Выборы, выборы…

Традиции проведения избирательных кампаний в нашей стране переносят нас в дореволюционную Россию. Это была точка отсчета и в некоторой степени ренессанс выборного права. Тогда, 115 лет назад, трудно было себе представить, что со временем постоянное совершенствование, подгонка и притирка законодательства приведет к тому, что условный 1 процент пришедших на прямые выборы (а иногда и не пришедших, а проголосовавших дистанционно, посредством электронного бюллетеня) может обеспечить вполне себе легитимную (согласно букве закона) победу народного избранника или даже целой партии для 100 процентов российского населения

Историк и главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктор исторических наук Владислав Кокоулин обращает внимание на обстановку, в которой проходили выборы 1906 года: в России полным ходом шли революционные бои, а часть политических партий вообще бойкотировала выборы в Думу. Тем не менее, они состоялись.

«Подробные» имперские выборы

— В Российской империи выборы проходили в несколько этапов — избиратели выбирали выборщиков, и уже выборщики выбирали депутатов. Количество этапов и количество депутатов определялось тем, по какой курии эти выборы проходили.
Первоначально курий (то есть, разрядов избирателей, сформированных на основе социальной принадлежности и имущественного ценза) было три. Первая (34 процента от всех выборщиков) — это «уездные землевладельцы», вторая (24 процента) — «городские избиратели» и третья курия (оставшиеся 42 процента) — «уполномоченные от волостей и станиц». Условно эти группы назывались «помещичья», «мещанская» и «крестьянская». Для избирателей первых двух курий выборы были двухстепенными, для третьей курии они проводились в четыре этапа. После издания манифеста 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» был впущен указ от 11 декабря 1905 года, согласно которому формировалась ещё одна курия — «рабочая».
Избрание членов Думы производилось на губернских и городских собраниях, на которых присутствовали представители разных курий.
Крестьяне созывали сельский сход, который выбирал из своей среды уполномоченных на волостной сход. Волостной сход выдвигал двух уполномоченных на съезд, который избирал выборщиков в губернское избирательное собрание. На губернском собрании выборщики от крестьян сначала выбирали из своей среды одного члена Думы, а затем всё собрание избирало остальных депутатов.
Для рабочих устанавливалась трёхступенчатая система выборов. Они выбирали 236 выборщиков, которые, в свою очередь, — 15 депутатов в Госдуму.
Нужно отметить, что на выборах в первую Государственную думу помимо возраста (лица, моложе 25 лет, в выборах не участвовали) права голоса были лишены женщины, студенты, военнослужащие, ряд категорий коренного населения, которые занимались охотой и рыболовством. Также не допускались к выборам осуждённые и лишённые духовного сана.
Чтобы стать депутатом, надо было владеть государственным языком. Чиновники, избранные в Думу, должны были оставить место службы.
Несмотря на ряд существенных недостатков первых выборов, стоит признать, что манифест 17 октября сделал шаг на пути становления партийной системы, формирования навыков парламентской деятельности, законотворчества, появления легальных СМИ. Появились органы, обеспечивающие право избирать и быть избранным в Государственную думу, законодательно была закреплена деятельность властей, связанная с выборами, в крупных городах возникла система избирательных комиссий — губернских, уездных, участковых.
Если говорить о деталях, то они были далеки от современного «умного» голосования. Голосовали «шарами» или посредством «записок». Закон о выборах в Думу определял, в каком случае какой способ применяется. При выборах «шарами» надо было опустить в урну белый или чёрный шар, что соответствовало голосам «за» и «против». Но в случае, если численность избирателей превышала 500 человек в куриях уездных землевладельцев или городских избирателей, то применялись «избирательные записки».
Отмечу ещё одну особенность выборов в первую Думу: они проходили в разных губерниях и городах в разное время — сроки устанавливало Министерство внутренних дел. Многие партии образовались буквально накануне выборов, но, будучи в подавляющем большинстве беспартийным, российское население чётко осознавало свои политические и экономические интересы.

Царское самодержавие первоначально сделало ставку на крестьянство — избирательный закон обеспечил ему существенное преобладание в выборах: в европейской России крестьяне избирали 43 процента выборщиков в Думу, в Сибири — почти 75 процентов. Избирательная кампания в Сибири проходила в условиях режима военного положения в уездах вдоль железной дороги. Эсеры и социал-демократы бойкотировали выборы, а партии либералов и черносотенцев были в стадии формирования. Самыми активными в сибирских городах были кадеты.

Взлом формального выборного права

Прошло 83 года, и советская страна, устами Горбачева заявившая об альтернативных выборах, явила миру попытки рождения нового парламентаризма. Выборы же начала 80-х были пока еще «кукольными»: выдвигался один человек, чья фамилия и была записана в избирательном бюллетене выборов в Верховный Совет СССР. Гражданин опускал бюллетень в урну — дело было сделано.
— Но в 1989 году с практикой «один человек — один голос» было покончено. Гражданин, состоявший в руководстве общественных организаций и творческих союзов, мог проголосовать до семи раз, а если проживал в национальной республике, то и того больше. Наконец, он мог сам выдвинуться в депутаты, получив, например, поддержку трудового коллектива. Разумеется, власть постаралась сделать «дополнительное сито» для таких кандидатов — окружное предвыборное собрание, большинство в которых — представители партийных и местных комитетов.
На съезд народных депутатов 1989 года предстояло избрать 2 250 депутатов. Треть (750 человек) избирались от национально-территориальных округов, вторая треть — от территориальных округов с равной численностью избирателей и последняя — от общесоюзных общественных организаций.
Согласно Конституции, Съезд наделялся всей полнотой власти и мог простым большинством голосов принять или отменить любое решение, если оно противоречило Основному закону, квалифицированным большинством изменить и его.
Выборы впервые в Советском Союзе проходили на альтернативной основе: в среднем, на 1 место было 5 кандидатов, а в Новосибирской области даже 13. Это, правда, в среднем. Было около 400 округов, в которых был выдвинут всего один претендент. Кроме того, кандидаты выступали перед избирателями со своими программами по телевидению, что первое время шокировало избирателей.
Уже в то время процедура выборов вызывала много нареканий. Например, 100 кандидатов от КПСС (которых необходимо было выбрать в числе 750 делегатов от общественных организаций) сразу получили наименование «красная сотня». Кроме того, Михаил Горбачёв и практически все его соратники по политбюро шли по партийному списку.
Когда началась работа Съезда, сразу же выяснилось, что КПСС контролирует подавляющее большинство и о каких-либо решениях, которые бы шли вразрез с партийно-государственной линией, не было и речи. Однако впервые в СССР появилась легальная оппозиция — Межрегиональная депутатская группа, собравшая примерно 15 процентов депутатов.
В Сибири в состав народных депутатов было избрано 22 представителя интеллигенции, 20 человек от партхозактива, 16 рабочих, 12 колхозников и пять военных. Победа представителей интеллигенции не удивительна — они выступали под лозунгами исключения из Конституции СССР 6-й статьи о праве КПСС на руководящую роль, а также за переход властных полномочий от партии к Советам. Политическая активность протекала на фоне растущих экономических проблем, а вскоре стали появляться первые оппозиционные партии, и политический процесс в стране перешёл на новый уровень.

От лозунгов у избирателей кружилась голова

Распустив в октябре 1993 года Верховный Совет СССР, команда президента Бориса Ельцина объявила о выборах в Государственную думу. Выборы прошли трижды — в 1993, 1995 и 1999 годах.
— Выборы в Советы разного уровня, в том числе и в Верховный Совет СССР, проводились по одномандатным округам. Никаких партийных списков не существовало, поскольку партия была в то время одна — КПСС.
21 сентября 1993 года Борис Ельцин издал указ «О поэтапной конституционной реформе», который объявил выборы депутатов Государственной думы. В новую Думу выборы проходили по смешанной системе: половина из 450 депутатов избиралась в одномандатных округах, а другая половина — по партийным спискам в едином федеральном избирательном округе. В одномандатных округах была установлена мажоритарная система (проходил кандидат, набравший большинство голосов), а для выборов по партийным спискам — пропорциональная система: политические партии и объединения получали места пропорционально набранным голосам. Порог для выборов был установлен в пять процентов.
К этому времени в России оформилось несколько политических партий и большое количество политических и общественных объединений — всего 91, намеревалось участвовать в выборах 35 объединений, заявки подали 21 партия и объединение, а зарегистрировано было всего 13. Причина была простой — надо было в кратчайший срок собрать 100 тысяч подписей и представить их на проверку в Центризбирком.
Правительственный лагерь представляла партия «Выбор России» Егора Гайдара. Ей противостояла КПРФ с Геннадием Зюгановым. А между ними было несколько партий и объединений — ЛДПР с Владимиром Жириновским, «Яблоко» с Григорием Явлинским, Демократическая партия России со Станиславом Говорухиным, Аграрная партия России с Михаилом Лапшиным и Партия российского единства и согласия (ПРЕС) с Сергеем Шахраем.
Особую активность проявили партии, открыто поддерживавшие политику президента Ельцина. Для избирателей не было видно никакой разницы между «Выбором России», «Яблоком» и ПРЕСом. Они дружно поддерживали либеральные реформы и финансировались из одного кармана.
На победу рассчитывала партия «Выбор России». В ночь с 12 на 13 декабря, когда подводились итоги выборов, в государственном Кремлёвском дворце был организован праздничный ужин, на который собрались ведущие политики и артисты эстрады, но неожиданно для всех победила партия Владимира Жириновского — она набрала почти 23 % голосов. После такого провала «Выбора России» Борис Ельцин отправил в отставку Егора Гайдара, а президентские выборы перенёс с 1994 на более «удобный» 1996 год.
На выборах в Государственную думу второго созыва правительственный лагерь представляла уже партия Виктора Черномырдина «Наш дом — Россия». Политтехнологи предполагали организовать выборы «как в Америке», создав две конкурирующие между собой партии, на роль одной планировался «Наш дом — Россия», на роль другой — избирательный блок во главе со спикером Госдумы Иваном Рыбкиным.
Итоги парламентской кампании вновь всех удивили: 5-процентный барьер смогли преодолеть только четыре партии из 43. КПРФ стала лидером гонки, получив 22 % голосов, ЛДПР — на втором месте с 11%, «Наш дом — Россия» — 10 % и «Яблоко» — 7 %.
В 1999 году о своём намерении участвовать в выборах заявили 37 общероссийских политических объединения из 141. В избирательных бюллетенях оказалось 26 партий и объединений, а 5-процентный барьер в итоге преодолели только шесть. Лидером избирательной кампании стала КПРФ с 24 % голосов, представлявшее правительственную партию «Единство» получило 23 %. Особенностью избирательной кампании стало запредельное использование «грязных технологий».
Рассматривая трансформацию избирательного права за более чем вековой период, приходится признать, что с течением времени выборы постепенно стали хорошо отработанным, простым и удобным инструментом легитимизации действующей на данный момент времени власти. Правда, во многом его эффективность зиждется сегодня на пассивности и нигилизме российского электората.

Подготовил Сергей ГОНТАРЕНКО