Александр Чернобровцев — творец новосибирского духа

А. Чернобровцев

Одной из безымянных улиц в Заельцовском районе Новосибирска (на участке от улицы имени генерал-майора Рожкина до улицы Кедровая) решено присвоить имя художника-монументалиста Александра Чернобровцева: автора Монумента Славы и других знаковых объектов города. Внук скульптора Антон Ширяев рассказал о вкладе своего деда в художественный облик города

— В год 130-летия Новосибирска маленькой улице в Заельцовском районе города было решено присвоить имя Александра Чернобровцева. Можно сказать — наконец-то, хоть объект и не такой масштабный, как мог бы быть… Тот факт, что талант Чернобровцева во многом сформировал художественный облик Новосибирска, вряд ли кто-то станет оспаривать. А какое из своих произведений сам ваш дед считал главным в своей жизни, говорил ли он об этом?
— Без сомнения, самым главным считается Монумент славы — это поистине выстраданное произведение, которое во многом можно назвать народным. Но, тем не менее, Александр Сергеевич каждую свою работу любил и ценил, ведь он одинаково вкладывал душу и в панно в Сквере Героев Революции, и в Монумент Славы, и даже просто в надгробные памятники, которые он тоже делал. Он жил искусством, и всё это было для него очень важным.

Одно из самых известных произведений Александра Чернобровцева ― панно «Реквием», посвященное Героям Гражданской Войны, размещенное на стене в Сквере Героев Революции. Вот что рассказывает о работе над ним Антон Ширяев: «Идея была в том, чтобы показать причастность нашего города к революционной судьбе всей страны и увековечить память о людях, которые отдали свою жизнь за наше новое будущее. Людей, которые изображены здесь, дедушка выискивал буквально из толпы. Одна из самых заметных фигур: женщина в центре. Её он встретил в столовой. Когда она оглянулась, он увидел такую боль в глазах, что сразу попросил использовать её образ. И выяснилось, что у этой женщины мужа как раз расстреляли колчаковцы. То есть она действительно пронесла эту боль через всю свою жизнь. Он и себя изобразил на этом панно, в виде одного из погибших красноармейцев, а женщина, которая над ним склонилась, ― это его мать, моя прабабушка Вера Степановна Чернобровцева. Кстати, помимо самой картины дедушка хотел еще сделать на ограждении разорванные цепи, как символ того, что люди сняли с себя оковы, но это осталось лишь в задумке. Работа эта была просто адская: здесь 240 бетонных плит весом более 12 килограммов каждая, в каждой из них есть арматурная сетка, а сзади они скреплены цементом. Чтобы это всё сделать, создавались гипсовые формы, куда заливали бетон, и на него через кальку переносили заранее подготовленное изображение. Работа заняла три года, а дедушке на тот момент было всего 30 лет. Причем это всё создавалось на чистом энтузиазме людей, которые занимались этим после основной работы. О деньгах тогда не думали, только о своей сопричастности к чему-то большому, великому».

— Говорили, что Монумент Славы создавался, по сути, на голом энтузиазме. Можете рассказать, что вспоминал ваш дедушка об этой работе и о том времени?
— Да, вы правы, Монумент Славы создавался практически на голом энтузиазме, слишком много было влиятельных на тот момент людей, которые ставили палки в колеса. Но, как я говорил выше, Монумент Славы — это народное произведение, в его создании участвовали самые разные люди от пионеров, которые ходили по домам, собирая у людей сведения об их погибших на Войне родных, до обычных людей, которые просто приходили и помогали в создании Монумента. Работа была поистине невероятная, но столь же трудно было получить одобрение на неё в различных высоких инстанциях: как вспоминал дедушка, последнюю точку в одобрении Монумента поставил секретарь обкома КПСС Михаил Семёнович Алфёров. Не имея одобрения из Москвы, он тогда взял ответственность на себя, заявив: «Мы не станем никого ждать. Будем открывать! Сами! Но нужно сделать всё за оставшийся до юбилея месяц, и сделать хорошо». Имелся в виду 50-й юбилей Великой Октябрьской социалистической революции. Как результат —Монумент был сделан от принятия решения Ленинским РК КПСС до окончания строительства всего за 19 месяцев.

Вот такие крылья могли бы появиться на набережной в Новосибирске

— А какие из произведений Александра Сергеевича менее известны, но, на ваш взгляд, заслуживают такого же активного внимания и могут считаться столь же знаковыми для города?
— Тут я бы упомянул его роспись в Часовне Николая Чудотворца на Красном проспекте. Часовня была открыта к 100-летию нашего города, но за прошедшие 30 лет, из-за свечей, горящих там, и из-за времени, она сильно закоптилась и осыпалась — это очень печально. Но Часовня находится во владении нашей Епархии, и её судьба, как и судьба росписи, целиком в руках нашего Митрополита. Хотелось бы, чтобы её смогли достойно отреставрировать.
— Понятно, что Александр Сергеевич не мог воплотить в жизнь все свои монументальные задумки. Как вам кажется, каких из его идей особенно не хватает теперь Новосибирску? Может быть, что-то можно воплотить и сейчас?
— Он мечтал поставить на нашей набережной большие Крылья — это был бы памятник нашему городу, как самому быстроразвившемуся, ведь Новосибирск поставил рекорд как самый быстрорастущий город-миллионник. Жаль, что этот его проект так и остался только в мечтах и макетах, как и многие другие.
Например, была задумка Мемориального ансамбля в Кызыле (Республика Тыва) в память погибшим тувинцам — Аллея плачущих лошадей. Много было идей, уже воплощённых в макетах, очень жаль, что они все так и остались только идеями.
Можно ли их воплотить сейчас, когда Александра Сергеевича с нами больше нет? Я думаю, нет, нельзя, он очень трудно пробивал каждое своё произведение, это была его жизнь. А с его уходом все эти макеты и эскизы просто исчезли или были сданы в архив. Таких, как он, больше нет и не будет.
— Чтобы творить такие вещи, наверное, надо по-настоящему любить свою Родину. Расскажите, каким человеком был Александр Сергеевич? Как он относился к стране, к Новосибирску, к искусству?
— Скажу сразу, дедушка был патриотом своей страны, своего Отечества и нашего города. Человеком он был сложным, как и любая талантливая и творческая личность. Всю свою жизнь он посвятил искусству, по праву считая, что только искусство может даровать бессмертие в памяти людей. Поэтому я очень рад, что наконец в городе появилась улица, названная в его честь, пусть маленькая и не такая масштабная в соответствии с его личностью, но это тоже хорошо, тем более я слышал, что решено проводить уроки для детей, рассказывая им про тех людей, чьи имена носят улицы нашего города.
Что делает человека бессмертным — это долгая и добрая память людей. Думаю, Александр Сергеевич Чернобровцев этого более чем достоин.

Беседовала Марина Вдовик