Сонное царство

По мнению специалистов, сомнология или наука о сне — одна из наиболее бурно развивающихся областей нейронаук XXI века, занимающаяся исследованием механизмов бодрствования, функций сна, моделированием основных заболеваний человека и методов их лечения. Об этом — наш разговор с врачом-сомнологом Сергеем Ярошем

С. Ярош

Человека, конечно, более всего интересует и волнует практическая область сна, и неслучайно. Согласно опросу, лишь немногим более половины россиян (60 процентов) удовлетворены тем, как они спят. А четверо из десяти пожаловались на недосып. При этом только каждый третий (30 процентов) отметил, что спит по семь-восемь часов в сутки — в соответствии с физиологической нормой. А по данным исследований, проведённым, например, в Латинской Америке, симптомы плохого сна встречаются у 60 процентов населения. И это представляет собой серьёзную проблему, имеющую большое значение для здоровья.
Но сомнология как наука значительно шире. Наибольшие диагностические и лечебные возможности сомнологии развиваются в таких направлениях, как инсомния (бессонница), гиперсомния (чрезмерный сон или сонливость), синдром «апноэ во сне» (резкое уменьшение или полная остановка дыхания во время ночного отдыха), синдром «беспокойных ног», синдром периодических движений конечностей, парасомнии (то есть расстройства сна, включающие ненормальные движения, поведение, эмоции, восприятие и сновидения, возникающие во время засыпания, сна, между стадиями сна или во время пробуждения от сна), дневная сонливость, импотенция и эпилепсия. Кроме того, сон сам по себе является особым состоянием, в котором могут зарождаться или, наоборот, облегчаться многие патологические процессы.
Мало кто знает, но учёные выяснили, что за одну бессонную ночь мозг стареет на один-два года! К счастью, особенности нашего мозга таковы, что эти структурные изменения исчезают после ночи восстановительного сна, и всё же. В настоящее время существует более 90 видов нарушений сна, и именно поэтому сомнология является важнейшей составляющей нейронаук и современной медицины.
— Сомнологию, как таковую, можно разделить на две части, — говорит Сергей Ярош. — Клиническую, которая изучает проблемы сна, и научную, которая решает фундаментальные задачи. Для обывателя вторая составляющая науки может ни о чём не говорить, тем не менее, она имеет важное значение для применения в клинической практике. Проблемы со сном имеют в своей основе психические, психоэмоциональные нарушения. Они были всегда и описаны ещё в древних манускриптах, в частности, в одном из старейших сохранившихся литературных произведений «Эпос о Гильгамеше» («Сон напал на него, удел человека. Среди ночи сон его прекратился… Друг мой, ты не звал? Отчего я проснулся»?). Вообще нарушения сна начались с приходом в нашу жизнь электричества, то есть способности человека продлевать свой световой день. Новая веха началась с использованием светодиодных лам холодного белого спектра, который не способствует нормальному сну. Учёные утверждают, что холодный белый свет повышает работоспособность, а тёплый жёлтый свет способствует релаксации. Поэтому для того, чтобы человек полноценно отдыхал дома, придя с работы и лучше засыпал, рекомендуется использовать дома свет тёплого (жёлтого) спектра. Нужно сказать, что среди психиатров и сомнологов существует негласный спор: первые не признают инсомнию, как отдельное заболевание, рассматривая её как синдром на фоне тревожного расстройства, депрессии, например. Вторые в международной классификации нарушений сна (сейчас вышла уже третья редакция) выделяют в некоторых случаях инсомнию в самостоятельное заболевание. Изначально психологическая причина развития такого состояния перерастает в хроническую или психофизиологическую, условно-рефлекторную инсомнию — человек просто привыкает не спать, он ложится в кровать, и сон уходит. Психоэмоционального субстрата уже нет: например, вылечили тревожное расстройство, депрессию, а привычка не спать осталась. Говоря о перспективах сомнологии как науки, нужно сказать об открытиях последнего времени, изменивших взгляд на изучение сна. Например, орексин-гипокретиновая система мозга, связанная с нейромедиаторами и пониманием того, как нейромедиаторы поддерживают активное бодрствование. Или открытие глимфатической системы мозга, которая начинает работать в глубоких стадиях медленного сна, то есть через 30-40 минут от того, как мы уснули. Такой сон у нас преобладает в первой половине ночи, примерно с 22 часов до трёх ночи, потом стадия медленного сна начинает сокращаться.
— Природой устроено так, что одна треть жизни человека уходит на сон. Некоторым может показаться, что это впустую потраченное время. Но так ли это?
— Для чего нужен сон? Каждый человек может испытать это на себе, не поспав одну-две ночи. Говоря о необходимости восстановления, можно сравнить этот процесс с зарядкой гаджета, просто во время зарядки электронного устройства пользоваться им можно, а во время сна сознание отсутствует. Хотя существуют различные теории, например гуморальная (химическая) теория сна, объясняющая наступление сна за счет веществ, накапливающихся в организме во время деятельности: обеднение клеток кислородом, накопление углекислого газа, молочной кислоты, холестерина и т. д. Также предполагается, что во время сна направления перемещения основных ионных потоков, формирующих потенциал мембраны нейрона и участвующих в проведении нервного импульса, а также важнейших макромолекул из клетки во внеклеточную жидкость и обратно меняется на противоположное. То есть во время парадоксального сна клетки мозга чрезвычайно активны, однако информация от «входов» (органов чувств) к ним не поступает, и на «выходы» (мышечную систему) не подается. Но именно в процессе этого происходит восстановление. Во время фазы медленного сна это физиологическое, энергетическое восстановление для последующего бодрствования, во время фазы быстрого сна — психическое восстановление, обработка памяти, построение программ на будущее. Кроме этого, сон важен для метаболического устранения последствий активного бодрствования, вымывания продуктов распада и восстановления запасов.

— Интерес человека ко сну имеет практический интерес, и это оправдано. Но есть ещё и научная составляющая… С какими проблемами, в основном, обращаются к вам люди?
— Многое зависит от воздействия определённого уровня информации. До недавнего времени, как только по ТВ пройдёт какая-либо передача о нарушении сна, поток пациентов увеличивается. В основном обращаются по поводу бессонницы (инсомнии). Немного отстаёт обструктивное апноэ сна (в основном это мужчины работоспособного возраста), то есть резкое уменьшение или полная остановка дыхания во время сна. Процесс здесь развивается по ниспадающей спирали: увеличение веса приводит к апноэ, а апноэ усугубляет проблему излишнего веса. Причём апноэ увеличивает дневную сонливость. Что интересно, одна из страховых компаний США ещё в 70-е годы прошлого века подсчитала, что выгоднее лечить апноэ, чем оплачивать страховки по ДТП (засыпание за рулём). Это становилось причиной и техногенных аварий. Поэтому если есть потребность в дневном сне, нужно обращаться к сомнологу — это можно корректировать. Ещё об одном: уменьшается различие инсомнии между мужчиной и женщиной, ранее женщины были подвержены этому больше, скорее всего это имеет социальные корни. Можно отметить также негативное влияние на мозг и качество сна эпидемии ковида, это ещё предстоит изучать.
— Посуточная работа, ночные смены объективно не дают человеку выспаться. Можно ли адаптироваться к этому или это насилие над организмом?
— Конечно, у организма есть некие компенсаторные способности, он может сопротивляться, но последствия для организма негативные. Это нарушение циркадных ритмов, при котором происходит рассогласование между внутренним циклом сон-бодрствование и внешним циклом день-ночь. Существует термин джетлаг — синдром смены часового пояса, рассогласование циркадного ритма человека с природным суточным ритмом, вызванное быстрой сменой часовых поясов при авиаперелёте, который может сопровождаться усталостью, бессонницей, головной болью, потерей аппетита и другими состояниями дискомфорта. Есть социальный джетлаг — те же самые ночные дежурства или добровольная депривация сна, когда человек ограничивает сам себя, со временем это приводит к серьёзным нарушениям.
— Бывает, когда человек без проблем засыпает, но через два-три часа вдруг просыпается и сон пропадает. В чём дело?
— Обычно это связано с напряжённым психоэмоциональным состоянием алертности, то есть максимальной готовности к действию на фоне внутреннего спокойствия, оно может продолжаться во время сна. В суточной ритмике присутствует цикличность, во сне это полуторачасовые циклы: первая-вторая-третья стадия медленного сна и переключение на фазу быстрого сна. Цикл из двух фаз медленного и быстрого сна (физиологически он очень похож на бодрствование) занимает примерно полтора часа, по окончании чего нейрохимически есть два варианта развития: либо переход в медленный сон, либо пробуждение. При повышенном уровне тревожности происходит не переход к следующему циклу, а именно пробуждение. Считается, что нарушение засыпания — это ответ на острый дневной стресс, причиной пробуждения после нормального засыпания с последующим «рваным сном» может быть хронический стресс, а раннее пробуждение в четыре-пять утра с невозможностью уснуть — симптом депрессии.
— Можно ли вылечить или максимально сгладить эти нарушения, о чём свидетельствует современная клиническая практика?
— Если говорить об апноэ, возможна только коррекция, необходимо постоянное использование либо КАП, либо СИКАП-аппаратов — в зависимости от тяжести заболевания. По сути, диабет, артериальная гипертензия схожи в этом, и нуждаются в постоянном к себе внимании со стороны больного, поддержании терапии. От инсомнии можно избавиться полностью, но необходимо взаимодействие с лечащими участковыми врачами. Поскольку при первом же к ним обращении пациента по поводу бессонницы сразу же назначаются разные таблетки: кто-то депрессанты, кто-то даже нейролептики. Что не совсем правильно, поскольку это не лечение. Фармакологического лечения от бессонницы нет. Пока пьёшь таблетки — спишь, не пьёшь — не спишь. Во всех международных рекомендациях первое место в лечении инсомнии занимает психотерапия, конкретно — курс когнитивно-поведенческой терапии, пять-семь сеансов в течение недели. Но, к сожалению, лечение инсомнии в нашей стране плохо развито.
— Чем опасен недосып для человеческого организма?
— Во-первых, это соматические последствия — постоянная усталость, мышечная слабость. Во-вторых, психологические последствия: снижение когнитивной функции (памяти, внимания, усидчивости, концентрации). Через трое суток без сна наступают психиатрические симптомы: от паранойи до галлюцинаций. Кроме метаболических и гормональных нарушений, из-за недостатка сна страдает иммунная система человека. Эволюционно сложилось, что ночью человеку нужно спать. И даже последнее столетие активного светового продления светового дня, социальные факторы не изменили человеческую физиологию.

Беседовал Сергей ГОНТАРЕНКО