Многие вопросы пока без ответа

Российская финансовая система в очередной раз находится в состоянии неопределенности. На этом фоне Общественный Совет при министерстве финансов и налоговой политики Новосибирской области провёл своё мартовское заседание, которое председатель Общественного Совета Владимир Женов метко охарактеризовал как «не совсем традиционное в хорошем смысле этого слова»

В. Голубенко

При этом заседание было плановым и очень важным со всех точек зрения. Во-первых, это касается подведения итогов финансового года — с докладом «Основные результаты деятельности государственных финансовых органов Новосибирской области за 2021 год. Перспективы и задачи на 2022 год и плановый период» выступил министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко.

Точки напряжения

«Из ключевых направлений глобально ничего не поменялось, — отметил министр. — Если говорить о вызовах 2021 года, помимо общепонятного традиционного направления усиления инфляционного давления, а также связанной с «пандемийной историей» неопределенностью и рисков принятия ограничительных мер, было еще две темы: проекты государственно-частного партнёрства, которые перестали носить единичный характер, и то, что мы вошли в 2021 год с планами и параметрами по дефициту и долгу более установленного правительством РФ по нашему региону допустимого значения».
Говоря об инфляции, министр отметил, что еще в прошлом году было ясно, что новый её виток, прежде всего, был обусловлен тем, что государственные банки и финансовые регуляторы исчерпали потенциал удерживания инфляции из-за минимальных ключевых ставок — «таргетировать было нечем». Увеличение присутствия в финансовых взаимоотношениях именно бюджетов всех уровней привёло к тому, что сильно увеличился уровень накопленных разными странами государственных долгов. «Понимание, что альтернативой повышению ставки могло бы быть ограничение роста бюджетных расходов, столкнулось с тем, что социальные обязательства у всех государств росли в связи с коронавирусной повесткой и монетарным стимулированием своих экономик. Укрупненно в нашем регионе так выглядела история индекса цен и заработной платы — мы наблюдали достаточно серьёзный виток показателей, которые характеризуют рост затрат. Все изменения, которые мы вносили, носили приоритетный характер — мы «вытягивали стройку, дороги», оказывали целевую поддержку жилищно-коммунальному комплексу, понимая, что рост бюджетных расходов совершенно очевиден».
Учитывая сложившиеся реалии, в качестве антиинфляционных задач Виталий Голубенко обозначил инвентаризацию переходящих финансовых обязательств, определение степени актуальности проектно-сметной финансовой документации. «Задачи понятны, — отметил министр, — просто сейчас все эти задачи приобрели другой масштаб и порядок цифр, и, соответственно, сроки, в которые мы планировали это выполнить, будут скорректированы. С точки зрения мер антивирусного характера, помимо стандартных, классических накоплений и ресурсов в резервном фонде, мы отрегулировали налоговое законодательство, максимально расширив деятельность, которая доступна предпринимателям на основе патентной системы налогообложения, установили налоговые каникулы для впервые выходящих на рынок предпринимателей, защитили от ассигнований по реальному сектору экономики, вели общественно неагрессивную информационную компанию по необходимости уплаты имущественных налогов физическими лицами».
Как положительный фактор в плане государственной поддержки отраслей экономики министр отметил то, что уже второй год удается формировать бюджет с защитой специальных статей господдержки промышленности, предпринимательства, науки. Запущен механизм, который предоставляет профильным министерствам дополнительные бюджетные ассигнования, основываясь на сверхплановых прогнозах возможностей получения дополнительных доходов от тех отраслей, в которые вкладывается государственная поддержка.
В финале выступления Виталий Голубенко подчеркнул, что сегодня ситуация требует того, чтобы в связи с возникшими обстоятельствами сверять ощущения с представителями финансового сектора и переводить их в практическую плоскость.

Обратная связь

Немаловажную тему, связанную с рассмотрением обращений граждан, организаций и общественных объединений в адрес регионального минфина, раскрыла в своём выступлении консультант отдела кадров правового управления министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области Карина Меженная.
«Мне несколько раз пришлось участвовать в этой работе, — предварил выступление спикера Владимир Женов, — и могу сказать совершенно неожиданное: наши граждане пишут в минфин как в последнюю инстанцию и по любому поводу — начиная с того, почему батареи холодные, и заканчивая тем, что все банкиры — жулики и воры, причём, все. При этом все обращения обязательно фиксируются в общественной приёмной и официально рассматриваются».

Нужно сказать, что обращений не так много, хотя по сравнению с 2020 годом их количество увеличилось на 50 процентов. При этом наиболее распространенными темами стали непосредственно вопросы финансов, а также основ конституционного строя и правосудия. Как важный элемент обратной связи при этом докладчик обозначила использование портала «Госуслуги» и социальных сетей, где минфин, активно переводящий деятельность в цифровой формат, полноценно представлен.
Комментируя выступление Карины Меженной, Виталий Голубенко добавил, что Центр управления регионом в Новосибирской области, реализующий систему обратной связи и являющийся вертикально интегрированной структурой, вскрывает и реагирует на ключевые, наиболее актуальные, массовые проблемы граждан. «Это даёт нам возможность сконцентрироваться на той проблематике, которая имеет наиболее сильный социальный резонанс, — отметил он. — Изучая способность органов власти работать в таком ключе, было выявлено, что не все органы власти умеют правильно позиционировать в обществе. Очень часто представитель органа власти может рассказать, что он сделал и почему это хорошо, не «отзеркаливая», как тебя слышат и как воспринимают рядовые граждане. Отсюда — первые шаги нашего министерства по работе в социальных сетях».
«На самом деле, данная работа — очень ёмкая, этим достигается и публичность, и открытость министерства», — резюмировал председательствующий.

Под санкциями

«Мы собрались в непростых условиях — сегодня, образно говоря, мы все «живём в другой стране», поэтому на нашем заседании присутствуют представители всего спектра финансовых услуг, в том числе — руководители банков, попавших, в силу сложившихся обстоятельств, в санкционный список, у которых накопилось много вопросов, много информации и которые могут высказаться по любому поводу».
Такими словами Владимир Женов начал важнейшую, заключительную часть заседания Совета, диалог — первое: как быть финансовому сектору, который(в числе первых)прямо или косвенно попал под удар санкций, второе — как скажется на устойчивости финансовой системы повышение Центробанком ключевой ставки до 20 процентов, и третье — как почувствуют себя субъекты малого и среднего предпринимательства.
Николай Шилов, управляющий Новосибирским отделением ПАО «Сбербанк», отметил, что по шоку эта ситуация не имела ничего общего ни с одним экономическим шоком, с которыми приходилось сталкиваться до этого. Это не могло не сказаться и на населении, которое, обладая хорошей исторической памятью, ринулось в банки снимать все наличные деньги, это был пик, начиная с 2014 года. Офисы работали без выходных. В целом это заняло 10 процентов пассивов, что для банка такого уровня не является критичным — «стабильность не нарушилась». Банк предпринял ряд мер, чтобы охладить спрос на снятие, что постепенно удалось сделать. В связи с существенным поднятием ставок по вкладам, стремительно вырос их приток. Важно и то, что даже в такой обстановке неопределенности банк не перестал кредитовать ни одну отрасль, включая ОПК.
Ключевая задача в подобных обстоятельствах всегда — возвращение и сохранение доверия к финансовой системе в целом, подчеркнул Шилов. «Не хотелось бы, чтобы новая реальность переросла в «новую нормальность»», — сказал он.
Управляющий операционным офисом РОО «Новосибирский» ПАО Банк ВТБ Сергей Никулин подтвердил тенденции, озвученные коллегой в предыдущем выступлении, заметив, что «основной прогноз в том, что прогнозы можно будет строить лишь в конце апреля». Тем не менее, ВТБ уже начал возвращать кредитные каникулы и отсрочки для населения.
Управляющий Сибирского филиала ПАО Банк «ФК Открытие» Вячеслав Брюханов добавил, что есть разные нюансы относительно ведения внешнеэкономической деятельности в связи с санкциями, необходимо выстраивать «новые маршруты». Он отметил, что банковскому сообществу очень важно понимать более долгосрочный прогноз от правительства и Минфина. В том числе — как будут выглядеть корпоративные меры господдержки, в том числе — для малого бизнеса, «конкретно — цифровой вариант». Как опасение Брюханов обозначил появляющуюся информацию о замедлении расчетов по Госзаказу, это влияет на оценку рисков: «можно ли это как-нибудь оценить»?
Генеральный директор Банка «Левобережный» Владимир Шапоренко как яркий представитель регионального банкинга охарактеризовал ситуацию со сдержанным оптимизмом.
Некоторым последующим диссонансом прозвучало выступление управляющего сибирским филиалом Промсвязьбанка Дениса Голубева, заявившего, что, по его мнению, и масштаб ситуации, и риски сильно недооценены. Ничего подобного в постсоветской истории не было, поэтому накладывать на это в качестве кальки какой-то ранее полученный опыт достаточно сложно. Это касается и корпоративных клиентов — «абсолютно неясно, как они воспримут эту ситуацию, что будут делать и что не будут». «Если мы будем просто наблюдать за этой ситуацией до апреля, то, возможно, в мае наблюдать будет не за кем — очень многое будет зависеть от того, что будет предпринято или не будет».
Аналогичную точку зрения высказал директор новосибирского филиала банка «Санкт-Петербург» Павел Лосев.
В силу того, что ситуация меняется стремительно, получить ответы на возникающие практически ежедневно вопросы просто нереально. Но они нужны — и чем быстрее, тем лучше для всех.

Сергей ГОНТАРЕНКО