Командный лидер Ирина Демчук

И. Демчуг

Удивительно, но многие годы в журналистике не ослабили моей благодарности к этой профессии. Пожалуй, прежде всего, за открытые двери в мир людей, за возможность слышать, как звучат струны их души…

Ирина Николаевна Демчук, с которой мы встретились для интервью в рубрику «Персона» по поводу очередной круглой даты со дня ее рождения, как раз из тех «знакомых незнакомцев», с которыми видишься довольно часто, но судишь о них неглубоко. Где-то в закоулках сети встретилось определение: «сильная и стильная», показалось — вот оно, как раз про неё, ёмко и точно! Но она как-то по-особому взмахнула рукой с тонкими артистичными пальцами, взглянула внимательно и немного устало умными, «агатовыми», в точности, как мои, глазами — зелеными с коричневыми искорками, и на все «почему», прозвучали простые, искренние ответы. А я сделала твёрдый вывод: сильная и… тонкая.
— И снова круглая дата… Ирина Николаевна, как прошли эти годы, что внесете Вы в свою копилку «самое значимое из прожитого» за последние пять лет?
— Пролетели незаметно. В определенный момент жизни время начинает двигаться гораздо быстрее, изменяется и ритм, и темп, а успевать по-прежнему хочется многое. И по-другому «бремени лет» не чувствуешь — могу сказать это с полной уверенностью. Возможно, становишься чуть мудрее, приобретаешь больше опыта, понимания в каких-то вопросах, но это еще не тот возраст, который определяет какие-то границы. Жаль только, что уже много лет нет родителей. Так хочется поговорить с ними о том, что сбылось из детских мечтаний, а что пошло по-другому и как вообще сложилась жизнь. Я думаю, они были бы рады за меня, поскольку я была самостоятельной и целеустремленной с детских лет. И повзрослела рано. Возможно, в силу того, что родители были не молоды, и многое приходилось брать на себя. Большую роль в этом взрослении сыграли мамины наставления и принципы: любая цель достижима, если ты сам будешь к ней стремиться. Так я и живу с шестнадцати лет с девизом, что мне никто ничего не должен, и я никому ничего не должна, за исключением случаев, если имею возможность помочь кому-либо. Не обязательно финансово. На этих принципах и строится вся моя жизнь. Возможно, поэтому за пять лет в ней как будто ничего не изменилось.
— А как же новые условия работы, новые профессиональные позиции? Даже со стороны ясно, как это было непросто — стать бизнес-лидером банковского бизнеса группы «Открытие» в Новосибирской области.
— Все эти интеграционные процессы, которые я прохожу с 2000 года, на самом деле предопределили новый этап, и жизненный, и профессиональный. Четыре месяца аттестации в прошлом году просто обнулили мой опыт. И это нормально: новое время, новые требования, абсолютно новые подходы — в расчет берутся уже не опыт, а навыки и личные качества. И тут важна была именно целеустремленность. Поэтому я пошла на этот конкурс, и в апреле прошлого года меня назначили лидером объединенной банковской группы «Бинбанк-Открытие». А первого января этого года произошло юридическое присоединение этих структур. Сейчас мы работаем в группе, куда входит Росгосстрах, Росгосстрахбанк. И эти связанные с интеграцией новые задачи — сложные, масштабные, а потому интересные — фундаментально новый, а потому самый важный этап моей деятельности за эти пять лет. Мне нравится это обновление. Задачи рассчитаны практически до 2020 года и связаны с выполнением целевых показателей, которые высоки. Необходимо понимание команды, как их достигать, понимание клиентов всех этих перемен, на что приходится тратить много времени, в том числе личного, иначе цель достигнута не будет. Могу себе это позволить. Но для меня все же существуют суббота и воскресенье как выходные, которые я посвящаю семье. Во всяком случае, стараюсь. У меня есть дача с садом. Я очень все это люблю. У меня всегда большой урожай яблок, из которого я готовлю прекрасное повидло. Еще в детстве было моей обязанностью следить за садом — ездить дважды в день за пять километров на велосипеде утром и вечером. А первые деньги я заработала уже в восьмом классе. В 16 лет с единственной четверкой в аттестате поступила в Шадринский кооперативный техникум на бухучет, отложив вуз на потом, потому что надо было думать о родителях-фронтовиках, заботиться о них. По окончании мне дали рекомендацию в вуз, и папа сказал: «Ира, тебе будет тяжело (был очень болен), но мама будет помогать, поступай». И я поступила в Новосибирский институт советской и кооперативной торговли на учетно-экономический факультет. Мама присылала небольшие деньги — по возможности, я получала повышенную стипендию, и когда у ребят в общежитии не было денег, варила борщ на весь этаж, и наоборот. А летом во время третьего трудового семестра работала в поезде проводником, зарабатывала по 750 рублей за сезон. Это были по тем временам очень большие деньги и тяжелый труд. Не думаю, что кто-то из нынешних молодых способен на это. Трудолюбие и целеустремленность должны воспитываться с детских лет. Когда детей не заставляют что-то делать, чего же ожидают после?

Лучший отдых — движение

— Жизненная закалка сродни спортивной: мышцы накачиваются годами.
— Это точно. Легкие старты даются не всегда и не всем. Заработать 40 рублей на пальто и обувь, чтобы ходить в школу, играя на фортепьяно в детском саду во время летних каникул, было для меня жизненной необходимостью, хотя хотелось серьезно учиться играть на фортепьяно, рисовать. Мечтала стать пианисткой…
— А погрузилась в мир цифр. Как же это вышло?
— В восьмом классе в УПК (учебно-производственном комбинате), которые были частью общеобразовательного процесса и где я училась на продавца продовольственных и непродовольственных товаров, началась производственная практика. Нас приглашали даже на ревизии. У меня неплохо получалось, что заметил главный бухгалтер районного потребительского общества города Далматова, где я родилась и училась, и меня стали приглашать работать во время каникул бухгалтером. И каждый год на счетах я обрабатывала 41 товарно-денежный отчет, в том числе ювелирный отдел универмага, получала 90 рублей в месяц и практически освоила профессию бухгалтера. И когда встал вопрос выбора, мама, математик и физик по специальности, сказала, что игра на фортепьяно — это не профессия, и категорически запретила поступать, как я рассчитывала, в музыкальное училище, а далее в консерваторию. Пристрастие к музыке у меня, видимо, от папиных корней: все шесть его братьев играли на двух-трех музыкальных инструментах, а дед Демчук играл на скрипке.
— Уже вполне волевого человека обуздали еще более волевым решением? Как теперь видится, оно было правильным?
— Да, я благодарна маме, что она настояла на своем. Профессия вывела меня на серьезную жизненную позицию. Но, признаюсь честно, по музыке скучаю всегда. Душой я с ней не рассталась. Она плачет всегда, когда я ее слышу, особенно если звучит мой любимый орган. Нереализованная мечта… Мама посоветовала перевести музыку в разряд увлечений, но это сильнее, чем просто хобби. У меня, конечно, есть уникальный инструмент с двумя органными регистрами. Иногда я играю Баха по нотам, но это слишком будоражит меня…
— Может быть, даже не мамино решение, а в большей степени внешние обстоятельства и погубили в вас великую пианистку?
— Зато открыли мне другой путь, тоже непростой, но полный созидания. А путь «в банкиры», когда все зависит только от тебя самой, очень непрост. После окончания вуза меня оставили преподавать ассистентом на кафедре «финансы и анализ». Но не дали ни квартиры, ни общежития. Меня приняла подруга в свою комнату в общежитии. Мы с ней прошли через многие трудности, вместе учились в аспирантуре и с тех пор дружим всю жизнь. Это невероятно важно — встретить на своем пути хороших людей. И в этом мне повезло не однажды. Когда мне предложили стать ведущим аналитиком отдела экономического анализа в одном из банков, я уже была замужем, сыну было два с половиной года, я писала кандидатскую диссертацию, но у меня по-прежнему не было квартиры и многого другого. Фактически опять на решение повлияли обстоятельства. Я взялась поработать там месяц своего отпуска и осталась. Все условия меня устраивали, и профессионально все было интересно — тема банка как расчетного центра была мне понятна еще во время учебы. Вуз дал уникальное образование с точки зрения понимания специфики отраслей, а мы изучали их восемь с учетом российской специфики ведения бизнеса и условий для него. Прекрасное образование позволило раскрыть определенные компетенции и в банковской сфере. Уже работая там, я защитила диссертацию, получила степень доцента, написав методичку для института финансового и банковского дела на примере факторинга. К слову, научная деятельность присутствует в моей жизни всегда — весь прошлый год преподавала в Новосибирском государственном университете экономики и управления, сейчас приглашают на открытые лекции по специальности «банковское дело, финансы и кредит». Найти бы время…
— А женское начало? Ведь банкир — все-таки род мужской.
— Все зависит от внутреннего стержня. Одного профессионализма мало. Не должно быть эмоций и иллюзий, что за тебя кто-то примет решение. Это должен сделать ты, взвесив все за и против. Лидерство проявилось во мне с детских лет. Наверное, опять же, потому что перед глазами были мама и бабушка Дуня, мамина тетя, умевшая все на свете и научившая всему меня. Поэтому я очень хозяйственная — также многое умею и по дому делаю все сама. Мне всегда представлялось, что у меня будет большая семья, не меньше троих детей. Но жизнь распорядилась по-другому. «Нулевые» годы предполагали выживание. Я только в 33 года смогла взять кредит на квартиру. И всегда жила по средствам — тоже моя жизненная позиция. Не важно, что тебе хочется, надо исходить из своих возможностей. Мы строили свою жизнь сами, шаг за шагом.
— Однако эта жизнь была к Вам все же благосклонна — дала шанс и возможность развиться Вашим способностям и талантам. По большому счету, Вы счастливы?
— Конечно. У меня прекрасно сложилась жизнь. Но жертвовать чем-то ради чего-то требуется от всех и всегда. Просто надо уметь все совмещать. А если не способен, лучше не «впрягайся».
— Но чего-то все равно всегда не хватает. Может, внуков?
— Возможно. Однако все дается в свое время. Сын тоже целеустремлен. Он получает второе высшее образование, которое он хочет развить как лингвист. И торопить его нельзя. Но если говорить о личных мечтаниях, то это путешествия — хочу посмотреть мир, как можно больше стран, изучить особенности их культуры.
— По определенному плану?
— Да, всегда. Австралия, Бразилия, теперь Япония, Скандинавские страны и далее. Но как сложится — все равно зависишь от обстоятельств, с которыми личные задачи не всегда удается совместить. Пока ты нужен, твои компетенции соответствуют, ты способен достигать поставленных целей, пока все гармонично, стоит посвятить себя делу. Кстати, в нынешнем году исполнится двадцать лет, как я работаю на одном месте, начиная с Номос-Банка. Наверное, потому, что никогда не переступала через свои принципы. Это важно, особенно в банковской сфере.
— Деньги, деньги, деньги… Люди гибли за металл, образно говоря, с сотворения мира. Вы как человек мудрый, с большим опытом можете сказать, как уберечься от этой напасти?
— Если подходить философски, денег нужно ровно столько, чтобы хватало на комфортную жизнь и возможность помочь другим, когда это необходимо. Но они не должны быть самоцелью. Необходимо чувство меры. Деньги не станут злом, только когда ты к ним относишься именно с этих позиций. Работая в этой сфере, ты должен понимать их эффективность сообразно целям и задачам, ради которых ты работаешь, но никогда не поступаться принципами чести. Для меня деньги — заработная плата, позволяющая жить и удовлетворять определенные потребности. Напомню, мой жизненный принцип — жить по средствам. Я никогда не поставлю себе цели заработать дополнительно «на деньгах», вкладываясь в сомнительные предприятия.
— Случается, что к этой работе вдруг покидает вдохновение?
— Меня ничто не может выбить из колеи, по натуре я боец и всегда нахожу решение не проблемы, не люблю это слово, — вопрос. Меня может напрячь только отсутствие логики. Управление и постановка задач идет централизованно, что нередко нарушает мое логическое пространство. Тогда я полностью перезагружаюсь и принимаю задачу в той форме, в которой она поставлена, и начинаю строить ее решение в иной плоскости, с требуемым пониманием процесса, что и другим советую. То же и в жизни — что-то происходит вне мерок понимания, поскольку разные люди не могут мыслить одинаково. И этот рецепт применим к любым жизненным ситуациям.
— А чем побаловать себя, поощрить за такую во всех смыслах напряженную работу, кроме путешествий?
— Три с половиной часа по воскресеньям фитнеса, пилатеса, аквааэробики. К спорту я привыкла тоже с детства — мой номер восьмой в баскетболе и седьмой в гандболе. Спорт тоже дает определенный стержень. Я командный игрок с лидерскими началами: надо забить самой или дать пас для гола.
— И музицируете?
— Редко, берегу душу…
— Поделитесь «на десерт» нашей беседы рецептом вашего хваленого яблочного повидла.
— Он прост: вырезаешь середину яблока — вся мякоть должна попасть в кастрюлю. На 5 кг очищенных яблок около 2 кг сахара. Немного выдержки до появления сока, и кастрюлю на огонь. Доводишь массу до кипения, кипятишь в течение 5 минут, затем сбиваешь блендером. Повидло выходит плотное, не тягучее. А можно взбить блендером без сахара, распределить на противне на бумаге для выпекания и на час — в духовку. Как выпарится вода, собираешь в банку и закручиваешь крышкой.
— Обязательно использую этот рецепт и назову продукт «повидло Ирина». С наступающим днем рождения Вас, Ирина Николаевна. Здоровья Вам и счастья!

Наталья СЕКРЕТ