстрации экологичного оборудования, промышленной сварки, новейших технологий в области обработки металлов, аддитивных и научных разработок, обмена профессиональной информацией и кооперации участников промышленного сообщества
Как было отмечено ее организаторами во время церемонии открытия, в 2025 году число участников выросло более, чем на 30 процентов. Было представлено 150 компаний из 18 регионов Российской Федерации, а также гости из республики Беларусь. А это значит, что важность и ценность данного отраслевого события Сибири – на котором поднимались вопросы по развитию машиностроения, были затронуты темы формирования технологического суверенитета, инноваций, подготовки кадров – растет в рамках российского календаря выставок.
Одним из важных мероприятий, объединивших представителей власти, общественных организаций, предприятий, науки, образовательных учреждений, – стало пленарное заседание «Компоненты технологического суверенитета в промышленности».
Как сказал Виктор Толоконский, председатель Совета директоров МВК «Новосибирск Экспоцентр», открывая пленарное заседание: «В зале – те люди, которые лучше других понимают, какие проблемы приходится преодолевать, создавая промышленные производства, внедряя новые производственные технологии, развивая промышленность и машиностроение. Этих проблем очень много. И мы должны находить решения каждой из них. Новосибирская область имеет богатые традиции в развитии промышленности, она всегда была сторонником развития всех ее современных сфер и отраслей, и четко понимала, что без современной развитой промышленности не может быть эффективного развития науки».
О том, с какими проблемами приходится сталкиваться не только сибирским, но и всем российским промышленникам, рассказал в ходе своего выступления президент МАРП, руководитель отделения РСПП в Новосибирской области Сергей Карпекин. Он заметил, что на протяжении нескольких последних лет предприятиям удавалось не просто избегать банкротства и приостановления деятельности, но и запускать самые разные инвестиционные проекты. Однако опрос, который был проведен среди крупнейших промышленных предприятий России в конце прошлого года, заставил серьезно задуматься над происходящим: более 60 процентов руководителей заявили о том, что готовы приостановить, либо существенно сократить инвестиционные проекты. Он также рассказал о том, что в РСПП была создана специальная комиссия по взаимодействию с Центральным Банком.
– Что удалось сделать? Обещали, что полгода не будут повышать ключевую ставку. Эти полгода истекут в мае. Но уже сейчас видно, что в плане охлаждения экономики мы добились «многого», а ситуация с инфляцией не изменилась в лучшую сторону, – уточнил Сергей Вадимович.
Большое внимание было уделено и теме подготовки кадров. Прозвучавшие со сцены мнения были достаточно интересными.
Так, например, частичным решением проблемы нехватки кадров, в частности, инженерных, ректор Новосибирского государственного технического университета, выпускник факультета машиностроения Анатолий Батаев считает целевое обучение. Правда при этом отмечает, что система дала сбой. Если балл у абитуриента очень высокий, он не хочет иметь никаких обязательств ни перед кем. Поэтому подобные договоры с предприятиями заключают, как правило, абитуриенты с низким проходным баллом по результату ЕГЭ.
– Как следствие – не всегда студент справляется с выполнением обязательств по освоению образовательной программы. В данном случае страдают все, – говорит ректор.
Очень интересной оказалась статистика относительно подготовки инженеров в целом, которую он озвучил:
– Для университета, конечно, замечательно, что на его выпускников, особенно конструкторов и технологов, есть спрос. Это стимулирует будущих абитуриентов. Однако когда я учился на этом направлении в 1974 году, нас было 200 человек при общей численности студентов 7500 человек. Сегодня, когда в университете учится порядка 15000 студентов, на данном направлении – всего 40 человек.
По словам Анатолия Андреевича, проблема в том, что сегодня все меньше желающих сдавать физику на ЕГЭ в школе. А без этого предмета в принципе невозможно подготовить инженера. И на протяжении последних четырех лет перелома ситуации в лучшую сторону не наблюдается в целом по стране.
Все понимают, что такой пробел в специалистах еще более серьезным образом аукнется в сфере промышленности на протяжении следующего десятилетия.
– Когда санкции будут сняты, предприятия будут готовы работать в полную мощь, но работать будет некому. Я считаю, что эту ситуацию нужно поднимать на уровень государственной задачи и искать мотивирующие школьников решения. Может быть, пересмотреть систему поступления в институт в целом, – сказал Виктор Толоконский.
Свою точку зрения по вопросам подготовки кадров и поддержки предприятий озвучил и представитель компании Гормашэкспорт Андрей Степаненко.
– То, что мы сегодня называем проблемами, я бы назвал препятствиями, которые следует преодолевать, – сказал Андрей Иванович. – Да, препятствий сегодня очень много. И одно из них связано с образованием. Я бы сказал, что оно связано не столько с вузами, сколько с обществом. В последнее время я все чаще и чаще слышу, что мы можем экстренно, за 3 года обучить инженера, а за 3 месяца – станочника. На самом деле, мы занимаемся самообманом. Инженер – это не тот, кто прослушал курс лекций, а человек, у которого сформировалось особое мировоззрение, особая картина мира, человек, отличающийся энциклопедическими знаниями в большинстве случаев. И самое важное – работать из-под палки за зарплату инженер не способен. Он должен постоянно испытывать желание и интерес увидеть продукт своей деятельности. А потому очень важно формировать подобный интерес у наших детей, о которых все почему-то забыли. Мы вкладываем совершенно сумасшедшие суммы в совершенно не влияющие на развитие предприятий цели. Почему бы не направить эти деньги на детей? Построить станцию юных техников, найти людей, которые будут обучать детей и учить их получать удовольствие от продукта своего труда. Я уверен, что, даже сделав модельку по проекту из журнала «Юный техник» советских времен, ребенок получит удовольствия больше, чем от игры. Но мы этого не делаем, мы об этом забыли. Хотя надо вкладывать в детей!
Андрей Степаненко считает, что воспитать инженера меньше, чем за 10 лет – невозможно, как и станочника – меньше, чем за 5.
– Но самое главное: мы себя убеждаем, что это возможно, – говорит он. – Кто такой станочник? Это человек, который делает невозможное. Он на кончиках пальцев может делать то, что не могут делать машины. И сегодня мы таких специалистов теряем. То, что сейчас говорят, что мы обучаем станочников – извините, но не станочников, а уборщиков стружки и заливщиков эмульсий. Потому что, если что-то не прошло по технологии, а на производствах сейчас стоит куча автоматов китайского производства, никто не может понять, почему идет брак – ни новоиспеченный станочник, ни такой же технолог, который просто переписал программу. Лучше бы он эскизы на коленках рисовал, чем переносил программы из одной системы в другую. Он бы хоть понимал, что делать. А он не понимает! Собственно, и реверс-инжиниринг этому тоже способствует. Я категорически против него по одной простой причине: что бы ты ни делал, ты должен делать собственным умом, использовать уровень развития техники.
Говоря о мерах поддержки промышленности на примере своего предприятия, спикер обратил внимание:
– Сегодня их большое множество, но все можно разделить на две категории – либо они нам не по зубам, либо они нам не интересны. В связи с чем мы просто перестали тратить время на их изучение. При этом мы спокойно получаем меры поддержки, например, в соседнем Казахстане, где у нас запущено производство. У нас есть фабрика в Африке. И ни одной – в России. И еще один важный момент, о котором я бы хотел сказать: мы себя не любим, не любим свое, потому что много лет нам прививали мысль, что ничего хорошего в нашей стране создано быть не может. Взять вопрос о госзакупках. Почему не стоимость эксплуатации является критерием покупки, а стоимость штуки при закупке оборудования? Считаю, что нам надо меняться!
Выступление оказалось действительно интересным, но, поскольку было ограничение по времени, Андрей Иванович предложил ответить на все интересующие присутствующих вопросы по его окончании. Собственно, продолжением темы разработок, а точнее охраны интеллектуальной деятельности и ИТ-решений, стало выступление начальника Центра физики и прикладной механики ФИПС Михаила Сальникова.
Пленарное заседание завершилось, однако его участники выразили надежду на то, что эта дискуссия будет продолжена за его пределами, как и выработка решений по наиболее актуальным направлениям, а предложения будут сформулированы и направлены в соответствующие органы.
Юлия Цыганкова