Лариса Капустина: Лес учит нас терпению и совершенству

Л. Капустина

Природа настолько совершенна, что она может регулировать все происходящие в ней процессы самостоятельно, но иногда ей все же требуется поддержка человека. В такие моменты на помощь приходят «зелёные доктора» – специалисты Центра защиты леса

Центр защиты леса Алтайского края уже более 20 лет следит за состоянием алтайских лесов, общая площадь которых составляет 9,5 миллиона гектаров. Его сотрудники ведут мониторинг лесных объектов, оценивают фитосанитарное состояние посадочного материала, создают генетический паспорт лесообразующих пород…
С Ларисой Капустиной, директором Центра защиты леса Алтайского края и неоднократным победителем Межрегионального конкурса «Директор года Сибири», мы побеседовали о том, чем болеют деревья, какие инструменты используются специалистами для диагностики и лечения этих заболеваний, и просто о любви к лесу.
– Лариса Фёдоровна, расскажите подробнее, чем занимается ЦЗЛ?
– Мы наблюдаем за всем, что происходит с лесом: диагностируем заболевания, лечим их, отслеживаем появление вредителей, смотрим, как одна порода деревьев сменяется другой, как проходит искусственное лесовосстановление. В генетической лаборатории центра устанавливается родство между посадочным материалом и семенами, создаются паспорта лесных массивов. Сотрудники лесосеменной станции определяют качество и жизнеспособность семян. Лес – это живой организм, он постоянно меняется, поэтому работы у лесников достаточно.

М. Бурмистров и Т. Шершнева

Сегодня к нашим обязанностям в рамках осуществления Государственного мониторинга воспроизводства лесов добавились работы по контролю исполнения «компенсационного» лесовосстановления в рамках федерального проекта «Сохранение лесов». Его цель – сохранение баланса между вырубленными и посаженными деревьями. Алтай развивается – прокладываются новые дороги, строятся линии электропередачи, горнолыжные трассы, для всего этого расчищаются площади, вырубается лес. Этот вырубленный лес должен быть компенсирован, то есть – сколько деревьев срублено, столько должно быть посажено. Но высадка саженца – это лишь один из этапов долгого процесса лесовосстановления. Ему предшествует выбор правильной площади, который осуществляется с помощью спутника. Верификация данных спутника – проверка. Она необходима, поскольку спутник может указать на заболоченную местность или на площадь, где уже высажены трёхлетние саженцы, которые он не видит. Кроме того, мы следим за состоянием лесопосадок, наблюдаем за взрослыми деревьями, отслеживаем повреждение насаждений.
– А что вызывает повреждение насаждений?
– Как правило, это антропогенные факторы, погодные условия (ветровалы, бури) – в последние годы это главная причина. Ну и вредители, например, непарный шелкопряд, который на территории Алтайского края обитает на 94 тысячах гектаров. Прошедшая зима была мягкой, тёплой, что создало благоприятные для него условия. Шелкопряд вылупился из яиц, и скоро начнётся лёт бабочек – это красивое зрелище, но для леса большое количество шелкопряда губительно. Правда, вред лесу наносят не бабочки, а гусеницы. Они питаются лиственными породами – это их кормовая база. Но если гусениц много, листвы не хватает, и они начинают есть хвою. А хвоя, в отличие от листвы, не восстанавливается. Такое случается нечасто, в последний раз – в 2016 году в Республике Алтай мы наблюдали голые кедры, на которых остались только шишки, а хвоя вся была съедена шелкопрядом. Это страшная картина.
– Можно ли как-то бороться с этим вредителем?
– Да, существуют биологические препараты, Лепидоцид, например. Его распыляют на кроны деревьев рано утром, часов в 5-6. Именно в это время шелкопряд поднимается по стволу вверх, чтобы «позавтракать», ночует он внизу. Этот препарат воздействует на кишечник гусениц, они погибают. Лепидоцид используют также дачники и садоводы, поскольку непарный шелкопряд вредит и садовым посадкам.
– А существуют какие-то меры профилактики?
– Профилактика шелкопряда – это сбор яйцекладок. Она проводится вручную, обычно осенью, когда бабочки откладывают яйца. Возможно, вы видели яйцекладки шелкопряда на стволах деревьев, на стенах, они представляют собой крупные бежево-рыжие пятна диаметром до 2–3 см, покрытые опушением. Их соскребают механически и сжигают. Ещё один метод профилактики – нефтевание (промазывание кладок керосином или отработанным машинным маслом). Специалисты также устанавливают ловушки вдоль рек, ловят бабочек, потому что одна бабочка откладывает до 900 яиц.
В природе у шелкопряда есть свои враги: жук красотел, кукушка, наездник (перепончатокрылое насекомое). Ранние заморозки также представляют угрозу для шелкопряда.
– В Россию завозят огромное количество экзотических цветов, фруктов из разных стран и, несмотря на все проверки, обработки, насекомых тоже привозят. Появились ли за последнее десятилетие в нашем лесу вредители-мигранты?
– Да, вредитель полиграф, который очень любит древесину пихты. Этот опасный инвазивный вредитель раньше обитал на Дальнем Востоке, в Китае, Корее, Японии, а теперь живет и в наших лесах, в Кемеровской области, Хакасии. Возможно, вы видели маленькие отверстия на пихтовых насаждениях, из которых сочится смола – это следы, оставленные полиграфом.
– Какие инструменты используют ваши специалисты для мониторинга территорий, ведь обойти все леса Алтая физически невозможно?
– Сегодня для дистанционного зондирования земли мы используем данные спутника. А остальное – пешком: у нас проложены маршрутные ходы, составлены пообъектные планы, которые расписаны на год, есть пункты постоянного наблюдения, расположенные в берёзовых, осиновых и сосновых насаждениях. На этих пунктах мы ежегодно проводим наблюдения, делаем замеры диаметров, высоты деревьев, определяем категорию их состояния, выявляем признаки поражений – от водянки до раковых заболеваний. Да, деревья тоже болеют раком. Словом, мы наблюдаем за состоянием леса от рождения до старости.
– Учить людей бережному отношению к лесу – одна из задач Центра?
– Разумеется. Этому направлению в нашей работе мы уделяем немало времени. Встречаемся с детьми и подростками, студентами вузов. Недавно в детском саду с малышами лепили букашек, рассказывали им о лесе, показывали вот это волшебство, когда из семечка прорастает маленькое деревце. Им все это интересно, а любовь и рождается из интереса. Когда они узнают о деревьях, насекомых, начинают иначе относиться к лесу – как к чему-то живому.
Специалисты нашего центра на постоянной основе взаимодействуют со школьными лесничествами, вместе проводят исследовательские работы, участвуют в различных конкурсах. Студенты аграрного университета проходят у нас практику.
Хорошей традицией стало ежегодное познавательное мероприятие «Подрост», которое проходит на базе Бийского техникума лесного хозяйства. Там ребята могут поучаствовать в различных мастер-классах, познакомиться с лесной генетикой, методами молекулярной биологии.
Для юных лесников ФБУ «Рослесозащита» провел Всероссийский конкурс детских рисунков, который в этом году был посвящён 80-летию Победы.
То есть подрастающее поколение мы воспитываем с юных лет.
– Значит, проблема кадров для вас не актуальна?
– К сожалению, актуальна. Потому что причина этой проблемы не в отсутствии интереса к профессии, а в низких зарплатах. Молодые специалисты уходят от нас именно поэтому.
Но, несмотря ни на что, у нас очень молодой коллектив, 70% сотрудников – это люди до 45 лет. И я горжусь каждым из них.
Артём Бородинцев и Ангелина Радионова из лаборатории молекулярной генетики, одной из восьми в России, – увлечённые молодые люди. Они создают референсную базу данных лесных древесных растений.
Шершнева Татьяна Николаевна, заместитель начальника отдела «Алтайская лесосеменная станция», проводит очень важную работу – проверяет на всхожесть семена различных пород.
В аналитическом отделе удивительные ребята работают, собирают и анализируют массу информации, а для этого необходимо понимать специфику каждого отдела. У нас в целом коллектив неразрозненный – все друг с другом взаимодействуют, помогают друг другу.
Наш потрясающий энтомолог – Перунов Юрий Евгеньевич, Косилов Алексей – начальник отдела защиты леса и ГЛПМ, замечательный начальник отдела «Алтайская лесосеменная станция» Бурмистров Максим – всегда готовы поделиться опытом, знаниями.
– Работа с лесом, ежедневное соприкосновение с природой накладывают отпечаток на характер человека?
– Да, конечно! Я считаю, что лесники – самые терпеливые люди на свете. Ведь, чтобы вырастить дерево, нужно очень много терпения и времени – дерево растёт как минимум 70 лет.
А ещё в любой точке мира лесники находят общий язык, помогают друг другу. «Я – лесник» – это как пароль, открывающий перед тобой души людей.

Тамара Разумная